Учат в школе
Весь период обучения я провел в Москве, каждое утро, как в школу, к 9 – на занятия, и сидишь часов до 4. С трудом вспомнил, когда я последний раз брал ручку в руки – наверное, в школе, может быть, в институте.
Среди предметов есть такие, когда уходишь в настоящие дебри. Например, биохимия. Основные поверхностные знания в таких предметах приобретаешь на протяжении карьеры (например, всегда на медосмотре нас обвешивали специальными датчиками), но, естественно, я никогда не углублялся в формулы – это по-настоящему тяжело. На других занятиях проводим тренировки в паре с другим учеником ВШТ. Опять же встречи с опытными тренерами, к нам на курс приходили Зико, Лаудруп, Слуцкий, Непомнящий, Грозный. Конечно, речь шла не о формулах, каждый рассказывал о своем, о жизни футбольной, о построении команды, о построении тренировочного процесса. Особенно запомнился Зико. Он рассказывал о тактике и манере игры ЦСКА, а в конце он встал и сказал: вот нас в свое время точно так же учили, в Бразилии, но все равно – вы должны все делать на своем опыте, и когда вы станете тренерами, все это забыть и доверять только своей интуиции. Разговаривая на эту же тему с Адвокатом после приезда из ВШТ, лишний раз в этом убедился, он сказал: когда станешь тренером, ты должен только сам все решать и делать так, как сам видишь.
Со мной учились чемпионы России: Бесчастных, Парфенов, Маминов, Булатов. Но больше всех я общаюсь с Сашей Беркетовым, он играл в ЦСКА, затем в «Роторе». Он работает помощником Долматова в «Ростове». Мы знакомы с тринадцати, получается – 20 лет. С ним я всегда больше всего общался по жизни, он мой близкий друг и, естественно, и в ВШТ мы общаемся больше всего.
Сперва мы учились в Москве, потом уехали на сбор в Турцию, затем снова вернулись в столицу. В Турции мы просматривали много матчей и тренировок разных команд. Футбольные задания были такие: сделать доклад на тему «Переход от обороны к атаке в команде «Урал». Мы с партнером выходили к доске и рассказывали своим сокурсникам, они затем оппонировали по ходу дискуссии. До драки, правда, не доходило. Еще мы смотрели тренировку «Урала», и одним из заданий было посмотреть, что из тренировочных заданий футболисты переносят на игру, что получилось, что нет. Так как у «Урала» много игроков приезжало на просмотр в условиях кризиса, то наигранных связей в матчах не видно.
Самый запомнившийся предмет – психология, преподает его женщина, курс идет в форме диалога, а так всегда интересней, несомненно. Можно поспорить, можно поправить, и время в таком общении пролетает очень быстро. Если все передавать – уйдет много времени. Общение с судьями, с соперником – знай я это все раньше, я бы вел себя менее эмоционально в одном моменте, более – в другом.
Еще в конце обучения в Москве мы сыграли товарищескую игру с командой «Спортакадемклуб», два тайма по 30 минут. Все бывшие футболисты, которые учатся в ВШТ, вышли на поле. Первый тайм мы сыграли 0:0. На второй тайм нас не хватило, конечно, проиграли 1:5. Играл я где-то в центре поля, вместе с Володей Маминовым – первый раз в своей карьере. Тренером у нас был человек из команды «Краснодар», которая сейчас, из-за всех этих отказов, оказалась в первой лиге. Он сам играть уже не может, ему под 50, так что он нами руководил. Ему звонил потом президент, и тот докладывал: «Я таким количеством высококлассных футболистов никогда не руководил, дайте мне такой состав!».
Я бы не сказал, что у меня есть нелюбимые предметы, есть просто тяжелые. Один из них – теория спорта, о том, как идет построение тренировки: как одно из другого вытекает. Это интересно, но непросто дается. У нас был очень дружный класс, кто-то умнее, кто-то глупей, кто брал дополнительную литературу, кто-то быстрее уставал на занятиях, ну, как обычно. Следующий раз нам надо появиться в ВШТ в конце ноября. Нам надавали заданий. Надо реферат написать по психологии. У меня тема – «Взаимоотношения иностранцев в российских клубах». Составить план тренировок на примере команды премьер-лиги в течение одного месяца, подготовительного или уже в течение сезона. Но это я уже попрошу Адвоката – мне это на самом деле интересно. Я сейчас веду кой-какие блокноты, записываю, как проходят те или иные тренировки. Так что в итоге я выделю самое главное, посовещаюсь, наверное, не с Диком, чтоб его не отрывать, а с Бертом – как что проходило в тот или иной день.
куда уж более эмоционально-то? :)
Несведущий человек посчитает «приходящих на курс» за криминальных авторитетов ))