Почему Джеймс Уорд-Прауз так и не стал новым Бекхэмом?
«Играй, как Бекхэм». Британское драмеди в футбольном сеттинге, которое однажды покорило весь мир, как и сам Дэвид. На деле, это очень женское романтическое кино, затрагивающее темы расовой принадлежности, однополой любви, взаимопонимания с родителями и, конечно, побудившее не одну английскую девочку к спорту больших достижений.
К главному седьмому номеру сборной Англии, эта картина имеет лишь символическое отношение. Вся комната главной героини, как, пожалуй, и у любого ребёнка в Манчестере или Лондоне, была обклеена постерами Бекса, а стиль её игры на поле практически в точности копировал движения полузащитника. Однако, чтобы быть Бекхэмом, важно не только носиться по полю и отдавать точный пас. Важно бить по мячу и обводить стенку своим точным ударом. О чём, кстати, и говорит оригинальное название ленты.
И пока в 2002-ом году в Великобритании фильм с именем (и камео) легенды собирал кассу, произошло ещё одно важное, но совсем незамеченное событие. Семилетний паренёк из Портсмута начал свой большой путь в футболе, подражая Бекхэму, как никто другой. Спойлер: к 2024-ому году он догонит кумира по количеству мячей, забитых штрафными ударами (17 против 18 у Бекса). Речь, конечно же, о Джеймсе Уорд-Праузе.
Детство Джеймса
Джеймс Уорд-Прауз родился 1 ноября 1994 года — сразу после хэллоуина, Дня всех Святых — будто так и было суждено. Начало 90-ых в Англии действительно выдалось страшным, как и сам праздник. Маргарет Тетчер подаёт в отставку, затяжная рецессия, безработица и инфляция. В семье адвоката Джона Уорд-Прауза явно пошли на риск, заводя второго ребёнка: сфера услуг и инфраструктура портового города на юге Британии была слабо развита, хулиганы зелёных улиц стали олицетворением времени, недовольство в обществе звучало всё громче, однако с появлением в июле 94-го на горизонте лейбориста Тони Блэра социальные проблемы стали сглаживаться, а экономика оживать.
Для каждого уважающего себя англичанина, поход на стадион любимой команды был лекарством от всех проблем. Рабочему классу на трибунах можно было накричаться вдоволь, выместить ненависть на команде соперника и привлечь своих детей к негласным законам любви к футболу. Тем более, воспитав топ-класс футболиста, ты мог обеспечить своей семье безбедную старость. Отцу Джеймса было не до корыстных целей, когда он увидел предрасположенность и талант своего ребёнка, пока тот практиковался с мячом. За это пацан был награждён абонементом на посещение матчей, чтобы топить за родной «Портсмут» на Фраттон Энд вместе со всей семьей.
Джон не раздумывая отвёл сына в академию «помпи», где 5-летний Уорд-Прауз-младший впечатлил абсолютно всех. Поэтому, когда ему исполнилось семь, он сыграл за команду «Портсмута до 9 лет» быстрее, чем пошёл в школу. Пока в течение года Джеймс получал удовольствие и похвалы от своих тренеров, за ним пристально следили скауты «Саутгемптона», в будущем, главного клуба в его карьере. Президент «Портсмута», Дэйв Хилл вспоминает: «Мы решили не говорить ему об этом сразу, боялись, что интерес «Саутгемптона» испортит мальчика, и тот отпустит вожжи.»
Уже тогда Джейми в точности копировал Дэвида Бекхэма, практикуя штрафные удары, и постигал искусство паса, ориентируясь на Лэмпарда и Джеррарда. В какой-то момент интерес «святых» стало совсем глупо скрывать от мальца. Решение покинуть академию «помпи» далось Праузу не легко: ребёнок, в принципе, не должен это делать. Отец попросил совета у Дэйва Хилла, и ответ на вопрос: «Портсмут или Саутгемптон?» предрешил карьеру футболиста. Прагматичность взяла вверх над любящим «Портсмут» сердцем, и посмотрев на плакат с кумиром, Джеймс со слезами на глазах согласился принять предложение «Сотона».
