Дэмьен Комолли в «Ливерпуле»: Недооцененная гениальность или дорогостоящая ошибка?
Дэмьен Комолли всегда считал увольнение из «Ливерпуля» «несправедливостью».
Француз стал первым крупным назначением после поглощения Fenway Sports Group в ноябре 2010 года. Первоначально он был назначен директором по футбольной стратегии вместе с Роем Ходжсоном, но четыре месяца спустя был повышен до должности футбольного директора во время правления Кенни Далглиша.
В течение 2011 года Комолли, который отвечал за переговоры о трансферных сделках клуба, привлек девять старших игроков на общую сумму около £112 млн. (тогда $179 млн.). На тот момент это была самая большая трата в истории клуба, частично субсидируемая продажей Фернандо Торреса в «Челси» за £50 млн.
«Ливерпуль» выиграл Кубок Лиги, но их проблемы в Премьер-лиге привели к тому, что в апреле 2012 года он был безжалостно уволен, всего за два дня до победы в полуфинале Кубка Англии над «Эвертоном» на «Уэмбли».
Джон Генри и Том Вернер, основной владелец и председатель FSG соответственно, обвинили Комолли в том, что он потратил деньги на неэффективные подписания, такие как Энди Кэрролл, Стюарт Даунинг и Джордан Хендерсон. Владельцы ожидали борьбы за выход в Лигу чемпионов, а не вялого восьмого места.
Чуть более десяти лет спустя Комолли вернется на «Энфилд», на этот раз с «Тулузой» в Лиге Европы. Назначенный председателем французского клуба после того, как в 2020 году его купила американская частная инвестиционная компания RedBird Capital Partners, которой также принадлежит 10% FSG, он помог организовать замечательное возрождение с помощью основанного на данных подхода. В 2022 году «Тулуза» вернулась в высший дивизион, а 12 месяцев спустя выиграла Кубок Франции, первую крупную награду за свою 86-летнюю историю.
Статус Комолли на юге Франции кажется прочным, но как насчет его наследия на «Энфилде»? Был ли он усерден или просто заплатил цену за слишком много дорогостоящих ошибок?
Важен контекст. Когда Комолли только переступил порог Мелвуда, «Ливерпуль» был в полном беспорядке.
Всего за две недели до его назначения Генри и Вернер приехали на «Гудисон Парк», чтобы посмотреть, как команда Ходжсона потерпит позорное поражение в мерсисайдском дерби. Только разница мячей удержала «Ливерпуль» от нижней части таблицы Премьер-лиги.
Это открыло им глаза на масштаб задачи, стоящей перед ними после поглощения за £300 млн. Они знали, что состав нуждается в капитальном ремонте, и им нужен был кто-то, кто бы проследит за этим. Комолли, который ранее работал в «Арсенале», «Тоттенхэме» и «Сент-Этьене», очень рекомендовали.
«У Дэмьена есть проверенный послужной список по выявлению интересных молодых футбольных талантов. Мы намерены быть смелыми и инновационными», — сказал Генри, намекая на основанный на данных подход к набору персонала, который они внедрили в команде Главной лиги бейсбола «Бостон Ред Сокс».
Первоначально Генри намеревался доиграть оставшуюся часть сезона, прежде чем совершить смену тренера, но из-за плохих результатов и растущего недовольства болельщиков Ходжсон был уволен сразу после начала года. Назначение Далглиша исполняющим обязанности сразу же подняло настроение.
Подписание Луиса Суареса из «Аякса» было приоритетом для Комолли в январское окно, и уругваец, несомненно, был его самой большой трансферной историей. Купленный за £22,8 млн., он забил 82 гола в 133 матчах, прежде чем был продан в «Барселону» за £65 млн. в 2014 году.
