35 за Фрейда, 50 за Торреса
Когда футболисты говорят, что "уходят за трофеями", скорее всего они имеют в виду не сами чашечки, выточенные в бирмингемах и малагах, а участие в вот таких матчах, какие были в минувшие два дня полуфиналов. Эти матчи были настолько круты, что не было никаких сомнений, где центр футбола -- вот он, один в Мюнхене, другой на Камп Ноу -- и футбол, в своем высшем полёте, звенит в воздухе именно здесь. Какой футболист, да даже не так: какой человек, не хотел бы быть участником этих матчей, пусть даже и проигравшим, не хотел бы переживать вот этого ощущения творящейся истории на глазах у миллионов зрителей? Не стоит смеяться над Фабрегасом, он уходил именно за этими ощущениями -- Арсенал тоже играл с Барселоной, тоже оставался в меньшинстве при 2-1, и мы помним, чем это кончалось.
Арсенал легко обыгрывал более лучшую команду Германии, чем Бавария, и забивал пять мячей Челси. Но, конечно, никаким образом Арсенал не мог оказаться в этих полуфиналах. Просто не то качество. Невозможно играть на таком уровне, исходя из философии "на тоненького" и чистой рациональности. Вход на такие матчи только по билету суперклуба. У Арсенал вместо этого билета только стадион -- немало, но недостаточно. Где-то я читал, что достичь какой-то определенной высокой планки результатов для атлета (ну, допустим 10 секунд на стометровке) -- не представляется очень сложным, но сбрасывать с этого времени дальше каждую 0.01 секунды - экспоненциально трудно и дорого.
Все четыре клуба конечно ведут себя с позиций благородного, бескорыстного футбола Аякса, Порту и Арсенала совершенно аморально. Реал имеет трех опорников мирового уровня - Хаби Алонсо, Хедиру, Диарру, а еще Кака на лавке. Барселона-в-долгах считает что в атаке ей очень не хватает Алексиса Санчеса, а также не по-православному, когда где-то в Небарселоне играет один из лучших воспитанников. Когда Рибери капризничает и хочет уехать, Бавария дарит ему на день рожденья ручку и вот как-то так выходит, что он остаётся в команде, и обоим это идет на пользу. Манчестер Юнайтед покупает Нани и Андерсона в зимнее транферное окно, когда в команде Роналду, Гиггз и Скоулз еще такие молодые. Руни и Роналду закатывали идиотские истерики -- помните, как Роналду чуть в Валенсии не оказался после скандала на евро-2006, или Руни в прошлом году вдруг решил, что Манчестер не его уровень? Ну дико же даже вспоминать такое! Почему-то в итоге оба оставались и выиграли всё на свете. Ну, а Челси.. Челси покупает Торреса за 50 млн, и этим всё сказано. Арсенал в это время продает Фабрегаса и Насри, и год за годом роется в запаснике, чтобы наковырять на стартовый состав самых важных матчей. Это, к слову, совершенно разные задачи - найти выход из ситуации, когда "есть маленькие, по три, и большие, но по пять, но у меня-то и рубля нет", или, имея богатство вариантов, выбирать оптимальные схемы под соперника.
Ну и вот как-то так получается, в спорте высоких достижений, что иначе, как вот так, переплачивая, покупая по три игрока на одну позицию, и умаливая своих капризных звёзд -- иначе получить необходимое качество для участия в Полуфиналах (позвольте мне писать их с большой буквы, в полуфиналах с маленькой Арсенал уже участвовал) нет. Всего лишь необходимое.
Торрес в Челси - это конечно очень интересная и показательная история. Давайте назовем так: Торреса купил не "футбольный клуб Челси", Торреса купил Абрамович. Что есть Торрес для Абрамовича в финансовом эквиваленте? Ну, вот если вы хотите накопили денег на не самую плохую квартиру в Москве стоимостью 15 млн рублей, то Торрес для вас есть.. допустим, небольшая литография Жоана Миро или офорт Пикассо (они как раз стоят 2-3 тысячи долларов) на кухню. Повесил - в любом интерьере смотреться будет, а если зайдет кто в - то и не стыдно, эстетствующий гость уразумеет, что хозяин-то "не лох какой-нибудь"! Так вот, к Абрамовичу можно относиться как угодно, но отрицать две вещи нельзя. Первое -- Абрамович умён, второе -- Абрамович может ошибаться. Ошибся ли с Торресом Абрамович? Конечно, с точки зрения инвестиций, это абсолютно проигрышный актив, от которого надо избавляться. Однако Абрамович покупал себе и другие картины на кухню.