Из молодёжки в стартовый состав «Саутгемптона»
Уорд-Праузу предстоял ежедневный путь длинною в час в свою новую футбольную академию на электричке. «Саутгемптон» уже славился своими выпускниками на всю Англию: Уэйн Бридж, Мэтт Ле Тиссье — лишь немногие из примеров, которые достигли своих высот, в том числе, благодаря поддержке родителей. Джон Уорд-Прауз жертвовал временем, чтобы ездить с ним на тренировки; мама Джеки постоянно контролировала учебный процесс в Католической Школе Оукленда и прививала любовь ребёнка к естественным наукам. Забавно, но в процессе обучения футболист больше всего полюбил географию, потому что хотел путешествовать (дальше Англии футболист так никуда и не уехал). Усилия мамы не прошли зря: в школе до сих пор вспоминают, каким прилежным учеником был Джеймс.
Начав тренироваться с «Саутгемптоном», малыш Уорд-Прауз быстро сообразил — бить как Бекхэм мало, нужно быть физически стойким к суровому британскому футболу. Уже позже, когда хавбек окончательно закрепился в составе «Сотона», он признался — в подростковом возрасте Джеймс боялся, когда против него шли в отбор, поэтому он решил смотреть страху в лицо. И в тайне от «Саутгемптона» тренировался с клубом нон-лиги «Хавант и Вотерлувил», чтобы его «нещадно били по ногам». Жестокость футболистов непрофессиональных лиг закалила его не только как игрока, но и как личность. А в академии «святых» всё ещё зажигались звёзды большого футбола: только посмотрите, с кем рос Уорд-Прауз.
Судя по всему, именно эта практика позволила будущей легенде влететь в основной состав «святых» уже в 16 лет. Найджел Эдкинс, который тогда руководил «Сотоном», выбрал Джеймса в стартовый состав против «Кристал Пэлас» в Кубке Лиги. Нашёл только видео с трибун с этой встречи.
Команда проиграла со счётом 2:0, но ещё никто в Англии не верил, до каких высот доберётся маленький «Саутгемптон» по итогу сезона. Даже сам Уорд-Прауз, чей очередной выход на поле Эдкинс решил отложить на ещё одну кубковую встречу. В 1/32 Кубка Англии в январе 2012 «святые» встречались с «Ковентри», аутсайдером чемпионшипа, где только начинал свою карьеру Каллум Уилсон. Именно после этого матча Великобритания услышала имя Уорд-Прауза впервые. Джеймс забил первый гол «Саутгемптона» в победе над «скай блюз» со счетом 2:1. В ролике ниже все голы Прауза за «святых» - первый в том числе.
Получив передачу от перспективного Адама Лалланы, выходец из академии переправил мяч в ворота и побежал праздновать к трибунам размахивая языком направо и налево. Прессу удивило, что цвет языка Уорд-Прауза — синий. Видимо, цвета родного «Портсмута» остались с ним навсегда. Сквозь года Джеймс не раз вспомнит этот особенный момент и объяснит, что в перерыве матча для восполнения углеводного баланса выпил Powerade, который и покрасил его вывалившийся язык.
Уорд-Прауз не сыграл ни одного матча в Чемпионшипе. Начало эры в АПЛ
Однако этот сезон запомнится Джеймсу не только первым мячом за «Сотон». Заняв 2 место в Чемпионшипе, команда Найджела Эдкинса выйдет в Премьер Лигу, где пробудет 10 лет — это время и есть карьера Уорд-Прауза. Он не провёл ни дня в чемпионшипе.
Кстати, имеет смысл упомянуть футболистов, с которыми рос и тренировался Джеймс в этот период: Жозе Фонте, Морган Шнайдерлин, Рики Ламберт, Билли Шарп, Люк Шоу и Алекс Окслейд-Чемберлен. Многие из них уйдут на класс выше, попав в АПЛ, подтверждая свой уровень. И, пожалуй, как раз это и роднит Уорд-Прауза с Дэвидом Бекхэмом, вокруг него всегда было невероятное поколение игроков, которое побуждало к развитию своими достижениями.
Десятилетие Уорда-Прауза в Премьер Лиге началось со скамейки запасных, так как он познавал особенности высшего дивизиона ещё до совершеннолетия. В 2013-ом Эдкинса сменил перспективный аргентинец Маурисио Почеттино — именно он попытался раскрыть Джеймса на позиции справа, увидев в стиле игры футболиста сходства с легендарной 7-кой.
