Почему мужчины приходят в женский футбол?
Дискуссия о женском футболе часто фокусируется на привлечении молодых девушек, что иногда может затмевать привлекательность этого вида спорта для мужчин. Опрос YouGov, проведенный в 2023 году на 18 международных рынках, показал, что мужчины чаще, чем женщины, смотрят женские спортивные соревнования. Например, в Великобритании 23% мужчин смотрят женские виды спорта по сравнению с 15% женщин.
Учитывая это, «The Athletic» в декабре прошлого года запустил опрос среди мужчин-фанатов женского футбола, чтобы глубже изучить этот вопрос. За 15 дней было получено 4918 ответов.
Работает ли стратегия «менталитет одного клуба»?
88,7% болельщиков-мужчин считают себя сторонниками женской футбольной команды.
8,4 процента мужчин поддерживают женскую сборную по футболу, но не клуб.
73,6% болеют за одну и ту же мужскую и женскую команду.
С момента создания WSL в 2011 году в игре по-разному ценился «менталитет одного клуба». С профессионализацией WSL в преддверии сезона 2018/19 лига перешла к модели, в которой женским командам для участия в соревнованиях требовалась финансовая поддержка – по крайней мере, в среднесрочной перспективе – от мужских команд.
Сохраняется мнение, что это, наряду с успехом женской сборной Англии (который вызывает интерес на уровне лиги), является наиболее эффективной маркетинговой стратегией. «Арсенал» воспользовался этим, постоянно привлекая на «Эмирейтс» рекордное количество зрителей. Готовность болельщиков взаимодействовать с обеими командами – и степень, в которой поддержка обеих команд является инстинктивной – является показателем прогресса.
У этой модели есть критики, поскольку она отдает предпочтение командам, связанным с богатыми ресурсами клубами Премьер-лиги. Однако, как показывают результаты опроса, в поиске и удержании фанатов есть свои преимущества.
Если женская команда плохо поддерживается или не пользуется особой популярностью, поддержка не переходит мгновенно от мужской команды. В некоторых случаях эта модель рассматривает женские команды как второстепенные точки интереса или ответвления от «главной».
Фандом в женском футболе становится гибким. Там, где эти связи не сохранились, болельщики находят команды, которые соответствуют их ценностям, как морально, так и по игровому стилю. Профили и привлекательность отдельных игроков играют важную роль: болельщики могут уделять приоритетное внимание поддержке конкретного игрока или использовать этого спортсмена в качестве канала для более широкого ознакомления с клубом.
Как женщины влияют на участие мужчин в женском футболе
Каждый десятый респондент попал в женскую игру через своих дочерей
У мужчин в шесть раз больше шансов попасть в женскую игру через своих сестер, чем через братьев
Мужчины почти в два раза чаще попадают в женскую игру благодаря своим отцам, чем матерям.
При этом 14,9% респондентов ответили, что посещают матчи вместе со своими семьями. Эти цифры могут быть несколько занижены, но результаты исследования показали, что женщины играют важную роль в развитии интереса у мужчин к женскому футболу и посещении матчей.
Благотворительная организация Football Beyond Borders, исследующая влияние победы «Львиц» на Евро для девочек из бедных районов, подчеркивает, что для большинства девочек-подростков футбол «ощущается как нечто, диктуемое и опосредованное мужчинами и мальчиками». Отмечено, что отношения девочек-подростков с футболом часто колеблются «в зависимости от этих отношений».
Результаты «The Athletic» подтверждают и опровергают этот вывод. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что доступ девочек к футболу снова связан с интересами их отцов. С другой стороны, это может указывать на то, что женщины могут диктовать правила женского футбольного фэндома, особенно если женщины знакомят мужчин с женским футболом, а мужчины не являются теми, от кого зависит доступ и признание.
Также существует традиция, когда мужчины водят своих дочерей на женский футбол, что является более доступным и безопасным знакомством с этим видом спорта, чем матчи мужского футбола. Эти межпоколенческие компоненты фэндома предполагают, что женская игра может стать параллельной мужской, где поддержка одного клуба (обычно местного) передается из поколения в поколение.
Однако, по статистике, влияние женщин было менее значительным, чем влияние крупных турниров и национальных сборных. Таким образом, с женской игрой познакомились более трети респондентов.
91,1% болельщиков следили за мужским футболом до того, как начали следить за женским футболом.
Только пятая часть респондентов не имела никаких убеждений о женской игре до того, как начала ее смотреть.
Глобальное доминирование мужского футбола означает, что его часто рассматривают (пусть и подсознательно) как «стандартную» форму игры, против которой выступает женский футбол. Затем культивируется убеждение, что женский футбол должен «завоевывать» мужчин.
