10 впечатлений с уникального класико – самого маленького в нашей жизни
Владислав Воронин – из Барселоны.
Сергей Довлатов в «Компромиссе» как-то писал про ощущения от пиджака приятеля на себе: «Кит в бассейне. Лошадь в собачьей конуре».
Матч «Барселона» – «Реал» на Олимпийском стадионе, что на горе Монжуик, ощущался так же. Интерьер несоразмерен масштабу.
Состязание двух футбольных галактик мы привыкли видеть при другом скоплении завороженных фанатов и туристов, а взобраться на Монжуик позволили всего 50 112 людям. Это в два раза меньше вместимости величественного дома «Барселоны», который отправлен на реконструкцию.
Мне посчастливилось оказаться на этом уникальном класико – первом с 1957-го, который проходил в Барселоне не на «Камп Ноу». Это мои путевые заметки.
● «Барселона» временно живет на стадионе совсем далекой эпохи. Да, его обновляли к Олимпиаде-1992, и о ней живо напоминает чаша из-под олимпийского огня над одной из трибун, но базовая архитектура – еще из 1920-х.
Например, нет крыши – и если игра скучна, вы можете любоваться разнообразными зелеными верхушками деревьев на горе. Вот только у романтики созерцания есть несовременный минус: если дождь – все страшно промокнут, а если солнце (как в субботу и, вероятно, практически всегда в Барселоне), надо что-то придумывать.
На класико почти никто не захватил головных уборов – и народ сооружал шляпы с кепками из больших глянцевых прямоугольников. Они, синих, красных и желтых цветов, были разложены на каждом кресле, чтобы при выходе команд все поднимали над головой, создавая бесконечный овал из каталонских и клубных цветов. Центральная трибуна тем временем высовывала язык Rolling Stones – главный лого в истории музыки. Он же сверкал на форме «Барселоны» из-за контракта со Spotify.
● «Барселона» давно больше чем клуб – она коммерциализирует буквально каждый шаг. Даже эти кусочки бумаги были точкой контакта аудитории с ключевым спонсором – вы в трансляции видели только цвет, а я, вытягивая глянец повыше, две минуты смотрел в логотип Spotify и кьюар-код на плейлист дня матча со всей музыкой, гремевшей на арене. (Разумеется, я его отсканировал).
С одной стороны, удивительно, с другой – предельно объяснимо, что спонсорской активацией в 2023-м становится даже такая интимная вещь, как акция болельщиков перед игрой. Прежде это были признания в любви, деньги на которые сосьос собирали сами, а теперь со всех сторон атакует логотип музыкального стриминга. Никаких осуждений – просто примета времени.
● Ну а мы вернемся в архитектурное прошлое. Одновременно с крышей подмечаем еще три вещи. Беговые дорожки усложняют просмотр футбола. Они прикрыты цветами клуба и логотипом, потому не так отвлекают, но все равно: спасибо инициаторам отказа от дорожек на футбольных стадионах.
На арене почти нет вип-лож – привет эпохе, когда спорт еще и близко не был бизнесом. Эти особенно удобные места за стеклом по периметру поля давно стали стандартом, а тут бросается в глаза, что есть лишь небольшой кусочек всего на одной трибуне; в этот момент просыпается сочувствие финансовому директору «Барселоны»: как много сотен тысяч евро недополучает клуб из-за этой инфраструктурной особенности!
И… серые кресла. На стадионе явный недостаток клубного брендинга, но это объяснимо: устанавливать новые сиденья и долго, и недешево, а «Барса» уже через год намерена вернуться на «Камп Ноу». Вроде бы и можно потерпеть, но удивления от этой серости не убавляется.
И, наконец, главное! Вы видели эти часы?
Да, в 2023 году «Барселона» играет на стадионе, где время показывают механические стрелки, а под ними – классический витраж. Ощущения – класс, будто нейросеть соединила разные эпохи. Уже изрядно потертый логотип часовой компании Omega, всегда сопровождающий Олимпийские игры, напоминает: тридцать с небольшим лет назад здесь гремело другое мегасобытие.
