«Что-то, наверное, есть во мне такое... мексиканское!». Необычная история Андре-Пьер Жиньяка
Летом нынешнего года будет уже девять лет с момента, как французский форвард Андре-Пьер Жиньяк пересёк Атлантику и перебрался играть в Мексику. С тех пор он успел отбегать свыше трёхсот шестидесяти матчей за местный «Тигрес», влюбив в себя местную публику. А ведь во второй половине нулевых и начале десятых высокий нападающий по праву считался одним из лучших завершителей во французской Лиге 1, становясь лучшим её бомбардиром, периодически вызывался в национальную сборную Франции и был на карандаше у многих серьёзных топ-клубов Европы. Но обо всём по порядку - начнём, как говорится, с самого начала.
Детство в цыганском таборе и первые шаги в футболе
Андре-Пьер Жиньяк появился на свет 5 декабря 1985 года во французском городе Мартиг, что находится на юго-востоке страны, в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег. Мать футболиста - француженка с алжирскими корнями (вернее даже будет сказать, что она является алжиркой наполовину), а отец - француз. Да, вопреки расхожему мнению, в крови Жиньяка нет цыганской крови. Однако, связывают его с этим древним кочевым народом отнюдь не случайно - всё детство будущего футболиста прошло среди цыган, поскольку в своё время его семья прибилась к табору. Во многом, именно детство в окружении кочевников с не самым простым нравом и послужило становлению сложного характера форварда - по ходу карьеры он побывал участником большого множества конфликтов и разногласий.
Отец Андре-Пьера, Жераль, регулярно играл в футбол на уровне любителей - поэтому, как и многие другие, герой этого рассказа познакомился с мячом в очень раннем возрасте. А уже в пять лет Жиньяк оказался в академии местного клуба «ES Fos-sur-Mer», в структуре которого провёл пять лет. Кстати, нельзя не упомянуть, что с самых ранних лет мальчик болел, разумеется, за марсельский «Олимпик» - ну, какую же ещё команду может поддерживать провансалец? Затем, не покидая родной регион, Андре-Пьер перешёл в систему футбольного клуба «Мартиг» (который, между прочим, в то время на три года заглянул в высший дивизион французского клубного футбола). Карьера Жиньяка уже тогда начинала напоминать качели - за успешными сезонами шли весьма средние, поэтому мало кого может удивить тот факт, что из Мартига он уехал только в 2002 году. К слову, отъезд, во многом, стал возможен благодаря победе в Кубке Гамбарделла, а также родственным связям.
В то время, а это было самое начало нулевых, в составе бретонского «Лорьяна» выступал Жак Абардонадо (тот самый, что минувшей осенью некоторое время провёл в статусе исполняющего обязанности главного тренера «Марселя»), приходящийся нашему герою кузеном. Стало очевидно, что именно этот факт был ключевым в вопросе дальнейшего выбора команды. Да, впрочем, и сам Жак не скрывал, что помог Жиньяку сделать этот шаг в своей карьере. Итак, именно в составе коллектива с северо-запада страны началась взрослая карьера Андре-Пьера. Дебют пришёлся на матч второго тура розыгрыша Лиги 2 сезона 2004/05 (да, «Лорьян» и тогда был, скорее, командой-лифтом, нежели постоянным обитателем высшего дивизиона). Соперником являлся скромный «Шатору». Герой этого повествования вышел на замену под конец встречи и... уже через несколько минут забил победный гол!
Потом было ещё двенадцать матчей в этом же турнире по ходу сезона, где Жиньяк смог отличиться лишь единожды. Затем была аренда в скромный «По» из третьей лиги и возвращение в «Лорьян», по итогам сезона получивший повышение в классе. Сезон 2006/07 «мерлузовые» начали в высшем дивизионе. И молодой футболист поразил многих, уже в четвёртом туре отгрузив хет-трик ещё грозному по тем временам «Нанту». Двадцатилетний форвард продолжил играть результативно и дальше, став основным нападающим в команде Кристиана Гуркюффа. Итоговый результат в девять голов и шесть результативных передач ярко отражает огромную долю вклада Андре-Пьера в итоговый результат команды - бретонцы избежали вылета. Ну а всем стало ясно, что высокому и сильному нападающему нужно идти на повышение.
