8 мин.

Дамьен Комолли о «Тулузе» и своей карьере в Англии: «Теперь я реально чувствую, что обрел покой»

Это был 31-летний путь — работа в «Арсенале», «Тоттенхэм Хотспур» и «Ливерпуле» — и Дамьен Комолли, ныне президент ФК «Тулуза», сокращает количество контента с собой.

«Теперь я реально чувствую, что обрел покой».

Почему? «Годы, проведенные на разных должностях и в разных странах, теперь являются моим набором инструментов, в который я заглядываю и выбираю правильный инструмент для решения».

Он никогда раньше не чувствовал себя так. «Я могу контролировать более или менее все, что происходит изо дня в день, но даже в кризисной ситуации нет паники. Главное, чтобы рядом со мной были хорошие люди, и я прислушивался к ним. Говорить легко, слушать сложнее».

Успех «Тулузы» отражает хорошо управляемый и омоложенный клуб, чуть более трех лет назад поднявшийся из подвала второго дивизиона Франции и ставший командой высшего уровня, выигравшей Кубок Франции и попавший в Лигу Европы. «Мы получили повышение (как чемпионы Лиги 2 2021/22), и французский футбол заметил это; после кубка заметил европейский футбол; После победы над «Ливерпулем» это заметил весь футбольный мир», — говорит Комолли с улыбкой.

51-летний француз провел два года на «Энфилде» в качестве директора по футбольной стратегии. Подписание нападающих Луиса Суареса и Энди Кэрролла в январе 2011 года стало самой привлекательной сделкой за время его пребывания в должности.

Спустя почти 13 лет победа над его бывшей командой на групповом этапе со счетом 3:2 в прошлый четверг, особенно после того, как октябрьский ответный матч закончился поражением со счетом 1:5, была не менее удивительной. Или нет? «Чтобы это не звучало высокомерно, мы планировали это. Мы знали, что игра на «Энфилде» будет адом, но мы подумали: «Мы можем сделать что-то дома», поэтому мы подошли к матчу иначе. Это не было неожиданностью».

Откуда такая уверенность? «Во всех наших футбольных решениях мы очень сильно ориентируемся на данные. Как мы набираем тренеров, игроков; то, как мы атакуем, защищаемся; бить, не бить; кросс, прессинг; Мы даже оптимизируем фонд заработной платы. Данные — это часть нашей культуры».

Наряду с клубами Премьер-лиги «Брайтоном» и «Брентфордом», «Тулуза» является разрушителем данных в этом виде спорта. «Наше конкурентное преимущество заключается в том, что мы решили использовать данные и придерживаемся их. Даже тогда, когда что-то кажется нелогичным с точки зрения так называемой футбольной мудрости».

Перед противостоянием с «Ливерпулем» в Лиге Европы в этом сезоне Комолли встретился со своим отделом футбольной стратегии, чтобы обсудить план на две игры, что означало отсутствие беспокойства после поражения в Мерсисайде: «Мы никогда не смотрим на результаты, мы смотрим на исходные данные. То, что такой клуб, как наш, покинул «Энфилд» с показателем xG (ожидаемое количество голов) 1,4, показало, что даже в этой игре мы можем создавать моменты».

В этом сезоне Премьер-лиги только одна гостевая команда показала лучший показатель xG, чем 1,4 на «Энфилде» — «Брентфорд», еще одна команда, основанная на статистике, которая добилась показателя 1,68 в воскресном поражении со счетом 0:3.

Карлес Мартинес Новель, ранее работавший в академии в Испании, Катаре и Кувейте, а этим летом был повышен с должности ассистента после увольнения главного тренера Филиппа Монтанье, выигравшего Кубок в прошлом сезоне, задал тон сразу после триумфа «Ливерпуля» в матче с четырьмя голами. «В раздевалке наш главный тренер сказал: «Это может показаться сумасшествием, но я хочу, чтобы через две недели вы стали такими же сумасшедшими, как я. С иным психологическим подходом мы можем победить». С этого все и началось».

Внутриигровые решения, основанные на данных, также помогли составить долгосрочный план.

«Я состою в группе WhatsApp с аналитиком, и при счете 1:4 я проверил, когда (нападающий) Тийс Даллинга уходит с поля. Они сказали, что он переходит в «красную» зону (физически усталый), так что это произойдет через две минуты, — объясняет он. — Мы хотим, чтобы игроки играли на пике своей формы и избегали перегрузок, поэтому он ушел на 80-й минуте. Если бы он остался, возможно, получил бы травму».

Даллинга сделал счет 2:0 в ответном матче против «Ливерпуля», а забив три гола в четырех матчах Лиги Европы, 23-летний футболист был вознагражден в этом месяце первым вызовом в сборную Нидерландов.

Комментарии главного тренера Юргена Клоппа после того, как плакал их 100-процентного результат в Европе в этом сезоне, подчеркнули изменения в психологическом подходе «Тулузы»: «Они выиграли все решающие битвы и вызовы. Они сражались упорнее. Это заслуженно, так что поздравляю».

План «Тулузы» сработал, а у Комолли сработали человеческие эмоции. «Обычно ты чувствуешь облегчение, но это было чистое наслаждение. Единение с сообществом Фиалок (прозвище клуба) было невероятным».

Шумиха вышла за пределы стадиона «Тулуза», вмещающего 33 000 зрителей. «Я получал текстовые сообщения, смс-ки и электронные письма со всего мира — из Южной Африки, Ганы, Австралии, США, Южной Америки, отовсюду. Последствия этой победы на мировой арене для города Тулуза огромны».

