6 мин.

Альберто Орландо–автор 1-го покера в истории ЕВРО. Он пережил войну и ранение, а с дебютом помогло исчезновение тренера

Больше материала в нашем Telegram

В качестве подготовки к предстоящему чемпионату Европы 2024 года мы продолжаем знакомить Вас с героями самых ранних евротурниров. Сегодня речь пойдёт об итальянце Альберто Орландо, быстром, мощном и энергичном форварде.

Детство у Орландо выдалось тяжёлым: бедная семья, ранение на войне, жестокий район. Положение спасла «Рома»

27 сентября 1938 года в одном из самых опасных районов Рима «Торпиннаттара» появился на свет Альберто Орландо. В те годы практически во всём мире, в частности и в Италии, было неспокойно, вовсю разгорались внешние и внутренние военные конфликты.

Из детских воспоминаний Орландо: «Солдаты бомбили Ченточелле (титулярная церковь Рима). Мы жили на третьем этаже. Моя мать сказала, что нам лучше пойти через дорогу к женщине, которая жила в маленьком одноэтажном домике. Когда мы переходили дорогу, прямо перед тем местом, куда мы шли, упала бомба. Нас всех ранила шрапнелью – меня, брата, мать. Я был на грани жизни и смерти. Осколок бомбы застрял у меня внутри между печенью и лёгкими. В итоге при операции удалили ребро, чтобы его достать. Помню я хранил этот осколок долгие годы спустя (смеётся)».

Преодолев последствия ранения Орландо всерьёз занялся футболом и был взят в академию «Ромы».

«Присоединение к «Роме» дало мне возможность выжить. Теперь я мог питаться намного лучше, чем раньше. Я получил 20000 лир на расходы (1 тысяча рублей по нынешнему курсу), и мы с семьёй смогли купить мясо у мясника. Я не помню, чтобы ел мясо до этого. Это был первый раз, когда я испытал хоть немного радости в денежном выражении».

«Я не знаю кто и почему привёл меня в молодёжную академию «Ромы». Мне было 14 или 15, когда я перешёл в «Рому С». Затем я перешёл в «Рому B» и наконец в «Рому A».

В выходе на высокий уровень Альберто помогли тренеры. Один раздавал пощёчины за тусовки, другой подсобил исчезновением

В римском районе «Торпиннатара», в котором новичок «Ромы» проводил большую часть своего времени, в середине 20 века процветала проституция, сутенёрство и алкоголь. Орландо не скрывал, что часто напивался и «приходил на тренировки в разных ботинках». Выйти на путь исправления и сосредоточиться только на футболе помог наставник Гвидо Мазетти, чемпион мира 1934 и 1938 годов. Под руководством Мазетти в 1957 году Альберто получил награду лучшему игроку юношеского турнира в Сан-Ремо.

Гвидо Мазетти

«Когда Мазетти дал мне ту самую знаменитую пощёчину, я понял, что мне нужно прекратить шутки, ибо в противном случае будут плохие последствия, и я ничего не добьюсь. Мазетти, наверное, был самым важным для меня человеком в юности».

Орландо взялся за ум и спустя некоторое время получил шанс проявить себя в первой команде. Однако при весьма (!) забавных обстоятельствах.

«В то воскресенье «Рома» на выезде встречалась с «Наполи» в Серии А. Меня включили в заявку. Тренера звали Алек Сток, и он внезапно исчез. Мы поехали в Неаполь на поезде без нашего тренера. Рулевым назначили Гуннара Нордаля – он был нашим центральным нападающим. Перед игрой мы вышли на поле, чтобы посмотреть на газон, подобрать нужные бутсы. Вдруг я услышал: «Орландо, тебя ждут в раздевалке!». Я зашёл в неё, и мне сказали: «Раздевайся». Я такой: «Что значит раздевайся?». Они ещё раз сказали: «Раздевайся, ты играешь». Это был мой дебют в Серии А». (Поясняет) Замена Нордаля, ставшего на один матч тренера, освобождала мне место в основе.

С тех пор началась замечательная и незабываемая карьера в «Роме», венцом которой стали победы в Кубке Ярмарок 1960/61 и Кубке Италии 1963/64.

Карьера Орландо порой напоминала голливудский фильм. В 1962 он сделал покер в дебютной игре за сборную, а в 1964 узнал о продаже в «Фиорентину» по ТВ

В самый разгар игры за «Рому» Альберто получил вызов в национальную сборную. 2 декабря 1962 он впервые вышел в майке «скуадры адзурры» и сыграл как Бог. 4 (!) мяча в 1/16 ЕВРО-1964 в ворота Турции позволили Италии пройти дальше, форварду войти в историю самого престижного турнира Европы среди национальных сборных.

Правда те 4 гола так и останутся единственными для Орландо за сборную страны. Сыграв через полгода ответный поединок c Турцией, он вернётся в неё лишь спустя 2.5 года, будучи уже игроком «Фиорентины».

Сейчас в это трудно поверить, но 60 лет назад желание игроков при трансферных сделках отходило на второй план. Так случилось и с нашим героем.

Будучи лучшим бомбардиром «Ромы» в сезоне 1963/64, Орландо был неожиданно сослан во Флоренцию прямо во время (!) медового месяца.

«У нас с женой был медовый месяц. И вдруг по телевизору я увидел, что меня продали в «Фиорентину».

Награда лучшему бомбардиру в 26 и конец карьеры в 30  – как квинтэссенция американских горок в жизни Орландо

В своём единственном сезоне в составе «фиалок» Орландо добился положительных результатов, настолько, что он вывел команду в финал Кубка Митропы, был признан пятым лучшим игроком и лучшим центральным нападающим сезона, попутно ещё и разделив звание лучшего бомбардира с Сандро Маццолой.

Летом 1965 года Альберто ушёл из «Фиорентины в «Торино». Сезон сложился для него и для команды плохо. «Быки» заняли лишь 10-е место в таблице, а форвард отметился лишь 5 голами в 25 матчах.

Переход в «Наполи» в 1966 году также не принес никакой пользе. Несмотря на то, что Орландо представилась возможность создать идеальный трезубец с такими чемпионами, как Хосе Альтафини и Омар Сивори, за два сезона в футболке «адзурри» он забил всего 11 голов в 60 встречах.

Провал вынудил игрока спуститься по карьерной лестнице всё ниже и ниже. Следующим клубом стал «СПАЛ», вылетевший в Серию Б. Но, к сожалению, даже в низах Орландо было не суждено реанимировать свою карьеру. Нападающий вышел на поле только 6 раз из-за серьезной травмы колена, которая заставила его завершить карьеру в возрасте 30 лет.

***

Альберто не винит судьбу за полные испытаний последние годы карьеры. Он благодарит Бога за то, что футбол открыл ему дорогу в жизнь и подарил ему крепкую и дружную семью.

«Мне повезло в футбольной карьере, но ещё больше мне повезло, что я прожил 65 лет со своей женой. Семья жены дала мне то, чего у меня никогда не было в детстве».

 ***

Последние материалы блога:

В лучшие годы он затмевал самого Пеле и звёздных футболистов «Реала». Ди Стефано рядом с ним боялся улыбнуться

Имрих Стахо – единственный вратарь, забивавший на чемпионате Европы

До ЕВРО-2024 осталось 100 дней. А чем запомнился самый первый чемпионат Европы?