Теперь вы еще больше узнаете Руса: редактор Спортса о пути от Трибуны до работы в редакции, самом сложном тексте и правиле хороших постов
Свое первое сообщение Руслану я написал больше двух лет назад, когда только пришел в Sports, и я благодарен за каждое его ответное сообщение. А еще пожелал бы каждому встретить такого классного товарища на работе или в любом общем деле. И я это написал не потому, что он прочитает этот пост.
Руслан всегда готов к любой затее, мастерски шутит, а еще очень быстро и доступно объяснит, чем хороший текст отличается от плохого. Мог бы описать еще с десяток его удивительных качеств, но тогда вы точно подумаете о нашем заговоре.
Руслан зарегистрировался на сайте 7 лет назад, через два года попал в редакцию после того, как его заметили на Трибуне. Уже около 5 лет он работает в редакции, поэтому этот разговор напрашивался очень давно. А теперь к беседе.
− Конечно, ты уже давно не только легенда Трибуны, но и Спортса (как бы скромен ты ни был, но это так), но даже ты когда-то начинал. Расскажи, как это было: ты зарегистрировался на сайте, а дальше начал публиковать посты?
− Я категорически не согласен с твоим утверждением, но ладно! И еще оговорка: я наверняка не очень корректный пример того, как стать легендой Спортса (не отпущу эту формулировку). До попадания на карандаш я уже написал и перевел десятки текстов для фан-сайта «Манчестер Юнайтед» с жесткой редактурой (профессиональный подход!) и работал для «Эксмо».
Кстати, тоже благодаря Спортсу. Осенью 2018-го блогер Трибуны (!) разнес перевод автобиографии Клаудио Раньери − был такой скандал, что «Эксмо» уничтожило весь тираж. А в комментарии Спортсу представитель издательства сказал такое:
«Если среди читателей, авторов, блогеров Sports.ru есть люди, разбирающиеся в разных видах спорта, которые готовы работать с нами, это интересно. Свои предложения они могут отправлять на электронный адрес».
Ну я и написал. После успешного тестового задания мне дали на перевод автобиографию Уэйна Руни − как же я ##### (удивился): любимая команда, любимый игрок. После Руни перевел еще несколько книг. «Футболоматику» и «Кроссовки. История мирового безумия» очень рекомендую.
Возвращаюсь к твоему вопросу. Пришлось посмотреть дату регистрации: 2 марта 2017-го. Не знаю, почему зарегистрировался именно в этот день − точно читал сайт до этого, просто без профиля.
Вообще я работал в магазине канцтоваров, но, конечно, мечтал и писать. Так и вышел на manutd.one (тот самый фан-сайт «Юнайтед»), где переводил, писал, а потом и редактировал (думаю, ужасно). Кажется, летом 2018-го я понял, что надо решать: или продолжать работать в магазине и ограничиваться парой текстов в месяц как хобби, или рискнуть. Ну, я рискнул. Дальше были много работ новостником на сайтах разной тематики и «Эксмо» – параллельно с manutd.one.
Поворотным моментом стала весна 2019-го. Коллега по «Буре в стакане» Дмитрий Письменский, с которым мы тогда вместе писали для фан-сайта «Юнайтед», предложил вести блог на Спортсе − и я как-то резко включился.
Мы сразу решили делать не только короткие посты, но и достаточно большие разборы с графикой (тут помогал Дима). Первым на главную залетел текст про любимого Дэйли Блинда (как я рад, что у него все хорошо в «Жироне»!). А после поста про крайних защитников за мной пришли.
− Кто первым из редакции тебя заметил и советовал что-то о блоге и постах?
− Я не спрашивал, кто заметил и вынес на главную первый текст про Блинда − допускаю, что Дима Долгих 💔
После текста про крайков на меня вышел Саша Фадин aka Pity Bjornson и предложил делать «Ман Юнайтед» снова великим − хотя бы на Спортсе. Особенно смешно, учитывая, что Фадин болеет за «Ман Сити».
Несколько месяцев Саша плотно занимался мной: раз в неделю стабильно накидывали идеи, темы, замечания. А в августе 2019-го в блоговой редакции освободилось место − и меня взяли. После этого за меня взялось сильно больше людей.
Кстати, неочевидный лайфхак, о котором меня периодически спрашивают знакомые: чтобы ваш пост заметили, нужно его как минимум написать.
– А верно понимаю, что до 2019-го у тебя не было «обычной» редакционной работы? То есть ты не проходил сразу несколько кругов редактуры? Все-таки работа над книгой и в медиа две большие истории, мне кажется. Или нет?