Переход в «Тулузу» и всеобщее признание. Но не сразу
На тот момент новый клуб действительно выглядел многообещающе - по итогам минувшего первенства «Тулуза» смогла попасть в зону квалификации к основному этапу Лиги Чемпионов (откуда, правда, сразу же вылетела от «Ливерпуля») и в целом считалась крепкой командой. Первый сезон форвард провёл, откровенно говоря, слабо - лишь два гола в Чемпионате Франции (и то, оба были забиты ещё в начале осени), а также один мяч в Кубке УЕФА. К слову, команда под руководством Эли Бопа провела очень посредственный сезон, с трудом спасшись от вылета. Сумма трансфера составила 4.50 миллиона Евро.
Следующий сезон клуб уже начинал во главе с Аленом Казанова - культовым персонажем для «Тулузы», ведь до этого он очень долго проработал здесь в роли ассистента. При новом, более молодом наставнике, коллектив заиграл в разы лучше. И в этих успехах очень велика заслуга Андре-Пьер Жиньяка, ведь наш герой смог отличиться в ходе Чемпионата двадцать четыре раза, помимо этого записав на свой счёт четыре результативные передачи и два гола в национальном Кубке. Он с отрывом стал лучшим бомбардиром Лиги 1, на семь мячей оторвавшись от Карима Бензема из «Лиона» и Гийома Оаро из «ПСЖ». Кстати, уже весной 2009 года Раймон Доменек пригласил Андре-Пьера в ряды сборной Франции на матчи отборочного раунда к Мундиалю в Южной Африке. Дебют за сборную вышел под стать игре за клуб - четыре гола в восьми дебютных встречах в футболке «трёхцветных».
После столь яркого выступления в сезоне 2008/09 и от клуба, и от их основного нападающего ждали многого. Однако, ожидания эти не оправдались от слова «совсем» - команда с юга страны упала в турнирной таблицы с четвёртой строчки на четырнадцатую, а сам Жиньяк забил всего девять голов в Чемпионате. Впрочем, он продолжил вызываться в сборную и даже поехал с ней на Чемпионат Мира. Но и там забитыми мячами отличиться не сумел (надо признать, что играл он там не так много, а Доменек иногда и вовсе ставил его на правый фланг нападения). Если сезон предыдущий был ярок и успешен, то уже новый выдался очень средним и серым. Чередование сильных и не очень выступлений уже было налицо.
Сбывшаяся детская мечта и новые бомбардирские достижения. А ещё конфликты
Ещё в 2009 году в прессе ходили разговоры, что форвард на карандаше у множества топовых клубов, включая английские и итальянские гранды - «Арсенал», «Манчестер Юнайтед», «Милан» и «Ювентус». Но сердце игрока принадлежало «Марселю», возможности перейти в который Жиньяк и ждал. И дождался он её как раз летом 2010 года - сумма, выплаченная «Тулузе» за переход, составила 16.00 миллионов. Кстати, тем же летом «провансальцы» подписали ещё одного молодого нападающего - Лоика Реми из «Ниццы». При этом, в основе клуба ещё был и бразильский скандалист Брандао (тот самый, что спустя несколько лет сломает нос Тьяго Мотте), а Дешам использовал схему с одним ярко-выраженным наконечником атак. Вследствие этого, Жиньяку приходилось иногда играть на позиции левого нападающего.
