«Врач сказал: «Я вам соболезную». Судья вернулся в футбол после онкологии
РФС рассказывает удивительную историю Виталия Анисимова из Краснодарского края.
Конкурс «Россия – футбольная страна» проводится уже четвертый год, и за это время Российский футбольный союз убедился, как много интересных человеческих историй скрывается за каждым проектом-участником. Не всегда эти истории могут стать проектом, но они однозначно заслуживают отдельного внимания и могут быть полезны другим людям. Одна из таких принадлежит Виталию Анисимову, футбольному судье из Краснодарского края. Рассказываем удивительную историю человека, который победил рак и вернулся на футбольное поле.
Виталий Анисимов живет в маленьком городке Краснодарского края – Тимашевске. Ему 40 лет. Когда-то он был главным арбитром первого дивизиона и имел перспективы оказаться в Премьер-лиге, но в итоге закончил профессиональную карьеру в 29. Сейчас он работает воспитателем в тимашевском казачьем кадетском корпусе и судит матчи любительских команд региона. И это – настоящее чудо. Еще полтора года назад заниматься привычными делами он мог только мечтать – внезапная болезнь, тяжелое лечение и полная неизвестность.
Здоровяк по прозвищу «Бодрый»
Семья Анисимовых хорошо известна в краснодарском краевом футболе. Виталий – один из лучших арбитров региона. Высокий, крепкий, улыбчивый парень с прозвищем «Бодрый». Его отец – Владимир Витальевич – много лет возглавлял спортивную школу в Тимашевске, был инспектором чемпионата края по футболу. Старший брат Евгений руководил отделом по физической культуре и спорту Тимашевского района. Сестра Людмила также занималась спортом – баскетболом, становилась многократным чемпионом края.
Виталий Анисимов:
– Прозвище появилось в 2006 году. Я помогал в матче 3 дивизиона, и в перерыве в судейскую вломился начальник одной из команд. Стал ругать главного арбитра, на что я попросил его покинуть судейскую и дать нам отдохнуть. После этого он оставил главного в покое, подошел ко мне и спросил: «Может, тебе разок втащить по лицу?». Я встал со стула и оказался выше него на три головы: «Ну, попробуйте». Он ответил, что я слишком бодрый и покинул судейскую. Эта история потом долго ходила в футбольных кругах юга, и с тех пор все стали называть меня Бодрым.
Однако за 2 года до этого Виталий даже не думал о футболе. Изначально вся семья имела отношение к баскетболу. Владимир Витальевич работал тренером в баскетбольной секции спортивной школы, и все его дети решили заниматься именно этим видом спорта. Виталий со 2 класса до 20 лет играл в баскетбол на любительском уровне, со взрослой командой становился чемпионом края – это такое же большое достижение, как и в региональном футболе, где стать чемпионом очень трудно из-за высокой конкуренции. После школы поступил в Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма на кафедру спортивных игр, специализация «баскетбол».
Виталий Анисимов:
– Так бывает, что, связывая будущее с одним видом спорта, тренируешься по 2 раза в день, играешь и находишься в теме, вдруг происходит резкий поворот. Начался баскетбольный сезон, и я на самом старте подвернул ногу на площадке – перелом берцовой кости. К концу сезона смог восстановиться, вернулся, и в последней игре случается рецидив, перелом в том же самом месте. Уже под вопросом передвижение просто на двух ногах. Вот так закончилась баскетбольная жизнь. Надо было что-то делать дальше.
В 2004 году отец и брат, уже имея на тот момент квалификацию судей по футболу, подсказали Виталию обучиться в Школе молодого арбитра Краснодарской краевой федерации футбола. Тогда шел первый набор под руководством известного арбитра, ассистента судьи Премьер-лиги Василия Правило. В 21 год Виталий внезапно попал в судейство, однако там он сходу ощутил себя максимально комфортно. Чуть позже пошли успехи: с 2007 года стал ассистентом второго дивизиона, с 2009 года – главным арбитром, в 2011 году попал в первый дивизион.
