Салаха критикуют за празднование Рождества. Почему мусульмане реагируют так остро?
Больше культура, уже не только религия.
Мусульманин Мохамед Салах, как и всегда, поздравил болельщиков с Рождеством и упомянул о жертвах в Секторе Газа. Но заметное возмущение вызвали не его слова, а сам факт – что он отмечает 25 декабря.
Он написал в соцсетях: «Рождество – это время, когда семьи собираются вместе и празднуют. Учитывая жестокую войну, продолжающуюся на Ближнем Востоке, особенно смерти и разрушения в Газе, в этом году мы встречаем Рождество с очень тяжелым сердцем и разделяем боль тех семей, которые скорбят о потере своих близких. Пожалуйста, не забывайте их и не привыкайте к их страданиям. Счастливого Рождества».
К посту он прикрепил черно-белую фотографию елки.
В комментариях Салаху предложили не забывать, какой религии он придерживается. Многие раскритиковали футболиста за то, что он празднует христианское Рождество.
Прошлый раз Салах ограничился пожеланием счастливого Рождества и милой семейной фотографией у елки.
И в позапрошлый раз было так же.
Да и в 2020-м.
Но комментарии с критикой появлялись каждый раз. Как и за нарушение Рамадана в день финала Лиги чемпионов, поцелуй девушки на награждении и другие эпизоды, которые не нравились мусульманам.
Рождество – в разные даты у разных верущих. Кто когда?
На всякий случай.
День Рождества – 25 декабря по григорианскому календарю или 7 января по юлианскому. В большинстве стран это государственный праздник, в некоторых есть два или даже три выходных. Кстати, в Египте – как раз 7 января.
Рождество в ночь с 24 на 25 декабря традиционно называют католическим, но это не вполне верно: тогда же отмечают протестанты, а еще – 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским.
Рождество в ночь с 6 на 7 января называют православным, но при этом праздник еще и для афонских монастырей, живущих по юлианскому календарю, части российских протестантов, а также католиков восточного обряда.
Рождество – скорее культурный феномен, не просто религиозный праздник. Такая позиция все популярнее
В Египте, на родине Салаха, большинство населения исповедует ислам. При этом официальным выходным днем считается 7 января, когда миллионы египетских христиан-коптов отмечают православное Рождество.
Католическое тоже празднуют, но отдельные группы и неофициально. У мусульман есть свое Рождество – 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря.
С годами христианское Рождество стало больше культурным, чем религиозным понятием, поэтому мусульмане свободно поздравляют христиан с этим праздником, хотя сами могут его не отмечать.
Например, в начале 2000-х в Малайзии в Рождество уже украшали супермаркеты гирляндами и вводили традицию обмена подарками, христиане отмечали свой праздник в Турции, Ливане, Иране и других мусульманских странах.
Вообще, в язычестве этот праздник связан с зимним солнцестоянием, а первые христиане Рождество не отмечали. Все меньше с религией пересечений и сейчас. Общий тон: главное – уважение друг к другу, а совместное празднование – возможность лишний раз встретиться в кругу семьи.
Главная функция Рождества как культурного феномена – объединить семью и друзей, вероисповедание не на первом плане. Такой подход укореняется.
В середине 2010-х совместное исследование Public Religion Research Institute и Religion News Service показало, что американцы рассматривают Рождество как обычный семейный, а не религиозный праздник: почти половина респондентов ответила, что предпочитала бы видеть надписи с поздравлениями «с праздником», а не «с Рождеством», а для каждого четвертого подростка Рождество – уже никак не связано с религией.
Исследователи связывают это с процессом отделения государства от церкви, который начался с XX века. Люди стали свободнее в выборе праздников, привязка к религии все реже становится определяющей.
По данным Pew Research Center, еще в 2013-м 51% американцев отмечали Рождество как религиозный праздник, но через четыре года доля снизилась до 46%, а понятие культурного праздника упомянули 33% вместо 32%. Смещение небыстрое, но показательное.
Среди миллениалов (людей, родившихся примерно с 1981-го по 1996-й) в том же опросе сразу 44% сказали, что отмечают Рождество как культурный праздник, а 55% не собирались идти в церковь. Тенденция очевидна.
Кстати! Вы знали, что наше Рождество переедет на 8 января? В 2101-м
Такой вот парадокс.