Футбольный опыт Комолли стал для него уроком.

Начав в 1992 году в качестве тренера молодежной команды «Монако» под руководством Арсена Венгера, он присоединился к своему соотечественнику в «Арсенале» четыре года спустя в качестве европейского скаута. Затем он провел сезон в качестве технического директора во французском футболе с «Сент-Этьеном» (2004/05), прежде чем Дэниэл Леви назначил его футбольным директором в «Тоттенхэме» после ухода Франка Арнесена. Там он провел три года, пока Харри Реднапп не сменил Хуанде Рамоса.

Предпосылка заключалась в том, что менеджеру будет предоставлен больший контроль.

И тогда, и сейчас с этой моделью Комолли не согласен.

«Определенно нет. Тренер – худший человек в клубе, который принимает такие решения, – говорит он. — Ради блага «Тоттенхэма» Даниэль никогда не слушал, что говорил Харри. В противном случае он бы уничтожил клуб. Он не хотел Гарета Бэйла, не хотел (Луку) Модрича, он не хотел всех этих игроков. Дэниэл слишком силен. Это стало ключом к успеху Шпор в будущем».

Реднапп признает, что не хотел, чтобы в организации был футбольный директор, и это привело к увольнению Комолли после разговора с Леви. Он говорит, что стремился построить свою команду вокруг будущего великого игрока «Реала» и обладателя Золотого мяча Модрича, которого он считает одним из своих любимых игроков, и всегда чувствовал, что валлийская икона Бэйл, который последовал за хорватом на «Бернабеу», станет суперзвездой. Реднапп говорит, что его послужной список в «Тоттенхэме» говорит сам за себя.

Леви (слева) в 2005 году сделал Комилли футбольным директором Шпор (Джейми Макдональд/Getty Images)

«Тулуза» контролируется американским инвестором RedBird Capital, которому принадлежит 85% акций клуба. Ей также принадлежит итальянский футбольный клуб «Милан», и руководящий орган европейского футбола УЕФА постановил, что обе команды не должны сотрудничать. (Они могут встретиться в первом раунде плей-офф Лиги Европы в феврале, если «Тулуза» займет второе место в группе — они занимают второе место после «Ливерпуля» за две игры до конца — а «Милан» финиширует третьим — их нынешнее место после четырех из шести матчей — в своей группе Лиги чемпионов).

Тем не менее, Комолли находится на верхушке дерева в своем клубе, и это все, что имеет для него значение.

«Сейчас я нахожусь в положении, когда все в клубе солидарны со мной. Мне не нужно с кем-то солидаризироваться, если вы понимаете, что я имею в виду, потому что в конце концов ответственность ложится на меня. Если я или мы что-то примем, то в клубе все должно встать на свои места, и это большая разница со всем тем, через что я прошел раньше, и, возможно, именно поэтому мы добились успеха».

Он признает, что был «бесполезен», когда люди управляли им в прошлом, и это могло привести к столкновениям. То есть сейчас он старается не вмешиваться и не диктовать. Он верит в «ответственность, полномочия и делегирование», но при одном условии. «Они должны соответствовать нашему ви́дению. Это огромная разница по сравнению со всем, с чем я сталкивался раньше. Все просто».

Это напоминает ему о времени, проведенном на красной стороне северного Лондона.

«Единственный раз, когда я был свидетелем такого рода взаимоотношений, это было с Дэвидом Дейном (бывшим вице-президентом «Арсенала») и Арсеном Венгером, и на протяжении всего пути «Арсенала», со всеми успехами, которых они добились, когда я был там. Это имеет огромное значение, и оно не может исходить от главного тренера или менеджера, оно должно исходить сверху».

Комолли с удовольствием размышляет, но предпочитает размышлять о том, что будет дальше. «Я думаю о том, как стать лучше каждый день. Я подталкиваю всех, включая себя, в клубе, к тому, чтобы найти преимущество и конкурентное преимущество».

Политика рекрутинга в «Тулузе» может и основывается на данных, но Комолли считает, что цифры также приведут вас к нужным персонажам. «Нам нужны хорошие люди, и данные помогают нам оценить множество личностных качеств игроков и их характеров. Если они много что делают без мяча, совершают забегания, чтобы открыть пространство для другого игрока, то он командный игрок. Если он постоянно хочет получить мяч, у него такой характер, когда становится трудно сказать: «Просто дай мне мяч», чтобы его товарищи по команде могли положиться на него».

Точно так же он говорит: «То, как мы играем в атаке, если игрок эгоистичен — это разрушает нашу модель и наш стиль игры».

«Тулуза» откровенно дискриминационна, когда речь заходит о возрасте игроков — они хотят, чтобы им было 25 лет или меньше (только пять членов команды старше). Когда решение, подкрепленное данными, принято, в дело вступают более мягкие навыки. «Мы проводим много времени с игроком, мы руководствуемся данными и культурой клуба. Мы хотим, чтобы культура игрока вписывалась в нашу культуру, и наоборот. Данные являются ключевым фактором, но человеческий фактор также очень важен».

А данные, по словам Комолли, по-прежнему имеют слепые пятна, когда дело доходит до рекрутинга. «Мы постоянно говорим о том, как измерить результативность очень хорошего молодого игрока в плохой команде в лиге, не входящей в «большую пятерку». Это вопрос на 1 миллиард долларов, и мы пытаемся его решить».

Автор: Адам Левенталь (источник)

Фото обложки: Патрисия Де Мело Морейра/AFP via Getty Images

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.