«Стэмфорд Бридж» безнадежно устарел. Но «Челси» нужны миллиарды, чтобы исправить ситуацию
Реконструкцию стадиона не смог организовать даже Абрамович.
Это адаптированный перевод материала The Telegraph. Еще больше о «Челси» и АПЛ в моем телеграм-канале Breakeven’s. Подписывайтесь!
Семеро нанятых актеров в зеленых вельветовых костюмах, которые вскочили с мест за скамейкой «Челси» на «Стэмфорд Бридж» в прошлую субботу, в очередной раз напомнили о большой проблеме, которая давно поселилась в сердце клуба.
Ребята появились на стадионе не просто так – это была часть рекламной кампании фильма «Аргайл». Еще одно коммерческое предложение, от которого было сложно отказаться. Актеры расположились в так называемом Dugout Club – это места за скамейкой домашней команды. Новые владельцы «Челси» продают туда билеты по 3000 фунтов за матч – именно во столько руководство оценивает уникальную возможность попасть в экраны телевизоров и оказаться в одном кадре с Маурисио Почеттино.
Вдоль всего поля, на верхнем ярусе Западной трибуны, клуб запустил Westview: обновленный вариант окологостиничного (с барами, ресторанами и т.д.) просмотра матчей на стадионе. Самые дорогие билеты на все матчи чемпионата и внутренних кубков на Westview стоят 3685 фунтов. Если вы задыхаетесь от таких цен, то возможно дело в том, что у клуба слишком мало пространства для маневра. Когда владельцы получают команду с откровенно устаревшим «Бриджем», попытки сделать хоть что-то для увеличения прибыли с матчдэя всегда будут выглядеть неадекватными.
Да, у консорциума Боули и Эгбали и так полно проблем, а на носу три крайне важных матча: полуфинал Кубка лиги с «Мидлсбро», матч в Кубке Англии против «Астон Виллы» и выезд на «Энфилд» в рамках АПЛ. Пока команда не будет стабильно набирать очки, ничто в клубе не будет стабильным. Но даже постоянно побеждающий клуб не сможет сбежать от падающей тени в виде стадиона, который безбожно устарел много лет назад.
Строить новый стадион на месте «Стэмфорд Бридж»? Или где-то еще? На эти вопросы не смог ответить даже Роман Абрамович. За почти 20 лет его правления задачка с обновлением стадиона стала еще отчетливее о себе напоминать и стала еще сложнее. Проект нового стадиона растерзали со всех сторон: от местного муниципалитета до защитников викторианских катакомб на соседствующем кладбище Вест Бромптон.
Новые владельцы довольно амбициозны, поэтому они наверняка уверены, что именно им удастся успешно завершить этот квест. Однако на пятничном собрании Chelsea Pitch Owners (компания, которая владеет полем «Бриджа» с 1993 года и управляется фанатами) стало известно, что клуб откатился во всех планах по реконструкции к самому началу.
На данный момент самый опытный человек в вопросах британского имущества в «Челси» это Джонатан Гольдштейн, который вошел в консорциум Боули во время покупки клуба. Тяжелую ношу планирования реконструкции взял на себя Джейсон Гэннон, новый операционный директор. Он руководил строительством «СоФай Стэдиум», которые построила семья Кронке для «Лос Анджелес Рэмз» в 2020 году.
Каспер Стилсвиг, новый директор «Челси» по доходам, который приехал в Лондон из «Милана», тоже будет участвовать в планировании. Но будут ли эти двое в клубе, когда таки настанет день открытия нового стадиона? Неизвестно.
Примерная стоимость нового стадиона – безумные два миллиарда фунтов. Время строительства тоже впечатляет: скорее всего, от старта планирования до открытия новой арены пройдет около шести лет. Клубу минимум три сезона придется играть где-то еще, а возможно и дольше. Некоторые фанаты предпочитают переезд на «Крэйвен Коттедж» ввиду близости стадиона к «Бриджу». Клуб же наверняка попробует договориться об аренде «Уэмбли»: большой стадион со всеми современными удобствами.
Кстати, а что происходит с болельщиками «Челси»? Судя по опросам, у клуба самые старые владельцы абонементов – средний возраст таких болельщиков составляет 58 лет. Когда «Челси» откроет новый стадион тысяч на шестьдесят, клубу придется решать еще одну задачу – привлекать молодых фанатов спустя несколько лет разлуки с домом.
Сейчас вместимость «Стэмфорд Бридж» составляет 40341, но с каждым годом она уменьшается – телевещатели «откусывают» под свои потребности все больше и больше места. Последний аудит компании Deloitte подсветил, что «Челси» получает около 82 млн фунтов с матчдэя. «Тоттенхэм» зарабатывает в дни матчей 125 млн фунтов, «Ливерпуль» – 112 млн. Даже устаревший «Олд Траффорд» приносит «Манчестер Юнайтед» 126 млн фунтов. «Челси» нужно сокращать отрыв, но для этого придется построить самый дорогой стадион, который только видела Европа.
Клуб уже выкупил большую часть поместья Освальда Столла рядом со стадионом за 80 млн фунтов. Теперь вариант с тем, что новая арена будет в другом месте, малы как никогда, хотя такой сценарий все еще не исключен. Застройка Эрлс Корт к северу от «Стэмфорд Бридж» уже полностью распланирована, и в этом плане нет строительства стадиона. Изменить план можно, но убеждать муниципалитет придется очень долго. Да и денег на это уйдет тоже немало.
Не перестраивать «Бридж» с нуля – тоже плохая идея. Это знал и Абрамович. У него был план: выкопать землю и углубить поле, чтобы занять меньше места и уместить стадион рядом с двумя железнодорожными линиями на севере и востоке. Эту идею активно развивали: макет стадиона выглядел потрясающе. Но, учитывая то, что произошло дальше, теперь эти картинки больше похожи на иллюстрации в научно-фантастическом романе пятидесятых годов.
По крайней мере клуб однажды уже получил согласование на строительство новой арены от муниципалитета Хаммерсмита и Фулхэма. А это значит, что «Челси» сможет сделать это снова. Возмущения от местных жителей по поводу строительства такой большой площадки наверняка буду еще громче, чем в прошлый раз. Потенциальный ущерб катакомбам из-за вибраций во время строительства отмечали и в прошлый раз.
Стадионы, какими бы они ни были впечатляющими, сами по себе трофеями не являются. Стадионы – это средство для завоевания трофеев и элемент успеха топ-клуба. Но, если новые владельцы «Челси» в ближайшие 20 лет построят новый стадион, он имеют полное право рассматривать его как большой блестящий кубок.
А пока это единственная задача, к решению которой, несмотря на все успехи клуба в 21 веке, «Челси» так и не приблизился.