● Напротив этих часов – два табло. Первое совсем устаревшее, его даже не включали (кажется, если бы все-таки решились – счет и фамилии указывали бы старо-оранжевыми буквами и цифрами, оформленными в почтовом палочном стиле), второе – маленькое квадратное, явно сделанное в начале-середине двухтысячных, когда тут еще хозяйничал «Эспаньол» – на Монжуике он не играет с 2009-го. А больше табло и нет. Если вы привыкли к разноцветным экранам с разных сторон – вам не на матчи «Барселоны».
На единственном работающем табло до игры и в перерыве включали разные режимы развлечений: Dance Cam – если вас показали, надо танцевать; Air Guitar – попали в камеру, изобразите, что играете на гитаре; Tongue Cam – покажите язык, как на лого Rolling Stones. Все очень просто, но по-прежнему эффективно: люди и смотрят, и подключаются, и реагируют. Хитрых и сложных матчдэй-элементов, шоу у «Барселоны» нет.
● Через пару секунд после гола Гюндогана, когда большинство болельщиков уже жаждало повтора, на единственном экране зажглась яркая реклама пива-партнера «Барселоны». Классная эмоциональная связь спонсора и болельщиков. Для России актуален и другой ракурс этой истории: алкогольное пиво на стадионе не купить, за 4 евро (393 рубля по курсу ЦБ) дают только безалкогольное.
На массовой пивной жажде поднимаются уличные индивидуальные предприниматели: вокруг всего стадиона и в парке около они стоят со связками ледяных банок и торгуют с рук. Но на стадион с таким все равно не пустят.
● Главный язык матча – каталанский. На экране все объявления – только на нем. Но на таком стадионе было бы странно видеть что-то другое.
Вы знаете, что временный дом «Барселоны» на самом деле не просто Олимпийский стадион, а имени Луиса Компаниса? Если нет, для вас пересказ в режиме тиктока.
В 1933-м его избрали главой Женералитета Каталонии (фактически – главой правительства), спустя год он провозгласил Каталонское государство, был арестован и приговорен к 30 годам лишения свободы. В 1936-м Компаниса освободили, началась гражданская война, после нее Луис оказался в изгнании, но из Франции в 1940-м его выдали Франко.
Дальше – пять недель заключения с пытками и издевательствами, несколько часов в суде и смертный приговор. Компаниса – все еще политического лидера Каталонии – казнили на родном Монжуике. В пешей доступности от новенького стадиона, который четырьмя годами ранее должен был принять альтернативные Олимпийские игры – среди противников проведения соревнований в Германии под руководством Адольфа Гитлера (в Барселону планировал отправить делегацию и СССР). Но гражданская война закрутила вихрь беспредела – и лишила Компаниса жизни. В 2001-м стадион был назван в его честь.
● На класико «Барселона» собрала даже больше зрителей, чем считала возможным. Перед сезоном объявили предельную вместимость – 49 472 зрителя. Причем только 40 103 видят поле целиком, а почти 19% (9 369 человек) – с помехами разной силы. К чести «Барселоны» – при покупке билета на сайте вы видите предупреждение о проблемах и можете даже оценить качество обзора с трибуны.
Официальная посещаемость класико – 50 112 человек.
● «Барселона» вообще обставила временный переезд максимально уважительно к городу.
На Монжуике уже почти 15 лет не базируется ни одна крупная команда, и в таких обстоятельствах «Барселона» – это транспортный и логистический вызов всему району. Дорога к стадиону и от него – безумно красивая.
Вы огибаете массивный Национальный дворец на площади Испании.
Тихо шагаете – быстро не получится из-за потока, даже если захотите разбежаться – по зеленому парку. Иногда встречаются каменные лестницы и эскалаторы (все-таки Монжуик – гора).
Чтобы сделать путь приятнее и безопаснее, «Барселона» как клуб и Барселона как город скинулись на развитие района: дополнительные работы на фуникулере, дополнительные автобусы, укрепление эскалаторов и новая велосипедная дорожка – все выходит в 7,2 миллиона евро. Чуть больше трети суммы покрыл клуб, две трети – город (администрация отметила, что и так планировала благоустройство, просто футбол все ускорил). А общие затраты «Барселоны» на временный новый дом оценивают в 15 миллионов евро.