– Запрессинговал меня вопросами, как Амад Диалло «Ливерпуль» *бросает микрофон*.
Ну, такого уровня редактуры точно не было. Но в «Эксмо» тоже жестко проходились по книге – просто это было в формате «Я читаю вашу книгу неделю и буду периодически вам писать». Да и на фан-сайте старались – стоит признать: для абсолютно некоммерческого проекта manutd.one держит отличную планку.
− Что для тебя было самое сложное и почему? Сразу получилось понять и принять стилистику Спортса?
− Сложнее всего было принять интерес к РПЛ 🙈🙈🙈
Если без шуток, то сложнее всего было взять 10 источников или двухчасовой подкаст и упаковать быстро в плотный фактбокс − концентрированный пост без лишних деталей. Помню, как первый текст (про легендарный трансфер Сутормина за полтос) я провалил − за мной целиком переписывал Глеб Чернявский.
А по поводу стилистики… это получилось само собой, органично. Никто из меня не выбивал «барражировать на грани офсайда», «обоюдоострые атаки» − как-то они не зацепились на мне и до этого. Наверное, это тоже везение.
– Какой пост был для тебя самым сложным как автора и как редактора. Почему?
– Как редактора не скажу – думаю, это некорректно. А с точки зрения автора: наверное, текст на смерть Димы Долгих.
− А кого ты привел и нашел на Трибуне в редакцию? Были ведь такие ребята, которые сейчас уже не просто блогеры, а авторы редакции?
− У успеха как всегда десятки отцов. Буду считать, что я причастен к появлению в редакции Валерия Самсонова, Тимура Бокова, Вадима Высоцкого и Антона Фадина. И Письменского тоже, конечно: он пинал меня, я его − схема работает до сих пор.
– А как у вас это работает? Ведь «Буря в стакане» не только классный блог, но и телеграм-канал. Вы разделяете обязанности или просто каждый из вас что-то видит, кидает другому, а потом уже как-то неудобно не опубликовать? Ведь блог это в любом случае работа, а с каналом все чуть по-другому.
– Сначала было именно так, как ты описал: мы обсуждали, а кинуть ли вот такой пост или не стоит. Сейчас чаще на паучьем чутье: понимаем, что точно можно считать нашим форматом, что интересно – можно даже не обсуждать.
− За годы (хе-хе) на сайте какие изменения ты наблюдаешь на Трибуне? Ты ведь точно застал смену одной из эпох? И как относишься к классическому «Трибуна уже не та».
− Точно не та. Рост соцсетей − особенно телеграма − изменил подход. Уже не получится воткнуть пиратское видео «Вау, Куарежма исполнил еще одну рабону» и набрать сотни плюсов. Аудитория почти наверняка уже видела этот фрагмент в соцсетях. Аудитория (как кажется) уже пресытилась такими постами на постоянной основе.
Тем более в футболе все сильнее запрос на аналитику. И Спортс тут не исключение: статистика, аналитические авторы, дайджесты «Тактика выходных» и рейтинги лучших клубов.
Окей, это редакционные примеры. Но на Трибуне есть автор, который с помощью машинного обучения создает фильтры для поиска игроков − и описывает это! Рядом блогер разбирает Бундеслигу через xT.
Да, не всем это нравится − даже некоторые комментаторы публично воюют с ожидаемыми голами. Но это новые реалии. Кому-то нужны жизненные истории, кому-то такое.
– На этой неделе ушел Василий Уткин. Конечно, хочу спросить тебя о двух моментах: ты смотришь футбол с включенным звуком? Потому что я отнюдь не всегда. И стал я это делать не так давно.
– Какой-то хейт современных комментаторов? (смеется) Да нет, со звуком слушаю. Более того, в голосовании любимых комментаторов я выбирал в основном новых и молодых. Люблю, например, сектанта «МЮ» Дениса Наливайко.
– И вдогонку к твоей реплике о цифрах и тактике: тебе не кажется, что текстов с цифрами становится все больше, а вот спокойной, вдумчивой публицистики (простите, колонок) все меньше? Причем, видно ведь, как на колонки часто реагируют пользователи.
– Саша, тебе надо чаще смотреть в паспорт. Ты официально старый! Особенно нравится термин «вдумчивая» – сразу видно хейтера аналитики. Я не делю их так: для текста с цифрами порой надо думать сильно больше.
А что делать, если и колонки – с цифрами? Как у Андрея Клещенка, например, или Вадима Лукомского. Это ломает твой черно-белый мир? (смеется)
Цифр стало больше в футболе (и вообще мире), очевидно же. Вместо «горящих глаз» спортивные психологи, вместо общего подхода к тренировкам – датчики на игроках. Это все цифры, пусть и в разной форме. Глупо их игнорировать.
