Подсознание и грабли
Друзья, прошу прощения, что так долго не писал в свой блог – тренерская жизнь не оставляет много свободного времени. И, несмотря на то, что сейчас у меня самая горячая пора, я хочу поделиться с вами размышлениями о прошедшем сезоне.
Мне кажется, этот сезон чемпионата России, с одной стороны, был закручен, как хороший триллер, а с другой – оказался очень предсказуемым. В том смысле, что «Рубин» как с третьего тура стал первым, так никому и не уступил лидерство. Это говорит прежде всего о том, что команды, которые должны были составить ему конкуренцию («Спартак», «Локомотив», «Зенит»), оказались не готовы к такой длительной борьбе на этом уровне. Подопечных Бердыева, прежде всего, отличала стабильность, которая и принесла им такой долгожданный для Казани успех.
Впрочем, ЦСКА на финише показал очень яркую игру – но уже очень долго решали свои проблемы в армейском клубе. Конечно, одной из причин такого перепада стало то, что в какой-то момент разрешились проблемы в коллективе: уехали почти все бразильцы. Сыграло свою роль и заявление о грядущей отставке Валерия Газзаева, позитивно повлиявшее на армейцев. Ну и, конечно, переход на новую схему игры. В последнем отрезке сезона армейцы играли на чемпионском уровне, хотя много очков было потеряно до Евро-2008.
Вообще, удивительно, каким образом красно-синие вышли из сложного положения: не купив ни одого игрока, они нашли золотую середину в игре, ее организации и отношениях в команде. Это некий феномен, не последнюю роль в котором сыграл расцвет Алана Дзагоева. Говоря о переходе на новую схему игры, я, кстати, имел в виду не только появление четырех защитников, но и появление человека по фамилии Плеймейкер. Алан фантастически взаимодействует не только с Вагнером Лавом (где связь на уровне подсознания), но и связывает линии обороны и атаки – я имею в виду в том числе и Красича с Жирковым. Этот молодой талант, выступивший в роли катализатора, просто украсил игру ЦСКА. Плюс он выдал еще очень удачный месяц, когда за 6 игр забил 6-7 мячей.
Сейчас, по идее, я должен был сказать о «Динамо», но мне бы хотелось отметить другую команду, чье итоговое место в турнирной таблице тоже можно назвать неожиданным. Для меня это приятный сюрприз. Это «Амкар» – команда, которая достойно играет на протяжении последних лет. Команда, которая имея невеликий бюджет, в этом сезоне удивила абсолютно всех. Была бы у Божовича подлиннее скамейка, он мог бы доставить проблемы и командам первой тройки. Отличие «Амкара» в том, что в какое-то время коллектив был скомплектован очень удачно – игрок к игроку, все оказалось очень сбалансированно: опыт игроков, их навыки и игровая философия. Все это совпало. Не скажу, что в Перми играют футболисты топ-уровня, но почти ни от одного из них клуб масштаба моего бы не отказался. В команде нет пустых мест. В Томске в прошлые годы селекция происходила по-другому, что отрицательно сказалось на команде. Впрочем, об этом я бы предпочел сейчас не говорить. Сам Божович отмечал, что ему было проще, чем другим тренерам команд-середняков, что ему делает честь. Но и до Рахимова в «Амкаре» прослеживалась положительная динамика развития – он ввел баланс между разрушением и атакой, но прогресс начался еще при Оборине. А каждый последующий тренер развивал этот успех.
«Динамо» по всем предпосылкам никак не могло быть в тройке. Я думал так: «Четвертыми если будут, то это здорово». Мне казалось, что у Кобелева короткая скамейка, да еще и потеря Данни... Думалось, что все это скажется на шансах бело-голубых завоевать медали. И вдруг – травмируется один футболист, выходит другой и играет на его уровне. Пропускает кто-то по карточкам – и нормально играет команда. Вот это умение Кобелева использовать скудный резерв, который у него есть, заслуживает уважение. И я поздравляю своего молодого коллегу с тем, что он в таких непростых условиях сохранил уровень выступлений своей команды. «Динамо» я отношу к той тройке играющих команд премьер-лиги, в которую входят также ЦСКА и «Зенит». Кстати, вот в прессе пишут, что Семшов станет игроком питерского клуба. Что сказать? С одной стороны, сразу хочется заявить, что это сильно скажется на игре «Динамо». Но когда Данни переходил, мы тоже думали, что это конец. Видимо у этой команды есть какие-то скрытые резервы. Как тренер я сочувствую коллеге, потому что найти игроков такого уровня непросто.
