6 мин.

Истертые песком

Это была игра, которая проходила не здесь, не в этой реальности. Это был матч из прошлого, это во всех смыслах была вчерашняя игра.

Есть такая книжка – В стране уходящей натуры – красивое название и невероятно красивая обложка, да и содержание под стать. Такое, вообще говоря, не часто бывает, обычно одно компенсирует недостатки другого, маскируя бестолковый текст или же исправляя невнятное оформление содержанием. И вы тысячу раз не правы, если думаете, что я хочу зааллегорить ответный матч полуфинала Лиги чемпионов под эту самую книжку, вовсе нет.

Просто это был матч тех самых команд, той самой уходящей натуры, уходящей из нашей страны, из какой именно догадаться не сложно. Так уж получается, что у них очень много общего, хотя кажутся они разными, кардинально разными. По сути, они различны в максимальном значение, но и схожи, весьма и даже более чем. Здесь нет никакого парадокса, такое вполне возможно, вполне.

То, что произошло вчера – было грандиозно, это был спектакль, который невозможно спланировать, он может только случиться, сам собой. Но мы ведь все это видели, раньше. Сколько раз “Барса” укатывала соперника, заперев в штрафную, и до бесконечности раскидывала мяч по-гандбольному, от бровки до бровки, ища подход, готовя выпад или удар? Мы видели разные ситуации, разные стадии разных турниров, видели разные команды, видели разные результаты.

Я хочу сказать, что в этом есть некая заповторенность, которая уже режет глаз, которая смазывает ощущения, которая до боли знакома. Но это на глаз, впечатление со стороны, а когда это происходит с тобой на поле, происходит раз за разом. Бывало ты рвал, просто раздирал соперников, бывало бился о стену, в кровь, падая на газон без сил и проигрывая. Просто еще один матч – практически вердикт, практически приговор. Можно привыкнуть и к этому, уверен.

Знаете, “Барселона” больше всего похожа на муравейник, это довольно банальная аллегория, но мне наиболее близкая. Причем разные стадии состояния команды соответствуют разным фазам жизни этого самого муравейника. Когда “Барса” не в порядке – это весенний вариант, вот такой как прямо сейчас, по календарю, все спокойно размеренно, с одной стороны бесконечно хаотично, а с другой – все действия сводится к одному – восстановлению полной функциональности муравейника после зимней спячки. Когда же все отлажено – растревоженный вариант, разрушенный, разбитый мальчуганом, вооружившимся какой-нибудь палкой. Хаос зашкаливает, кажется, что направлений движения нет вовсе, но это не так, даже в этом бесконечном копошении есть смысл, есть свои дорожки и действия.

Вчера же “Барселона” была похожа на оба варианта сразу, это был растревоженный весенний муравейник. Действия вроде бы все те же, но не хватало резкости, не хватало безумного хаотичного бесчинства. Просто весна еще только началась, просто еще сонные, да и многие не пережили зиму, многие просто не смогли помочь.

Теперь самое время найти аллегорию для “Челси”, понять, кем же они были вчера. И здесь у меня есть припасенный вариант, вариант оскорбительный до глубины души и точный до нахальной, невозможной самонадеянности.

“Челси” больше всего похож на человека в заметно потасканной одежде, выглядящего внешне хуже, чем на самом деле, внутренне, такой пожеванный временем персонаж, стоящий напротив витрины и высчитывающий на ладошке деньги. Еще рано уходить, еще нужно добавить градуса, вопрос в том, на что хватит этих самых денежек, последних и исключительно железных, то есть монет, а не бумажек. Нужна еще доза, еще одна бутылочка чего-нибудь крепкого и чем крепче, тем лучше. Еще слишком светло, чтобы тащиться по опостылевшим улицам домой.

Специально подбирал этот образ, но не для того, чтобы оскорбить лондонцев или как-то уколоть побольнее, вовсе нет. Дело в том, что у таких неудачников, у бесконечно несчастных пропойных людей, у обыкновенных пьяниц, которыми забита под завязку наша страна, у них есть одна общая черта. У них есть мечта, где-то глубоко, под кожей. Не смейтесь, это правда, чаще всего правда.