Виталий Анисимов:
– До 2012 года я судил в первом дивизионе – застал конец одного сезона и начало другого. Всего провел 13 матчей. Премьер-лига была близка. Я даже полетел на сборы с судьями Премьер-лиги – Розетти тогда выбрал молодых и перспективных Иванова, Москалева, Сухого, Шадыханова, Костевича, меня и других. Но в конце концов было не суждено остаться в профессиональном судействе. Ничего страшного, хотя очень интересно было идти к такой цели. Мы до сих пор общаемся со многими ребятами, с кем проходил весь тот путь, сохраняем человеческие отношения.
570 метров до стадиона
Виталий завершил карьеру в профессиональном судействе в 29 лет, продолжив работу в региональных любительских соревнованиях. Все это время параллельно с судейством он, окончив вуз, работал по специальности в тимашевской спортивной школе. Затем стал заведующим базой гребного спорта, где со временем круглогодично начали заниматься академической греблей спортсмены со всей страны. А спустя 12 лет устроился в кадетский корпус воспитателем 7 «Б» класса. В корпусе живут и обучаются мальчики с 7 по 11 классы: с утра до обеда – учеба, после обеда до отбоя – физподготовка, ОБЖ, различная спортивно-массовая работа в школе под руководством воспитателя.
В июле 2022 года воспитанники Виталия, окончившие уже 9 класс, получили в качестве поощрения путевку на пеший поход от Горячего Ключа до Архипо-Осиповки. Программа состояла из живописного недельного маршрута по предгорьям Кавказа с проводником и проживанием в палатках. Кадеты вместе с Виталием в полной экипировке отправились в этот поход, однако их застал сильный ливень. Ужасная погода продолжалась пять дней из семи.
На следующий день по возвращении из похода Виталий отправился судить матч чемпионата края в станице Динской и там заметил, что резко похудел. Отнесся к этому спокойно – связал потерю веса с большой физической нагрузкой во время похода, вышел на поле и начал матч.
Виталий Анисимов:
– Уже в игре я почувствовал, что со мной что-то не так. Как будто что-то мешает дышать, и легкие не работают полноценно. После игры я обратился в тимашевскую поликлинику, меня положили в стационар как с воспалением легких. На третий день сделали КТ, которая показала рак в четвертой стадии. Доктор отдал мне бумажку и сказал: «Вы не мой клиент, надо срочно ехать в Краснодар. Но я вам соболезную». Я вышел из поликлиники с этой бумажкой, сел на лавочку и позвонил отцу.
Виталий с отцом отправились в краснодарский центр грудной хирургии. Там узнали точный диагноз – «неходжкинская лимфома. Крупноклеточная В-клеточная лимфома». Хирургическим путем при условии сохранения легкого убрать этот лимфоузел было невозможно – он находился в месте большого скопления кровеносных сосудов. Врачи предложили глушить опухоль путем гематологии. Для этого в сентябре Виталий перебрался в краснодарский онкодиспансер и остался там на следующие полгода. Первый курс химиотерапии не помог, и его заменили на другой, 12-недельный. Процедура проходила каждую среду.
Даже во время сложного лечения Виталий старался выбраться на футбол. Виталий посчитал: 570 метров – столько ему нужно пройти от онкодиспансера до стадиона Кубанского государственного университета, где с декабря по апрель ежегодно проходят матчи Зимнего турнира города Краснодара. Это популярное соревнование среди региональных любительских команд проводится уже больше 60 лет, а к судейству матчей привлекаются ведущие арбитры. По выходным, когда была возможность, Виталий ходил на стадион к своим друзьям, не только судьям – тренеры и игроки команд-участниц, как и вся футбольная общественность региона, сопереживали ему и поддерживали в такой сложный период жизни.
Виталий Анисимов:
– Были моменты, когда становилось страшно. Когда отец привез меня в онкодиспансер, и мне было так плохо, что я не смог выйти из машины. Или когда в легких начала скапливаться вода, и меня отправили в реанимацию на 10 дней. Врачи за это время откачали у меня 7 литров жидкости. Первые 4 ночи я не спал, потому что во сне мог задохнуться. Спасался стихами – учил их, знал, что самое любимое занимает 8 минут. Прочитал 10 раз, значит, прошло 80 минут. Еще выучил молитву «Отче наш», за ночь раз 100-200 читал.
