Мбаппе пугает даже без мяча, Вальверде запрессинговал вообще всех. Тактика ЛЧ
И немного ЛЕ: «Аталанта» вернулась!
Это финальная пачка тактических наблюдений по Лиге чемпионов на этой неделе. Часть мы опубликовали в посте о матче «Баварии» и «Лацио». А вот здесь – похвала для «РБ Лейпциг».
«Бавария» исправила ошибку первого матча – перенаправила игру на края
Просчет Тухеля в первой игре – настойчивые попытки пробиться к штрафной через центр. Саррибол всегда плохо защищал ширину, но безупречно оборонял центр и пространство между линиями. «Бавария» сама нивелировала разницу в классе, умножив собственную слабость в позиционных атаках на сильную сторону оппонента.
Во втором матче (3:0) Тухель исправился, перенаправив игру на края. «Бавария» использовала нехватку ширины у соперника и в завязке владения (римляне выстраивались в 4-4-2, и немецкие ЦЗ выходили через диагонали на фланги – фулбеки открывались на уровне второй оборонительной линии), и у штрафной: легко проникала через забегания на крыльях и полуфлангах.
Еще одно решение – отказ от обязательного поиска адресатов между линиями. Мусиала часто опускался в опорную и свободно творил, вместо того чтобы искать пространство там, где его нет.
Иммобиле не понимает, что нужно от форварда в сарриболе – это проблема для «Лацио»
Одно из обстоятельств, осложнивших жизнь Сарри в Риме, – отсутствие прежнего Чиро Иммобиле. Форвард не успевает набрать форму между микротравмами. По этой же причине выключен из командной подготовки и не до конца понимает, что нужно в сарриболе.
В Мюнхене он повторял две ошибки:
1. Иммобиле слишком заигрывается в пас (я знаю, как это звучит). Сарри не приемлет передачу ради передачи, каждый пас продуман и приближает крах обороны: вертикали выманивают прессинг, чтобы освободить зоны. С «Баварией» это проходило даже лучше, чем с итальянскими клубами. Римляне периодически выдавали быстрый короткий перепас, который напоминал пиковый саррибол. Но он редко приводил к остроте и вообще к выходу в переднюю линию.
Иммобиле все рушил. Когда перепас уже выполнил свою функцию и Чиро выводили в перспективную позицию, он не выходил на удар (как сделал бы раньше) и даже не продвигался вперед, а делал еще один пас (не вперед). Вот как здесь.
Или здесь.
Он отыгрывался, хотя его (и адресата) никто не держал – и «Лацио» терял созданное преимущество. Возможно, дело в тонусе и уверенности: старый Иммобиле в этих ситуациях не посмотрел бы по сторонам, пока не добрался до штрафной.
2. Функция форварда в сарриболе – удлинять треугольники, чтобы расшатать прессинг и создать дополнительное пространство. Он уходит в глубину, только чтобы создать зону партнеру.
Иммобиле этого не понял – лез в перепас ради перепаса. На скрине ниже зафиксировано преступление против принципов Сарри: два вертикальных адресата на одной линии и в одной зоне.
Ошибки Чиро скучивали соперников в зоне, упрощая оборону, и лишали атаку глубины – никто не угрожал забегом за спины.
Андрей Клещенок (телеграм-канал)
«ПСЖ» победил в столкновении прессинг-философий
После первого матча в Париже Луис Энрике назвал роль прессинга ключевой в победе над «Сосьедадом»:
«Уходя на перерыв, мы и представить не могли, что выиграем 2:0. Прелесть футбола в том, что он всегда дает второй шанс. Во втором тайме мы им воспользовались: начали чаще прессинговать и чище проходить их прессинг. Благодаря этому у нас появились моменты. Думаю, это и сделало разницу в игре».
Доминирование в прессинг-дуэли «Париж» перенес и на ответный матч. Как и в первой игре команда Луиса Энрике использовала персональное давление. Любопытной была роль Ашрафа Хакими, который поддерживал прессинг наравне с атакующей группой, оставляя сзади лишь тройку защитников. Риски оправдались – после одного из таких эпизодов парижане открыли счет:
Прессинг «Сосьедада» в свою очередь практически не работал. Хозяева снова предпочли зональную модель, которая предполагает давление на одном фланге (противоположный умышленно оставляют свободным). Проблема в том, что игроки «ПСЖ» получали слишком много времени на то, чтобы принять мяч и доставить его в уязвимую зону:
Одно из таких замешательств по цепочке привело ко второму голу Мбаппе. И окончательно зафиксировало победу «Парижа» – как в матче, так и в конкретном аспекте.
Мбаппе наводит ужас на защитников. Иногда – даже не участвуя в эпизоде
Еще одной проблемой в прессинге «Сосьедада» было сдерживание Килиана Мбаппе. Частая дилемма всех смелых команд, которые играют против француза: должны ли защитники поддерживать давление и поднимать линию, за которую Мбаппе может наказать, или все равно работать по Килиану, но ценой компактности?
Попытки «Сосьедада» найти решение к хорошему не привели. До перерыва хозяева следовали по первому маршруту: защитники оставляли против Мбаппе подстраховку, не поддерживали прессинг, из-за чего образовывался колоссальный разрыв между линиями. То есть Килиан разрушал давление просто своим нахождением на поле:
Во втором тайме «Реал» переключился на второй маршрут: защитники начали активнее идти в прессинг, линия поднялась, при этом перед Мбаппе открылась куча пространства. Килиан снова зарешал – только в этот раз напрямую поучаствовав в эпизоде и активировав турбо:
Рабочей формулы по сдерживанию Мбаппе испанцы так и не нашли.