От футболиста, чьё подписание стало вторым по величине в истории «Олимпика», явно ждали большего, чем скромные восемь мячей в дебютном сезоне Лиги 1. В августе 2011 года в прессе даже циркулировали слухи о возможном уходе нападающего, но трансфер в «Фулхэм» не случился. Впрочем, второй сезон в Провансе вышел в разы хуже - чернейшая полоса вновь сменила светлую в карьере Андре-Пьера. Причиной тому стал конфликт с главным тренером - Дешама не устраивали лишние килограммы игрока, а также его сложный характер. Располневший за лето любитель Макдональдса (француз, который в то время имел прозвище «Деде», и не скрывал, что любит фастфуд), подчистую проигрывал конкуренцию Лоику Реми, плотно присев на скамейку запасных. А затем произошла ссора с наставником - по её итогам в Дидье полетела бутылка воды, пущенная Андре-Пьером.
Новый сезон сулил много хорошего для нашего героя - Дидье Дешам ушёл тренировать сборную, Лоик Реми зимой отправился покорять Туманный Альбион, а клуб с Лазурного Берега возглавил старый знакомый Жиньяка - Эли Боп. Он и вернул футболиста к жизни, сделав его основным форвардом команды. И тот, как говорится, не подкачал - тринадцать мячей в Чемпионате и ещё несколько в Еврокубках и национальном Кубке страны. Реноме нападающего восстанавливалось, а насмешки со стороны марсельских фанатов стали замещаться хвалебными кричалками. Но, несмотря на всё это, оставалось ощущение, что потенциал на полную так и не раскрыт. Проблемы с дисциплиной никуда не делись, да и Андре-Пьер всё также был очень зависимым от партнёров игроком. На уровень второго сезона в «Тулузе» выйти пока так и не удавалось.
Но прогресс продолжался - бомбардирские результаты улучшались, в сезоне 2013/14 «Деде» отличился шестнадцать раз, а уже в сезоне 2014/15 - двадцать один, став вторым голеадором Чемпионата после Александра Ляказетта из «Лиона». Конечно, всё это не осталось незамечено. Дидье Дешам переборол старые обиды и вызвал Жиньяка в сборную Франции. Летом 2015 в карьере игрока случилось весьма неприятное для него событие - он был вынужден покинуть «Марсель» из-за финансовых проблем клуба (ушли ещё и Димитри Пайет с Андре Айю). Вариантов для продолжения карьеры в Европе было много (включая «Манчестер Юнайтед»), также мелькали предложения из богатых азиатских лиг. Но игрок принял самое странное из всех возможных решений. Возможно, здесь свою роль сыграло детство в цыганской общине - этот народ известен своим кочевым образом жизни. Жиньяк поехал в Мексику, в «УАНЛ Тигрес».
Перевоплощение в мексиканца. Новые голевые подвиги и любовь к местной культуре
Казалось бы, игрок с неоднозначной репутацией покидает топовую Европейскую лигу, отправившись в Чемпионат, освещение которого находится практически на нулевом уровне. Всё это очень походило на закат карьеры пусть и яркого, но всё же нераскрывшегося в полной мере футболиста. Но выбор страны для продолжения карьеры поражал. Сам Жиньяк говорил, что его на все сто процентов устроило предложение команды из Монтеррея, а сам он просто любит путешествовать. Никто и представить не мог, во что в итоге обернётся такой вояж. Пожалуй, сам Андре-Пьер тоже не знал, как сложится его дальнейшая судьба.
Но, рассказывая про карьеру и достижения Жиньяка, нельзя не упомянуть Чемпионат Европы во Франции, прошедший летом 2016 года. Дидье Дешам вызвал на континентальное первенство нашего героя, несмотря на выступления в откровенно заштатном Чемпионате. Участие форварда в Евро, пожалуй, должно было остаться незамеченным - ни одного забитого мяча и статус запасного (в старте выходил Оливье Жиру). Финальный матч рассудил иначе. Думаю, ту игру помнят многие, ведь на события она была богата - травма Криштиану Роналду, победный гол Эдера... Болельщики сборной Франции ещё долго припоминали Жиньяку то попадание в штангу, лишившее трёхцветную сборную победы в основное время. К слову, та игра не стала последней в форме национальной сборной, однако с осени 2016 года он уже в неё не вызывался.