Большинство стран мира живет по григорианскому календарю, который появился в 1582-м – к этому времени юлианский, введенный в 46 году до нашей эры, признали ошибочным, так как за каждые 128 лет копились одни неучтенные сутки (в итоге важнейший праздник – Пасха – наступал раньше).
В XVI веке Европа перешла на григорианский календарь, Россия сделал то же самое в 1918-м, но без одобрения Русской православной церкви, которая продолжает пользоваться юлианским.
Сейчас разница между датами по двум календарям – 13 дней. Она сохраняется с 1900 года и будет актуальной до 2100-го. А после сдвинется еще на день. Уже в 2101-м православные церкви будут праздновать Рождество 8 января. Для католиков 25 декабря останется неизменным.
Фото: Gehad Hamdy/Global Look Press
В попытках разобщить народ религия зашла очень далеко. Иудаизм, христианство и ислам говорят об одном и том же сюжете, но при этом противопоставляются друг другу. Давно уже пора просто поставить вопрос: Веришь ты в Бога (любую высшую силу) или нет. Очевидно ведь, что века истории сильно исказили все написанное ранее и сегодня делиться по конфессиям просто глупо. И только от этого половина серьезных бед или таких глупых недопониманий, как с Салахом.
Так что, друг, прежде чем учить, ты сам подучись.
Одна известная радиоведущая высказалась в поддержку Буша, отмечая, что гомосексуальность является извращением: «Так сказано в Библии, в третьей книге Моисея, Левит, глава 18».
Несколько дней спустя эта радиоредакция получила открытое письмо одного из радиослушателей:
«Благодарю вас за вашу заботу об обучении людей Закону Божьему. Я многому научился, слушая вашу программу, и я всегда делюсь полученными знаниями с окружающими меня людьми. Но у меня все еще остались некоторые вопросы по поводу нескольких библейских законов и мне нужна ваша помощь, чтобы правильно их истолковать.
Например, я хотел бы продать дочь в рабство, как это указано в Исходе, глава 21, стих 7. По вашему мнению, какую цену я могу за нее запросить?
В той же книге Левит, глава 25, стих 44, сказано, что если я хочу иметь рабов, то должен купить их у соседних народов. Мой друг утверждает, что это относится только к мексиканцам, но никак не к канадцам. Не могли бы вы разъяснить мне этот стих? Почему я не могу иметь канадских рабов?
Я знаю также, что не должен прикасаться ни к какой женщине, если у нее идет менструация, как сказано в книге Левит, глава 18, стих 19. Как мне узнать, идет ли у нее менструация? Я пробовал несколько раз спросить об этом напрямую у моих знакомых, но они почему-то все обижались.
У меня есть сосед, который продолжает работать по субботам. Исход, глава 35, стих 2, ясно говорит, что такой человек должен быть предан смерти. Обязан ли я убить его собственноручно? Не могли бы вы избавить меня от этой щекотливой обязанности? Да, также: Левит, глава 21, стих 18, говорит, что нельзя приближаться к святилищу тому, у кого проблемы со зрением. Я же пользуюсь очками при чтении. Мое зрение должно быть обязательно стопроцентным? Можно ли занизить несколько это требование?
Последний вопрос. Мой дядя совсем не уважает то, что сказано в Левите, главе 19, стих 19, высаживая на своем дворе два разных вида семян. Так же и его жена, которая одевается в одежды из разнородных нитей, а именно, из хлопка и нейлона. А еще случается дяде моему злословить. Так скажите, должны ли мы выполнить всю эту достаточно трудоемкую процедуру целиком, а именно собрать всех жителей нашего городка и закидать камнями дядю с тетей, как это cказано в Левите, главе 24, стих 14?
Может, мы просто могли бы сжечь их живьем в тихом семейном кругу (Левит, главе 20, стих 14)? Жду с нетерпением вашего ответа. Еще раз спасибо, что напомнили нам, что слово Божие вечно и неизменно. Только так и не иначе».
Докинз
Авраамической, как и все мусульмане.
Каждый Курбан-байрам выпиваем и жарим мясо (как правило, свинину, что иронично) с другом-азербайджанцем, традицией давно стало.
Так что бросьте, как говорится в интернетах, душнить, уважаемый. Все эти праздники, как мне кажется, уже давно не про религию.