Слава Палагин (телеграм-канал)
Новая роль Дембеле – латераль при прессинге, полузащитник при владении
Один из нюансов плана Энрике – трудная роль Усмана Дембеле. При прессинге его позиция была зеркальна расположению Хакими – только на левом фланге:
При обороне на своей половине поля Усман играл как левый вингер в 4-2-3-1:
В атаках «ПСЖ» открывался как десятка или даже как центральный полузащитник:
Усман провел добротный матч, но не выдающийся. Интереснее в данном случае, что Энрике видит в нем тактический инструмент. Для таких ролей нужен высокий уровень понимания командных механизмов и дисциплинированность. Кажется, на уровне стереотипов эти вещи не ассоциируются с Дембеле. Зря – он не в первый раз доказывает, что обладает этими качествами. И готов применять их на благо команды – уж точно в больших матчах.
Возвращение Вальверде к старой роли – запрессинговал всех-всех справа
Вальверде стартовал не в центральной зоне, а на правом фланге в тройке атаки – знакомая позиция, но сейчас там редко выходит. На практике роль уругвайца можно считать двойной или даже тройной.
Классический эпизод Вальверде – пошел к опорнику, запрессинговал центрального защитника и добежал до крайнего:
В этой же атаке Феде сел в полузащиту на своей половине поля, чтобы компенсировать выдвижение Крооса:
Уругваец буквально склеивал структуру «Мадрида» в зоне, где объем требовался больше всего.
Это ход под нейтрализацию соперника. В правой части поля стартовал самый объемный трудяга. На привычную позицию Феде переместился Орельен Тчуамени – везде стало надежнее. А акцентом этой надежности стала правая сторона поля – зона обитания свободного Хави Симонса и более атакующего латераля Давида Раума.
Замысел Анчелотти понятен. Феде ожидаемо дал объем. Но вопрос: а не ударило ли это по игре «Мадрида» сильнее, чем помогло в сдерживании? Из-за перестроений вне старта оказался Родриго. Еще труднее стало заполнять атаку. Винисиус располагался в ширину (как любит), Беллингем слишком часто опускался поглубже для продвижения (так как «Лейпциг» хорошо защищал середину). Это умножилось на эффект отсутствия Родриго (или Хоселу).
«Реалу» трудно давалось созидание. Без доведения мадридских атак до завершения «Лейпциг» получал шансы на остроту при переходах, что вело к моментам.
«Аталанта» вернулась. Теперь об этом знают и в Европе
Возвращение старой доброй «Аталанты» (стильной и смелой) – тема, которую обсуждают в Италии в последние месяцы. Матч со «Спортингом» зафиксировал камбэк в европейских масштабах.
Максимально агрессивный персональный прессинг Гасперини сформировал картину матча, в которой 41% действий был на трети соперника и всего 19% на трети «Аталанты»:
Из-за зеркальности схем давить через персоналки было проще. Но уровень смелости и исполнения все равно заслуживает комплиментов. В этом эпизоде хорошо видны ориентиры «Аталанты». Особенно показательна позиция опорника Де Рона, который выдвинулся в атаку из-за необходимости доигрывать персоналку:
Гол «Аталанты» пришел именно из прессинга. Но, возможно, еще показательнее самое начало эпизода – вратарь «Спортинга» не решился разыгрывать коротко и просто вынес в борьбу (хотя в начале матча пытались). Когда мяч к нему вернулся, расположение игроков было хаотичным, а не заготовленным – это способствовало привозу. Сначала «Аталанта» ментально подавила соперника (вынудив отказаться от стиля), а потом наказала за ошибку.
Вадим Лукомский (телеграм-канал)
Точность передач в первом тайме «Реал» – «Лейпциг»: 94% против 90%. Вау
Большая редкость, чтобы обе команды держали 90% точности передач не на дистанции 10-15 минут. Тут же половина матча! У Начо, Ксавера Шлагера и Петера Гулачи было 100%, у Тони Крооса и Орельена Тчуамени – 98%.
У «Реала» меньше 90% только у Дани Карвахаля (89%) и Андрея Лунина (62%). То есть все полевые «Реала» пасовали с точностью не ниже 89%. Космос! «Лейпциг тоже не сильно отстал – меньше 90% у Бенджамина Хенрихса (88%), Давида Раума (86%), Дани Ольмо (86%) и Лои Опенда (55%). Здесь выделяется только центрфорвард «РБ».
Как объяснить настолько высокую точность передач?
Во-первых, технического брака именно в передачах почти не было. Очень высокий уровень.
Во-вторых, мы видели мало рискованных передач. Вместо обостряющего паса выбирали надежные варианты.
В-третьих, «Лейпциг» стартовал аккуратнее, чем в первой игре. Лютого прессинга не было. К тому же «Реал», будто бы готовясь к потенциально мощному прессингу «РБ», максимально насытил центральную ось: Кроос, Камавинга и Тчуамени стабильно находились в низких позициях. К ним спускался и Джуд Беллингем. Очень много игроков для контроля мяча, а игроков под быстрый выпад почти не было.
Когда «Лейпциг» получал мяч, то не всегда спешил быстро довести его до штрафной. Позиционного владения было достаточно, но не хватало остроты. Более-менее опасно становилось, только когда «РБ» устраивал быстрые выпады с большинством передач вперед, а не поперек.
Во втором тайме число переходных фаз возросло, но точность передач по итогам всего матча по-прежнему внушительная, хоть уже и не шокирующая: 90% против 87%.
Артем Денисов (телеграм-канал)
Как назвать позицию Беллингема? Ваши версии?
Фото: Tom Weller, Panoramic, /Global Look Press; Gettyimages.ru/David Ramos, Gonzalo Arroyo Moreno
С другой стороны, «Мадриду» надо было забивать своё, моменты-то имелись... Хотя бы Беллинхэму или Родриго...