Возможно, колонок немного. Но уверен, их и не должно быть много – так каждая запоминается ярче. Каждая из них – сильная эмоция, которую ты переживаешь вместе с автором. Мне как раз казалось, что в какой-то момент, во многом и благодаря величию и наследию Василия Уткина, их стало слишком много. Жизненный пример: в кофейне рядом с моим домом продают великолепную панна-котту. Однажды я натурально ее переел – и потом смотреть не мог в сторону витрины два месяца.
Допускаю, что не читал бы каждую колонку Вадима Кораблева, если бы он писал их каждый день (прости, Вадим!).
Вот текст Андрея Тарасова про «Атлетико», ломающего непобедимых – панна-котта. Можно неделю не есть.
− Девальвация плюсов (возможно, тут нужен другой термин, я не специалист) произошла, по твоему мнению? И почему, если 4-5 лет назад хороший пост легко собирал 1000 плюсов, то сейчас по-другому?
− Девальвация − отличный термин. Но про 4-5 лет ты ошибаешься: в 2019-м, например, всего 30 постов пробили эту планку – за год до этого было больше 50. Может, эмоции выхолостились после чемпионата мира. Может, постов на Спортсе стало сильно больше: когда плюсануть хочется три вместо одного, то и лайкаешь меньше.
А может просто плюсование изжило себя?
− Если бы тебе сказали: Руслан, делай с Трибуной что хочешь, что бы ты сделал (кроме варианта «закрыть»)?
− Может уберем плюсы, раз так?)
− Из чего состоит твой рабочий день?
− Написание своих текстов, редактура, рабочие созвоны (к сожалению!).
– Это работа 24/7? Ты устаешь от текстов настолько, что уже не можешь читать или хочешь просто заорать и попросить всех писать поменьше знаков?
– Да, круглосуточно, поэтому в редакции все сидят на тяжелых наркотиках. Ладно-ладно, это шутка. Только Лукомский.
Конечно, бывает моменты, которые Даша Конурбаева называет «горшочек, не вари» – но так не всегда. 99% времени я не ненавижу людей.
− Какие сайты ты читаешь, кроме Спортса? Можешь составить свой список аккаунтов в соцсетях или медиа, которые тебе нравятся?
− Невероятный секрет: The Athletic, телеграм и твитер. Лучший тг-канал − «Буря в стакане», конечно!
Ладно, еще несколько преступно недооцененных каналов (да, они про цифры):
− У тебя есть идеи текстов, которые ты все никак не напишешь, но хочешь это сделать? Или текст, который ты хотел бы написать, но дело даже не в свободном времени?
− Ой, это постоянный процесс. Видел же текст, который Глебчик выпустил спустя пять лет? Вот с идеями так же: в голове месяцами вертятся какие-то обрывки, но ты считаешь их неуместными, точно не сейчас, давайте после праздников.
А иногда просто понимаешь, что тема не твоя, потому предлагаешь ее более подходящему автору. Условно: знаю, что с финансами «Юнайтед» лучше справится Игорь Сергеев – и отдал тему.
В голове много лет идея огромного текста про Люка Шоу. Летом как раз юбилей его перехода – видимо тогда и напишу.
− Как давний фан «МЮ», что бы ты посоветовал Тен Хагу, если бы вы увиделись буквально завтра?
− Точно не слушать советы фанатов, какими бы адекватными они ни казались.
− Футбол сначала научился считать данные, а теперь несется с какой-то космической скоростью в пока не очень понятном направлении. Как ты думаешь, что ждет его дальше?
− Автоматический ВАР (без человеческого фактора) где возможно и чистое время.
− Составь топ-5 авторов спортивных журналистов, которых ты читаешь независимо от языка, на котором они пишут.
− У меня довольно попсовые варианты: из спортсовских Вадим Кораблев, Артем Денисов, вся тусовка «Англия, Англия» (Лукомский, Киселев, Палагин).
Дэвид Орнштейн (просто топ, но скорее не автор) и вообще The Athletic. Иногда из их текстов приходится выливать воду тазами, но информация уникальная.
Бонус: недооцененные топы − Валерий Самсонов и Тимур Боков. Не потому, что их якобы привел я.
Фото: из личного архива; Gettyimages/Dean Mouhtaropoulos / Staff, Alex Caparros / Freier Fotograf, Denis Doyle / Freier Fotograf, Michael Steele / Staff; РИА Новости/Алексей Даничев