Несмотря на все старания, при солдауте не избежать столпотворений в парке. Но красота видов не позволяет волноваться из-за очередей.
● В толпе нет героя-доминатора по фамилиям на спине. Еще где-то мелькает Месси, но равноправно чествуют и Левандовского, и Хави, и Педри, и Ромарио, и Стоичкова, и Рафинью.
● «Барселона» точно мечтает быстрее вернуться на «Камп Ноу», потому что каждый матч – это, вероятно, миллиона полтора упущенных доходов.
Я постарался пополнить клубный бюджет – и купил воды. Помимо ее цены в чек включен прочный стакан с символикой «Барселоны» – за 2,5 евро. Это распространенная история с заботой об экологии: вы используете стакан, возвращаете его (а вам – деньги), стакан моют и используют вновь.
Вместо того чтобы выкидывать тысячи одноразовых, аудиторию приучают к возврату пластика. Если хотите забрать домой – без вопросов, считайте, что вы купили сувенир за 2,5 евро. (Единственная мини-претензия к клубу: нет информационных плакатов – не все зрители знают про возврат и оставляют стаканы на трибунах, но предприимчивые ребята их потом собирают и зарабатывают на мороженое).
Я сдал свой, но назад получил только 2 евро – сказали, в кассе не осталось центов.
Надеюсь, мои почти 50 рублей станут основой для нового рычага Лапорты. Деньги для «Барселоны» лишними не бывают.
«Реал» выцарапал класико! Дубль у Джуда – после массового помутнения
Фото: Владислав Воронин; Eric Renom/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Siu Wu/Siu Lau/; /Eric Alonso, Alex Pantling
По телекартинке основное впечатление - насколько же Монтжуик лучше чем Камп Ноу.
Очень жалко, что Эспаньол оттуда уехал (хотя это уже и давно было - но все равно жалко).
- Билет покупал на одном из сервисов перепродаж, обошёлся с учётом комиссии сервиса около 270 евро. Учитывая, что на самом билете была указана стоимость 200 евро, то по сути купил за себестоимость, но дополнительно заплатил сервису 70 евро.
- Место было в районе углового флажка, нижний ярус, почти самый верхний его ряд. Конечно же, все забитые голы пришлись в дальние от меня ворота)
- Атмосфера на стадионе действительно довольно камерная: если бы не фанатский сектор рядом, то было бы совсем тихо. Туристов много: справа сидящие парни говорили по-английски, слева - по-испански, за мной кто-то звонил и говорил в телефон "еден до зера, Барса курва!")) Ну, и хождения постоянные туда-сюда тех зрителей, которые скорее зачекиниться на матч пришли, а не его посмотреть.
- Позабавила ситуация после второго года Реала: мой сектор по ощущениям был целиком хозяйским, но в момент гола человека 3-4 из него радостно вскочили с гыгыканьем и поднятыми руками. Остальные мрачно сидели, некоторые произнесли что-то типа "мадридиста пута..." и прочую непереводимую игру слов)
В общем, понравилось само место нахождения стадиона (гора и виды с нее офигенные), перформанс перед матчем был хорош, топ-футболистов и тренеров, само собой, наблюдать было здорово. Но атмосфера подкачала, за ней видимо надо на другие стадионы ехать)
Когда ты сидишь на верхних рядах, ты, конечно, средне видишь футбол. Но от того, какой вид на Барселону открывается перед глазами, у тебя захватывает дух.
Хорошо, что вы там побывали!
Для туриста - точно намного лучше Камп Ноу.
С Монтжуика открываются просто невероятные виды на Барселону.
Музеи, Олимпийский парк, крепость - все в пределах пешей доступности.
Был на игре Эспаньола в 2008. Удивительно тихая была публика. Когда мы с норвежцами решили в шутку поорать чанты, на нас стали шикать и требовать не нарушать традиции)