В 2008 он купил "Триптих" Бэкона (выше) за 86 млн долларов и "Спящую соцработницу" Люсьена Фрейда за 33 млн. То есть, можно дописать, "а пару лет спустя - Торреса за 50". В чём ценность этих работ? Это немного не Возрождение, чтобы нравиться сразу и безоговорочно. Всех трех -- Бэкона, Фрейда и Торреса -- Абрамович покупал с достаточно сильным превышением эстимейта, то есть оценочная стоимость перед аукционом, конечно, была ниже в несколько раз. Я не буду касаться непосредственно художественной ценности Бэкона и Фрейда, я точно не тот человек, который может это сделать с полнотой понимания, но знаю, что это вообще очень крутые покупки. Абрамович купил очень сильно не фигню. Вы представляете, насколько это сложно - купить на арт-рынке не фигню, когда у тебя денег куры не клюют? Этот рынок совершенно чудовищно раздут и наполнен акулами, которые элементарно расскажут, как правильно потратить 10 млн, которые через два года обесценятся в копейки. Вот например откровенно очень слабая живопись Гитлера -- знаете сколько стоит? Сама живопись -- абсолютно бездарная, не имеющая ничего ценного, но арт-рынком цена раздута до 10 тысяч долларов за работу, и продаётся. Кто её покупает? Где-нибудь в Весенсуэле или какое-нибудь тайное общество неонацистов, но покупатель есть. Абрамович едва ли кончал искусствоведческие курсы, конечно, у него был советник, и с советником он очень не прогадал. Искусство -- самый первый, исторически самый правильный путь легитимизации доходов тех, чьи доходы нуждаются в легитимизации. Абрамович и Жукова своими покупками и "Гаражом" ворвались на первые роли в современном искусстве в России, это не просто, это не имеет отношения к искусству, но по-своему ценно и статусно.
Торрес -- это тоже не совсем инвестиция в футбол, в привычном нам смысле -- что за 50 млн он должен забить 50 мячей. Нет, возможно, он может забить всего один, но этого будет по-своему достаточно -- потому что этот один есть разность между статусом супер-клуба и просто клубом. Эта та самая сброшенная одна сотая секунды со своего -- может быть даже не мирового рекорда, но очень быстрого времени. Вот разность между Бендтнером, не забивающем на Камп Ноу на последних минутах и Торресом, забивающем на Камп Ноу на последних минутах -- никакая другая, не обманывайтесь! -- для тех, кто умеет управлять своими активами, эта разность прекрасно известна - она в 50 миллионов долларов и ни центом меньше. Чтобы играть там, в стратосфере, в Мюнхене, надо прекрасно понимать цену входного билета.
Поэтому не может даже стоять вопроса, куда в Арсенал Яна Мвилу. Мвила, Подольски и Вертонген - этот минимум, это всего лишь необходимое условие, чтобы Ван Перси и комапния испытывали то, что только что пережили игроки Баварии, Реала, Бареслоны и Челси - я не разделяю их на выигравших и проигравших. На этом уровне это уже не так важно.
понравились сравнения, параллели
понравилось отношение к арсеналу. это здорово, когда болельщик умеет посмотреть на свою команду незамутненным взглядом
но ведь арсенал-то в финале был. даже драматизм был, ан нет, не хватило. драмы? или игроков?
с другой стороны, не все команды, желающие играть в финалах лиги чемпионов могут позволить себе покупать игрока за полтинник на арт-рынке, только потому что он этим артом является. истинным.
также игроки. кто мешал криштиану забить пенальти? а месси?! это уже риторическое
рекламные контракты Торреса и правда не маленькие, но, согласно источникам, 5 миллионов евро за прошлый год. Это только сам Торрес, на себе любимом заработал, сколько при этом клуб на нём я не знаю. О каком покрытии трансферной стоимости идет речь?