Участвовал в протестах оппозиции, выигрывал Кубок чемпионов, удивил всех в ЦСКА. Умер Артур Жорже: истории о нем
Вспоминаем легенду.
В среду, 22 февраля, в возрасте 78 лет не стало легендарного португальского тренера Артура Жорже. В России специалист известен в первую очередь по работе с московским ЦСКА — Жорже стал первым иностранным тренером в истории московского клуба.
20 матчей в ЦСКА
На пост главного тренера ЦСКА Жорже был назначен 24 ноября 2003 года. Спустя три недели после окончания золотого сезона. Именно после этого достижения, первого для армейцев в российскую эпоху, внезапно ушел из клуба Валерий Газзаев. По словам президента клуба Евгения Гинера, Валерий Георгиевич устал от футбола.
Но главными причинам все-таки были не самая яркая игра команды, а также вылез из квалификации Лиги чемпионов от скромного македонского «Вардара», который лишил клуб еврокубков и, следовательно, больших денег.
Пришедший на смену Газзаеву Жорже, казалось, должен был исправить ситуацию. И изменения пошли сразу же. Зимние сборы команда впервые провела на родине тренера. Отличался и тренировочный процесс.
«При Жорже, как мы смеялись с Березуцкими, братья научились в футбол играть. Это больше шутка, но всё равно. Он увёз нас в Португалию на сборы. Тренировки были два раза в день, каждая — по два с половиной часа. Мы прибавили, начали держать мяч. У него был бзик — не терять мяч, в одно-два касания играть. Мы начали играть по-другому», — рассказывал голкипер армейцев Игорь Акинфеев в интервью «СЭ».
Дебют у португальца выдался что надо — один матч, один трофей. В игре за Суперкубок в дополнительное время был прибит «Спартак». Но дальше что-то пошло не так. Старт чемпионата у команды выдался не катастрофический, но крайне неудачный: четыре ничьи в четырех стартовых турах, разбавленные кубовой победой над скромным «Ураланом».
«После любого поражения от Жорже слышали: «Не беда, играли неплохо, в следующем матче все будет отлично». А «физика» при Жорже была нулевая. 2:0, помню, выигрывали у Питера, 3:1 у «Торпедо», а в конце — сдувались. Нас дожимали. Никогда такого в ЦСКА прежде не было. Ноги не бегут. Только вспоминать оставалось, как неслись при Газзаев, — пыль столбом стояла! Жорже работал по португальской системе — их команды форму набирают через игры. Говорил так: «На пик должны выйти к одиннадцатому туру». Но за одиннадцать туров можно потерять столько!» — вспоминал экс-полузащитник ЦСКА Ролан Гусев.
Далее ситуация вроде как начинала налаживаться, но последовал вылет из Кубка от «Крыльев». В чемпионате же к концу первого круга команда занимала пятое место, что для чемпиона было неприемлемым.
«Был какой-то нефарт. Мы в первом круге сыграли 10-11 ничьих. Нет, не 10, восемь. Мы не проигрывали, но и не выигрывали! Помню, Леннорыч в раздевалку заходил, общался с Жорже, спрашивал, почему так. Человек не дал ответ. На второй круг назначили Георгича (Газзаева), там 1:0, 1:0, тихой сапой, как обычно. Мне было комфортно работать с Жорже, он топовый тренер. Понятно, что возраст был уже, но он всегда был профессионалом, уважительно относился к ребятам», — рассказывал Акинфеев.
Подробности разговора Гинера в раздевалке приводит экс-защитник армейцев Сергей Игнашевич: «Гинер в раздевалку с жестким разговором пришел лишь раз, при Жорже. Мы тогда кошмарно смотрелись против «Алании». Спросил: «С вами играет «Милан»? Или вам Газзаева не хватает?» Гинеру показалось, что Артур — очень мягкий тренер. Решил проявить инициативу».
Также по словам Игнашевича, однажды Жорже, объявляя состав на игру, забыл назвать нападающего.
«Было такое на сборах — про Кириченко забыл. Дима спрашивает: «Кто же в нападении будет?» — «Ты…», — рассказывал футболист.
Сразу после старта второй половины сезона, в которой ЦСКА разгромил «Амкар», Жорже был уволен. В ЦСКА он провел всего 20 матчей.
Жизнь до ЦСКА
Выбор армейцев на Жорже изначально пал неслучайно. Он выиграл в футболе на клубном уровне почти все, что только было можно. Первым из португальских тренеров выигрывал Кубок чемпионов с «Порту».
Во Франции брал золото с «Пари Сен-Жермен», когда это еще не было мейнстримом. Даже в Саудовской Аравии, куда обычно едут, не работать, а зарабатывать, он за два сезона умудрился взять два трофея — чемпионство и Кубок обладателей кубков Азии.
В качестве футболиста Жорже тоже регулярно был на виду. Четырежды становился чемпионом Португалии с «Бенфикой» и дважды выигрывал приз лучшему бомбардиру команды.
Жизнь после ЦСКА
После ухода из армейского клуба карьера Жорже пошла в сторону заката. Хотя сначала был впечатляющий отрезок в сборной Камеруна. Благодаря серии из четырех побед Жорже вывел команду на первое место в отборочной группе, но в последнем туре сыграл вничью с Египтом и позволил Кот-д’Ивуару себя обойти.
А спустя несколько месяце тот же Кот-д’Ивуар подписал Артуру приговор, обыграв его Камерун по пенальти в четвертьфинале Кубка Африки.
После этого тренерская карьера Жорже, по сути, была завершена. Реанимировать ее он попытался в чемпионата Алжира, но ничем позитивным это не завершилось.
Жизнь вне футбола
В юности Жорже был оппозиционно настроенным. Он активно участвовал в студенческих акциях протеста против действующего режима «Новое государство», за что в 1969 году поплатился. Его отправили на службу в армию несмотря на то, что к тому времени он уже был футболистом и показывал выдающиеся результаты в «Академике» из Коимбры.
В 1972 году Жорже вместе со своим партнером по «Бенфике» Эйсебио основал португальский профсоюз игроков, главной целью которого было улучшение условий труда футболистов.