Среди тех, кто имел предубеждения относительно женской игры, наиболее распространенными были такие:
Они играют медленнее, чем мужчины (47,3%).
Очень мало людей посещают матчи (43,4 процента).
Их футбол менее физический, чем мужская игра (41,4 процента).
Плохие вратари (31,8%)
Два наиболее популярных взгляда не обязательно носят уничижительный характер. Когда их спросили, что они думают о сравнении мужского и женского футбола, 51,2% ответили, что «думают, что они разные, но ни один из них не лучше и не хуже». Лишь 3,9 процента заявили, что они негативно сравнивают женский футбол с мужским футболом.
То, что большинство мужчин приходят в женский футбол, будучи сначала поклонниками мужской игры, не означает автоматически, что женский футбол остается для них второстепенным. 38,8% респондентов заявили, что их одинаково волнует и мужской, и женский футбол, а 19,1% - что их больше волнует женский футбол.
Мораль и пропаганда
Эмоциональное вложение в команду или клуб (79,6%) является наиболее важным аспектом связи мужчин с женским футболом.
49,9% сказали, что важно, чтобы игроки были хорошим примером для подражания, а 33%, чтобы игроки занимали социальную или политическую позицию.
93,3 процента заявили, что для них важны права женщин, равенство и феминизм.
Это ставит вопрос о том, в какой степени женский футбол может быть отделен от его более широких социальных и политических последствий. Когда, если вообще когда-либо, игра женщин в футбол перестанет быть актом сопротивления или протеста? И чего мы ожидаем от спортсменок как образцов для подражания по сравнению с мужчинами?
То, как часто преподносится женский футбол - наряду с обширными предматчевыми развлечениями, встречами и приветствиями - может непреднамеренно предположить, что матч сам по себе недостаточно интересен. Однако, только 21,6 процента мужчин сказали, что для них важно общение с игроками. Из опрошенных 38,8% заявили, что для них важен тот факт, что влияние денег или предполагаемой коррупции меньше, чем в мужской игре. А 35,5% понравилось, что аспекты женской игры кажутся более похожими на «старую школу» или ближе к массовому футболу. Сохранение такого подхода, вероятно, помешает многим футболисткам получить адекватную финансовую компенсацию, но подчеркивает особое видение того, каким эти болельщики хотят видеть этот вид спорта.
Лишь 13,7 процента следили за женским футболом, потому что разочаровались в мужском футболе. Однако, было признано, что на данном этапе своего развития женский футбол может превратиться в вид спорта, соответствующий их моральным ценностям. 52,1 процента заявили, что безопасная и дружеская атмосфера важна для них.
Болельщики считают важным, чтобы игроки были хорошими образцами для подражания и занимали социальную или политическую позицию. Бесчисленное количество футболисток уже сделали это: командные протесты стали саундтреком чемпионата мира 2023 года, как и например, критика Дональда Трампа со стороны бывшей нападающей США Меган Рапино в 2019 году.
Что все это значит?
По крайней мере, в Англии существовало молчаливое понимание того, что этот вид спорта нуждается в поддержке болельщиков-мужчин и/или болельщиков мужских команд для своего финансового и коммерческого благополучия, а не в их одобрении, чтобы считаться законным видом спорта.
Женский футбол находится на чрезвычайно важном этапе своего развития, и отголоски победы женской сборной на Евро продолжают распространяться. Основное внимание уделяется изменению сердец и умов: нормализации присутствия женщин и девочек в футболе как в глазах мужчин и мальчиков, так и в глазах девочек и женщин.
Конечная цель состоит в том, чтобы следующее поколение, воспитанное на женских экспертах на ТВ и альбомах с наклейками женской премьер-лиги (WSL), никогда не считало женскую игру чем-то второстепенным. При этом женский футбол столкнулся с более сложными вопросами: как привлечь этих болельщиков, сохраняя при этом уникальные ценности спорта?
Более серьезный вопрос заключается в том, сохранится ли это для последующих поколений. Поможет ли нормализация женского футбола разорвать эту связь? Или этот вид спорта, учитывая его происхождение, историю и текущие проблемы, связанные с равенством, разнообразием и безопасностью игроков, всегда будет иметь политические аспекты?
Женский футбол все еще ищет свое место и решает, кем он хочет быть. Но с этим младенчеством появляется возможность переписать то, как выглядит футбольный фандом, который так часто создается по образцу мужских игр. Кто должен это решать - это другой вопрос. Но мужчинам отводится большая роль в этом процессе.
Каждый год женский футбол бьет рекорды по посещаемости. Растут и вопросы к стадионам
У девушек футболисток вероятность получить травму «крестов» в шесть раз выше, чем у коллег-мужчин