Все мы помним, каким фанатом бега является Поч: тест Гакона и всё прочее. Эти упражнения, признаётся Уорд-Прауз, сформировали его не только технически, но и физически. Под руководством Почеттино хавбек забил свой первый мяч со штрафного удара. Первый из огромного множества. Мяч технично обогнул стенку «Вест Бромвича» и опустился ровно в сетку. А вот всё, что было дальше — история.
Бен Фостер, Давид Де Хеа, Уго Льорис, Эмилиано Мартинес — все они почувствовали удар нового Бекхэма. Рональд Куман, Клод Пюэль, Ральф Хайзенхюттль, Мануэль Пелегрино, Марк Хьюз понимали, что у маленького «Саутгемптона» есть свой Стивен Джеррард и Фрэнк Лемпард в одном лице. Каждый его удар был точен. Он отрабатывал их часами, по 14 штрафных. Он воссоздавал игровое давление, чтобы оттачивать мастерство на тренировке.
Почему Уорд-Прауз играл как Бекхэм, но так и не стал им?
Но вот мы приходим к главному вопросу этого эссе. Почему парень, про чей тернистый путь я рассказывал, в точности повторяющий стиль игры своих кумиров и преуспевающий на поле не хуже, обладающий невероятным ударом, и по сути ставший новым Дэвидом Бекхэмом в цифрах, так и не получил его славы? Не уехал покорять другую страну, о чём так мечтал в детстве? Почему не поднялся на уровень выше, а лишь сейчас, в свои 29, перешёл во второсортный «Вест Хэм Юнайтед»? Что не сложилось?
Ответ кроется в двух важных характеристиках Джеймса. Первая — он очень полюбил «Саутгемптон». Вторая — бить как Бекхэм, действительно оказалось мало. Как я и сказал ранее, Джеймс — амбассадор 10-летнего пути «Саутгемптона» в Премьер-Лиге. Начав совсем зелёным, он превратился в лидера посредственной команды, которая все эти годы продавала своих талантов в большие клубы: Мане, Ван Дейк, Лаллана — сколько ещё игроков «Ливерпуля» нужно перечислить? Уорд-Прауз воспитывал в себе воина вместе с ними, но оставался верен клубу, который однажды поверил в него, на примере Марка Нобла и «Вест Хэма». К приходу Ральфа Хайзенхюттля в 2018, в «Саутгемптоне», пожалуй, совсем не осталось качественных талантов, которых можно было продать подороже или встроить в состав. Джеймс, вдохновлённый первыми еврокубками и вызовом в сборную, даже не заметил, как попал в регрессирующую команду.
Просто невозможно стать лучшим, когда вокруг тебя Мусса Дженепо, Данни Ингз, Пьер-Эмиль Хёйдберг в качестве ближайших по классу. Всё же с этими именами Хайзенхюттль добился определённого успеха, заняв 11-ое место. Работа под новым руководством и капитанская повязка в клубе детства настолько впечатлила Джейми, что тот согласился на новый контракт до 2025-го года. Однако Уорд-Прауз не успел опомнится, как его некогда свежая команда влетела со счётом 0:9 на «Сэнт-Мэрис». Причём не один раз. Это связано в том числе и с инвестициями в проект от китайских держателей акций, и постоянной сменной владельцев, а также тем, что из академии «Сотона» перестали выпускаться Тео Уолкотты и Гареты Бейлы. Они же, кстати, стали возвращаться туда лишь доигрывать.
В начале 2022-го клуб перешёл под управление лондонского консорциума Sport Republic во главе с бывшим спортивным директором «Брентфорда» Расмусом Анкерсеном и банкиром Хенриком Крафтом, что «святых» и прибило. Команда попрощалась с опытными футболистами и пригласила в состав молодой неликвид: воспитанники «Сити», сборник посредственных футболистов из Лиги 1, ростер игроков на слуху из Европы. Среди них Уорд-Прауз снова стал лучшим. Лучшим из худших. И вместе с ними вылетел в чемпионшип, напоследок устроив шоу-спектакль в двух актах на пару с «Ливерпулем» (4:4).
«Саутгемптон» возвращается в Чемпиошип. А что делать Уорд-Праузу?
