«Венгер открыл мне разум, а Гвардиола - глаза». Путь Тьерри Анри от контракта с «Реалом» до прогресса в «Барсе»
Всем привет, дорогие друзья, с вами Виктор Гусев!
Тьерри Анри... В своей программе «Улица Гусева» я рассказывал уже о многих звездных футболистах. И у меня ни к кому из них не было личных претензий.
Ну, скажите, какие проблемы у меня могут быть с Гвардиолой или Анчелотти. Дэвид Бекхэм? Ну, да, погнали меня поганой метлой от его дома в Лондоне, когда я пытался там снять небольшой анонс. Но, во-первых, самого хозяина тогда не было дома. А к тому же анонс-то я в итоге снял!
...И вот Анри. И не могу я ему забыть тот дождливый вечер – в том же Лондоне.
8 марта 2001 года.
После матча Лиги чемпионом между «Спартаком» и «Арсеналом» мы с прекрасным оператором Первого канала Максимом Артемовым промокли до нитки, разыскивая француза. Лучший нападающий хозяев был нам очень нужен для сюжета в программу «На футболе с Виктором Гусевым».
Ну, буквально несколько слов, чтобы разбавить интервью спартаковцев, которых мы набрали кучу. И с Парфеновым мы поговорили, и с Титовым, и с Робсоном.
И вот наконец мы, мокрые, настигаем Тьерри на специальной парковке в недрах стадиона – тогда еще не «Эмирейтс», а старого «Хайбери». 2001 год.
Он в красивом костюме садится в машину – я думаю, за руль, забывая, что в Англии же руль с другой стороны. Нет, на пассажирское место впереди. С ним какой-то мужчина – наверно, как раз водитель. И тут мы подскакиваем, и с победой поздравляем (прости, «Спартак»!), и показываю большой палец: мол, отличный гол (чего не сделаешь ради интервью!). А он вдруг смотрит так пренебрежительно и у меня перед носом захлопывает дверь.
И ведь его команда тогда выиграла. И, повторяю, он забил тот единственный, победный мяч на 82-й минуте. Настроение должно быть отличное. Не то что пятью годами ранее…
Год взлета Анри оказался еще и едва ли не самым напряженным в его жизни. Он признавался, что «повидал тогда все и постарел лет на десять», а к тому же - испортил отношения с отцом.
Началось с того, что в октябре 1996-го французский агент хорватского происхождения Мишель Базилевич устроил встречу отцу Тьерри с президентом мадридского «Реала» Лоренсо Сансом в парижском отеле «Крийон».
Анри-старший сообщил, что его сын принадлежит «Монако» лишь до лета 1997-го, и договорился с «Реалом» о долгосрочном контракте - с колоссальным повышением зарплаты. Через несколько недель Тьерри, привыкший доверять отцу, подписал с мадридским суперклубом предварительное соглашение и даже получил подъемные - двадцать тысяч долларов.
Президент «Монако» Жан-Луи Кампора страшно разозлился, когда узнал о тайной договоренности Анри с «Реалом»: «Очень много людей стараются вывести из равновесия молодых игроков и их родителей. Они обещают им луну с неба и бог еще знает что. Они как стервятники – бросаются на все, что движется».
Вспыхнул скандал, и в попытке выкрутиться Тони Анри посоветовал сыну продлить контракт с «Монако» на два с половиной года. Это только усугубило положение молодого нападающего, ведь юрист «Реала» Хуан Антонио Сампер настаивал, что с лета 1997-го Анри принадлежит мадридцам - согласно подписанному ими соглашению.
В итоге после лучшего на тот момент сезона в карьере Тьерри понятия не имел, где продолжит свои выступления и сможет ли вообще играть в футбол, ведь подписание контрактов с двумя клубами – это двухлетняя дисквалификация.
После долгих разбирательств контракт с «Реалом» признали недействительным и ограничились штрафами, но на Анри история с несостоявшимся переездом в Мадрид все равно повлияло сильно - с тех пор он меньше общался с отцом и стал крайне недоверчивым к малознакомым людям.
А через десять лет после несостоявшегося перехода в «Реал» Тьерри - в статусе лучшего бомбардира в истории «Арсенала» - отправился в «Барселону».
«На тот момент команда «непобедимых» уже распалась, - говорил Тьерри, имея в виду чемпионский «Арсенал» 2004 года. - Мне было 29 лет, и я думал о том, что осталось провести на высшем уровне 4-5 сезонов.
К тому же, тогда я не был уверен, что Венгер останется в «Арсенале». В общем, все это было нелегко. Когда я покинул «Арсенал», то плакал. Не хотел уходить, но меня вынудила к этому моя соревновательная натура».
Уже через две недели после переезда Тьерри в Каталонию рэпер Снуп Дог выступил в парижском клубе «Батаклан» в майке «Барселоны» с четырнадцатым номером и фамилией Анри на спине. Ажиотаж вокруг перехода был просто колоссальный!
«В первый день, когда он пришел в раздевалку, я не смел смотреть ему в глаза, - вспоминал Лионель Месси. - Так я выражал восхищение, которое испытывал к нему. Ведь я знал, чего он достиг в Англии. Мне нравился Анри, его легкость, с которой он мог проходить к воротам и убивать интригу в матче».
В первом каталонском сезоне Анри стал с девятнадцатью голами лучшим бомбардиром «Барселоны», но клуб не завоевал титулов, и летом 2008-го главным тренером вместо Франка Райкарда оказался Пеп Гвардиола.
Тьерри вспоминал: «Я думал, что хорошо разбираюсь в футболе, но с приходом Гвардиолы поразился: «Ого, о чем он вообще говорит?» В «Арсенале» Арсен Венгер открыл мне разум, дополнив то, что я узнал в футбольной академии. А Гвардиола открыл мне глаза.
Он дал мне понять, что прессинг – это хорошо. Нападающему обычно не хочется таким заниматься, но затем я развил в себе желание высоко прессинговать и оценил еще один аспект игры». На сегодня это все, смотрите «Улицу Гусева», слушайте нас в аудио-формате и берегите себя!