Терапия в Витебске и ремиссия
Лечение не помогало, внешний вид становился хуже. Через 3 месяца в больнице Виталий потерял почти 20 килограммов веса, похудев до 74-х при росте 192 сантиметра. А после окончания 12-недельного курса химиотерапии позитивных изменений не случилось, и Виталий по направлению уехал в Санкт-Петербург. Там ему предстоял новый курс химии, и если после первой процедуры будет реакция организма, то курс продолжат. Если нет, останется последний шанс – лечение в Витебске.
После первой процедуры в Петербурге стало понятно, что надо ехать в Беларусь. Однако денег на это уже не было, и семья публично обратилась за помощью к неравнодушным людям. Футбольная общественность Краснодарского края, друзья и знакомые из других регионов помогли собрать нужные 4 миллиона рублей. Началось тяжелое лечение в Витебске. Больше двух месяцев Виталию проводили CAR-T-терапию. Это современный метод лечения онкологии, при котором у человека забирают из крови часть лимфоцитов для дальнейшей модификации, чтобы они умели распознавать раковые клетки, затем полученное лекарство внедряют обратно в кровь человека. Модифицированные клетки начинают уничтожать больные.
Виталий Анисимов:
– Во время терапии были сумасшедшие побочные эффекты. Но меня предупреждали, я был готов. А когда ввели препарат, я физически и морально стал чувствовать себя лучше. Началась ремиссия. Теперь каждые 3 месяца приезжаю на контроль в Витебск, прохожу «техосмотр», сдаю анализы, по которым врачи видят, что во мне это лекарство еще есть и оно еще действует. Пока больше ничего не принимаю, просто нахожусь под наблюдением. Врачи разрешили заниматься физкультурой. Я попробовал судить зимнее первенство 7х7 в Тимашевске на маленьком поле. Почувствовал себя в порядке и решил, почему бы не судить на большом поле? И в январе уже вернулся на Зимнее первенство Краснодара. Эмоции потрясающие!
Виталий вернулся и в кадетский корпус, сейчас его воспитанники учатся уже в 11 классе. На выходных судит матчи, обучал молодых судей – слушателей Регионального центра подготовки футбольных арбитров, которые получали практику на турнирах в Геленджике. Все свободное время проводит с семьей. Признается, что в самые тяжелые моменты лечения больше всего переживал не за себя – за родных. Прежде всего, думал о маме, потом – о жене, двух дочках, отце и всех остальных. Понимал, что, если он не выкарабкается, это может запустить необратимые процессы в семье. А этого нельзя допустить.
Виталий Анисимов:
– Конечно, судейство на протяжении 20 лет помогло выработать внутренний стержень, характер. На первых порах судейской карьеры я сталкивался с агрессией и оскорблениями, что пришел в футбол из баскетбола. Спустя некоторое время эти же люди благодарили меня за игру и спрашивали, когда приеду к ним снова? Сейчас остался только позитив. Во всем. Я хочу радовать маму с папой, черпать энергию в семье, потому что мы можем очень многое потерять, если просто не хватит времени. Не нужно его тратить понапрасну.
При этом я понимаю, что не совсем здоров. Да, нахожусь в ремиссии, но болезнь никуда не ушла. Мне дали первую группу инвалидности на год, она закончится в декабре. Если заберут – ну, и пусть. Я себя в инвалиды не записывал. Вообще, я не был в безнадежном состоянии, но я был около него, а в самом начале я был в отчаянии. Но нужно искать в себе силы сражаться до последнего и верить в чудо. Всем, кто столкнулся с болезнью, я хочу пожелать терпения и веры. Если ты сам опустишь руки, никакие доктора тебе не помогут.
Фото: личный архив
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Самое интересное,что при таком лечении люди живут обычной жизнью,не нужно долгого восстановления и тяжелого периода интоксикации...сами опухоли будто замораживаются.
Всем болеющим людям желаю выздоровления.а всем врачам и ученым,ищущим пути борьбы со сложноизлечимыми и неизлечимыми заболеваниями,желаю успехов в вашей работе.
Надеюсь приблизится тот момент,когда люди начнут наконец умирать просто от старости.
Огромное уважение, что не опустил руки и вытерпел. Здоровья и долгих лет.
Я отца похоронил три года назад, рак легких. Не старый еще был, 69 лет.
Берегита себя.