Удивительно, но Уорд-Прауз сыграл лишь один матч во второй по важности лиги в Англии своей жизни, и тот в августе минувшего года. Боссы понимали, что Джеймсу совсем не место в такой несладкой жизни, и разрешили покинуть команду летом, если Уорд-Прауз того захочет. 28-летний футболист понимал: он достаточно молод и ещё способен сказать своё слово в АПЛ, поэтому собрав чемоданы стал ждать предложений из первой шестёрки. А их… так и не поступило.
И тут мы возвращаемся ко второй характеристике. Джеймс Уорд-Прауз достиг уровня Дэвида Бекхэма, забив 17 мячей со штрафных ударов в Премьер Лиге. Посвятив значительное время ударам со стандартных положений, отработке передач, полузащитник часто жертвовал свои временем для освоения новых принципов игры. Оказалось, что многие менеджеры Джеймса высказывали опасения насчёт его физической формы и мобильности на футбольном поле. Уорд-Прауз отлично поддерживает движение мяча, он аккуратен и точен в передачах, но достаточно посредственен в открытой игре, когда требуется прессинговать, уходить на дриблинге, обороняться и отбирать мяч. Дэвиду Бекхэму с этим помогала справляться универсальность и карт-бланш на свинство из-за своего имени, потому что, камон, это же Бекхэм — просто отдайте ему мяч, он всё сделает сам. Джеймс Уорд-Прауз с годами оказался просто заурядным полузащитником.
Особенно ярко это проявилось после трансфера в «Вест Хэм Юнайтед». Молотобойцы единственные выложили за Джеймса 30 млн фунтов, чем вызвали опасения у собственных болельщиков. В прессингующей системе игры Дэвида Мойеса Джеймс быстро растворился, будучи неспособным сыграть ни в качестве атакующего, ни в качестве опорного полузащитника. Альварес и Соучек без проблем обосновались в центре так, что Уорд-Праузу пришлось довольствоваться выходами на замену и если повезёт отдавать голевые передачи.
Прямо сейчас Джеймс ожидает шанса, когда он сможет окончательно побить рекорд кумира, разрезав поле выстрелом со штрафного. И я абсолютно уверен, что у него получится это сделать даже в этом сезоне. Его карьера — ещё одно доказательство того, что если очень сильно захотеть, то можно превзойти «своих учителей» и добиться самых больших достижений, но при этом нельзя забывать о всестороннем развитии. Уорд-Прауз — пример верности, самоотверженности и упорства. Он не забывает ни о «Саутгемптоне», ни о «Портсмуте» и даже жертвует деньги для развития академии своего первого клуба. Он помогает своей семье в самые трудные моменты, а своё знаменитое празднование с ударом гольф-клюшкой посвятил своему любимому и единственному сыну Оскару. И, пожалуй, в этих словах главное: он действительно не только бьёт, но и играет как Бекхэм. Только в жизнь. И всемирная слава ему не нужна.
Бекс кроме стандартов обладал незаурядным игровым интеллектом, который позволял ему играть даже в поздние годы за топ команды (Милан, ПСЖ)
Ну и сравнение статистики. У Бекса было 4 сезона подряд больше 10 голевых пасов в АПЛ. А ДВП максимум 7 голевух выбил лишь один раз
Насчёт второсортности. Сразу скажу, у меня нет никаких проблем с "Вест Хэмом", клуб этот - действительно непоследний в Англии. Просто в случае с Праузом я всегда думал: "Ну, какой, блин, (к примеру) Вест Хэм! Он же ТОП за свои деньги!" И текст поднимает проблему: почему JWP не перешёл именно в клубы из первой шестёрки? В клубы, однозначно, первого сорта.
Я понимаю, что для болельщиков молотобойцев такие слова могут звучать особенно болезненно, нежели для нейтрального читателя, поэтому извиняюсь и уверяю, что никакой попытки ужалить фэнов здесь нет.
Это всегда интересно читать, а про «англобыдлофутболистов» типа ПейВоду или Баркли, или же про бегунков типа Шарфа или Леннона, еще интереснее )
Так-то, в целом, понятно, почему они провалились, но структурированный материал в такой стилистике всегда интересно читать)
24 матча в старте, причем 22 из них от звонка до звонка и лишь в двух он был заменен. Второе место в команде по сыгранным минутам после Боуэна. Второе место в команде по гол+пас после Боуэна.
Не хочу обидеть автора, но с фактами немного надо сверяться.