А дальше - Мексика. Ещё с первого сезона в Северной Америке стало ясно, что француз очень быстро адаптировался к местному футболу. Голы он забивал, как говорится, как из автомата (тридцать три во всех турнирах). Местная, очень горячая и своенравная публика сразу полюбила европейца - спустя несколько лет после перехода Андре-Пьера в магазине около стадиона уже появился пирожок «Жиньяк». На второй год пребывания нападающего в стране Ацтеков люди стали осознавать, что это история не одного-двух лет «на заработках». Жиньяк стал активно изучать испанский язык, а также приобщаться к местной культуре. Так, например, на теле форварда появилось множество татуировок, а ведь во времена игры за «Марсель» ещё не было ни одной.
Первые три сезона стали сверхуспешными и для клуба Андре-Пьера, ведь «Тигрес» выиграл три подряд розыгрыша мексиканской Клаусуры. Обязательно надо отметить ещё и тот факт, что Жиньяк за четыре года побил рекорд команды по общему количеству забитых голов. По состоянию на январь 2024 года на счету французского нападающего таковых уже более двух сотен. Кроме того, в сезоне 2019/20 «Тигрес» выиграл Лигу Чемпионов КОНКАКАФ, а сам форвард отметился дублем в полуфинальном матче (против «Олимпии» из Тегусигальпы) и голом в финале (против «Лос-Анджелеса»). В общем, своё имя в историю коллектива из Монтеррея он уже вписал золотыми буквами. И продолжает её творить, регулярно забивая голы в своём уже весьма почтенном возрасте.
Стоит отметить и тот момент, что некоторые французские футболисты делали попытку повторить путь нашего героя, также отправившись в стан «Тигрес». Что из этого вышло? Можно сказать, что ровным счётом ничего - ни Товен, ни Колодзейчак, ни Делор (на тот момент ещё выступавший под трёхцветным флагом) закрепиться и стать своими здесь не смогли.
Сам же Андре-Пьер Жиньяк, чьи двое детей родились в Монтеррее и являются мексиканцами, тоже стал гражданином этой страны - свой паспорт он получил уже в 2019 году (не без проблем, ведь его подозревали в фальсификации документов, но это оказалось ошибкой), ровно как и его супруга. Футболист планирует остаться в стране и по окончании пути игрока, занявшись проблемами развития детского и юношеского футбола в городе. Оно и понятно - игрока любят болельщики, а он любит их. Это уже очень похоже на настоящую идиллию.
В одном из интервью Жиньяк говорил, что после 2015 года к нему обращались многие клубы, даже из Европы. Но он отказал всем и, как позже признался, был готов всерьёз подумать только над двумя предложениями - от бразильского «Фламенго» и аргентинской «Бока Хуниорс». Да и это, скорее, в мыслях. Куда-либо уходить он не собирается и говорит, что будет играть за «Тигрес» до тех пор, пока «ноги позволяют это делать». Между прочим, на чистейшем испанском языке. Да и все имевшиеся во Франции проблемы с дисциплиной каким-то чудесным образом улетучились. Ну, либо футболистом здесь восхищаются настолько, что на мелкие проблемы никто уже не обращает внимания. Видимо, в нём всё же есть что-то такое... мексиканское.
P.S. Большое спасибо за прочтение этого материала! От себя добавлю, что прекрасно помню, как тринадцатилетний я удивлялся мощи этого футболиста, положившего дубль в ворота моего любимого «Лиона» по весне 2014 года. В тот момент я его ненавидел, а сейчас понимаю, что таких персонажей очень не хватает современной Лиге 1 - как-то скучновато там становится.