Что же касается «Зенита», то я думаю, что питерцы решили взять Семшова на замену Аршавину. Несмотря на то что в сборной он играл ближе к середине поля, думаю в питерском клубе он будет действовать в роли инсайда. Впрочем, может быть Игорь будет действовать и в центре, если подразумевается уход Тимощука – игрок-то это универсальный. Кстати, о выступлении «Зенита». В 2007 году я полсезона удивлялся тому, как, не показывая красивой игры, питерцы умудрялись набирать очки. Конечно, весной этого года я, как и вся наша страна, был в восхищении от того уровня игры, который показывал «Зенит». А затем пошли проблемы: вроде команда и играет приятно, и все правильно делает – а вот реализации нет. Наверное, как тренер клуба премьер-лиги я должен был радоваться неудачам соперника, но эти вот ничьи и с Нальчиком, и с нами – больше неудача «Зенита», чем заслуга оппонетов. Хотя наши ребята с большим вдохновением и самоотдачей играли, так что питерцам было непросто.
В чем причина? Не подумайте, что я кидаю камень в огород Адвоката – не обижайтесь на меня, пожалуйста, болельщики «Зенита», ведь я очень уважаю эту команду. Но мне кажется, что тренер поступает как временщик. Если бы он не стал продлевать контракт, диагноз был бы ясен – осталось бы ему сыграть одним составом и уйти. Но Адвокат остался, значит нужно было подтягивать молодых ребят, дать отдохнуть ведущим игрокам, сохранять игровой тонус. Чтобы была плановая ротация в составе. Мне кажется, в «Зените» есть такие люди, которые могли бы подменить основных ребят. Думаю, это одна из важнейших проблем. Потому что «Зенит» по игре не на своем месте – эта команда должна была бороться за место в тройке.
Еще одной командой, выступление которой в этом сезоне можно назвать успешным, стали «Крылья Советов». По идее, Слуцкий эту команду сделал почти с нуля – но она стала конкурентноспособной в течение сезона. Шестое место – это очень достойный результат для команды первого года. С «Крыльями» вынуждены были считаться – а это важнейший момент в работе тренера Слуцкого.
А вот про «Локомотив» могу сказать только одно – команда второй год наступает на одни и те же грабли. Легко обвинить во всем Рахимова, но мне кажется, что проблема не только в тренере, но и в команде. Ведь атмосферы нет второй год – Рахимову не удалось то же, что и Бышовцу. Пародоксально: игроки есть, а команды нет. Рашид говорит, что необходимо строить новый коллектив: наверное, так и нужно. Но придется отказаться от многих игроков, хотя для создания нужного климата это необходимо.
Хвалить коллег я сейчас не могу, а вот критиковать мне не позволяет корпоративная солидарность. Передо мной сложная задача – сказать что-то хорошее про «Спартак». На ум приходит только одно – какие же у этой команды классные болельщики, которые хотят, чтобы команда играла на высочайшем уровне. Но одним из моментов, который повлиял на выступление красно-белых в этом сезоне, стало давление фанатов, журналистов и футбольного сообщества. Игроки, не выдерживая этого давления, начинают играть только хуже. Это состояние, которое раньше преследовало московское «Динамо». В «Спартаке» последние два сезона футболисты никак не могут сыграть на своем уровне. Почему так происходит, я не понимаю, нужно быть внутри, чтобы сказать точно.
В понедельник я попытаюсь подвести итог выстпулению «Томи» в этом сезоне, а также ответить на некоторые из вопросов, которые вы оставляли в комментариях. Я их, кстати, постоянно читаю.
ну не верю я, что команда, оттяпавшая по 4 очка у Зенита и ЦСКА, 3 очка у Динамо, плохая...
P.S. Причем тут Карвалью, если он уже давно на лавке сидел? А вот как раз притом, что он морально разлагал Вагнера и Дуду (кстати, Жо во всем этом бразильском саботаже почти не участвовал), при этом для продажи его надо было ставить в основу, а значит, и тактические схемы ориентировать на его возможное присутствие на поле.