Дело в том, что мы привыкли думать, нам внушили, что мечта – нечто прекрасное, нечто изумительное и невероятное. Это не так, совсем не так. Мечта – худшее, что может с тобой случиться, если она жива, если она вибрирует в ответ на стук твоего сердца – ты пропал. Это даже хуже, чем смерть. Она сожрет тебя, она проникнет в кровь, наполнит вены, заберется в сердце и выпьет душу, она сведет тебя с ума.

И вот тогда придет отчаяние, неслышно, проскользнет в миллиметрах над полом и сядет рядом с тобой, прижмется своим безжизненным, ледяным телом и заглянет в глаза, сковав ужасом безысходности. Таковы эти люди, готовые выпить все, что попадется под руку, лишь бы не чувствовать реальность, лишь бы не помнить о том, кто они, лишь бы не слышать, как она, их мечта, тихо шепчет еле живым голосом: ты помнишь? Помнишь, кто я? И они мечтают, чтобы забыть, чтобы больше не вспомнить, никогда.

Таков “Челси”. Он еще не сгнил изнутри, еще не лишился последних сил, но близок к этому. Он еще может дать в морду, если соберется, сконцентрируется, если хорошенько прицелится и если повезет, если попадет, то наверняка, просто свалит с ног. Это опасно, чудовищно опасно. Ведь им нечего терять, кроме уже казалось потерянной мечты, им уже не сделать шаг вперед, а дальнейшие шаги назад не страшны, это уже просто падение, закрой глаза и жди удара о землю.

Пожалуй, все, что я хотел сказать: они уходят, их лица стираются бессмысленным временем, они устают все больше и тот же путь от ворот до ворот дается куда тяжелее. Они появились на наших глазах и те, что стали легендой, те, что лучшие за всю историю, и те, что так часто бились с ними, те, что больны одной единственной мечтой. И вот в этом они схожи, в этом они родны. А еще им не хватает сил на все фронты, “Барса” валится под ударами “Реала”, даже не очными, а дистанционными, “аристократы” уже не могут идти по чемпионату даже чуть позади манчестеров. Они сбавляют шаг и те и другие.

Все это не значит, что “Барса” закончилась, конечно же, нет. Она еще сыграет, еще выиграет Лигу, уверен, выиграет. Смена сезонов “Барселоны” будет плавной, постепенной. Ведь это династия, они всегда были великими и чаще всего прекрасными, просто мы об этом забыли, наблюдая за лучшей “Барсой” в истории, и не в истории самой “Барселоны”, а в истории футбола. Но как бы аккуратно каталонские сезоны ни сменились, муравейник все равно рано или поздно закроется, ненадолго, но закроется, ведь время не обманешь.

А “Челси” предстоит меняться завтра, эта команда мертва, не смотря на еще один долгожданный, выстраданный, шанс всей жизни. Этой команды больше нет, она ушла вместе с этими противостояниями на Камп Ноу и Стэмфорд Бридж и не только с ними. Какой будет новая – неизвестно, но мы все увидим из первых рядов. Для них остался еще один матч, еще одна попытка дотянуться до мечты, которой пронизан каждый в клубной вертикали, начиная с самого главного босса. Это еще один шанс окунуться в вечность с усталой улыбкой путешественника, мореплавателя, достигшего долгожданного берега, упавшего на колени, и вцепившегося пальцами в прибрежный песок.

Их жизнь проходит на наших глазах, они уходят, сразу или постепенно. Не представить, что больнее, не представить, как проще.

И никто в целом не сильнее, никто не идеален, даже “Барса”, просто у времени есть дети, одни поудачливее, поспособнее, другие менее расторопны, мечтательны…

  • “Веди меня дорогой мягких снежных троп

  • А цвет седой, такой же белый, только уставший

  • Держи меня, хотя я вряд ли уже побегу

  • Нас время трет песком и даже куклы становятся старше”

  • 7ая Раса