Их данные свидетельствовали о том, что он был недооценен «Аяксом», и Комолли был благодарен за вклад скаута Стива Хитчена, которого он завербовал из «Тоттенхэма». Хитчен был первым, кто узнал, что голландский клуб готов заключить сделку, и это позволило «Ливерпулю» прийти за ним раньше.
Планировалось, что Суарес будет играть вместе с Фернандо Торресом, но Торрес разочаровался и ясно дал понять, что хочет перейти в «Челси». Комолли неоднократно пытался изменить его решение, но безуспешно, и, когда предложение «Челси» достигло рекордных для Великобритании £50 млн. за день до закрытия трансферного окна, это привело к появлению пункта об выкупе в контракте испанца. Внезапно у «Ливерпуля» появилось всего 24 часа, чтобы найти замену.
«К изумлению всех в клубе, «Челси» дал эти деньги, — сказал Комолли в интервью The Athletic в 2020 году. — В ночь перед дедлайном мне позвонил человек, который не имел никакого отношения к трансферам, и сказал, что только что услышал от «Ньюкасла», что они рассмотрят продажу Энди Кэрролла».
«Мы тогда застряли, потому что Фернандо уходил, и мы не знали, кем его заменить».
Кэрроллу было всего 22 года, на его счету всего 41 матч в Премьер-лиге и 14 голов, но он разорвал «Ливерпуль» в их проигрыше со счетом 1:3 на «Сент-Джеймс Парк» в предыдущем месяце.
Цена «Ньюкасла» выросла до £35 млн., когда они узнали, сколько «Ливерпуль» получит от Торреса. Комолли организовал конференц-звонок с Генри, Вернером и Далглишем, когда было решено, что они продолжат работу за рекордную для клуба сумму.
Комолли признал, что «Ливерпуль» «знал, что мы переплачиваем», и эта авантюра вообще не выглядела окупаемой. Кэрролл забил всего 11 голов в 58 играх, прежде чем ушел летом 2012 года. В конечном итоге «Ливерпуль» вернул £17 млн. в виде аренды и трансферных сборов.
Поначалу, однако, сделка с Кэрроллом не была препятствием для прогресса Комолли. В марте 2011 года он был назначен футбольным директором, курируя все вопросы, связанные с футболом, за исключением тренировок и выбора первой команды.
Далглиш был вознагражден за то, что привел «Ливерпуль» к шестому месту, а летом 2011 года основное внимание было сосредоточено на подписании креативных игроков, которые могли бы помочь Суаресу и Кэрроллу.
Хендерсон был первым таким игроком. Он перешел из «Сандерленда» за £16,75 млн.
«Мы завербовали его в основном с помощью статистики, — сказал Комолли в интервью The Athletic. — Мы просматривали другого игрока, и когда мы собрали данные вместе, мы посмотрели на фильтры, одним из которых были созданные моменты. Внезапно этот парень из «Сандерленда», этот 20-летний опорный полузащитник, оказался в одном ряду с большим количеством атакующих игроков в Премьер-лиге. Я подумал: «Подожди-ка минутку, у нас тут что-то наклевывается»».
«Эти данные выявили его, и это было подкреплено наблюдениями скаутов. Когда Кенни встретился с ним, он был поражен его личностью, как и я. Все галочки были проставлены».
После того, как ему сказали не покупать дороже £15 млн., Комолли заявил, что владельцы «абсолютно убили» его по телефону за то, что он согласился заплатить £16,75 млн., и, поначалу, казалось, что они были правы.
Хендерсону было очень трудно справиться с давлением жизни в «Ливерпуле» и игрой в незнакомой роли на правом фланге, но в конечном итоге он оказался одним из лучших приобретений в новейшей истории клуба, оставаясь в клубе 12 лет и приводя его к победам в Премьер-лиге и Лиге чемпионов.
Не все сделки Комолли были столь успешными. Даунинг был самым дорогим из семи подписаний в 2011 году, он пришел из «Астон Виллы» за £20 млн. Он также привлек интерес со стороны «Арсенала», и было удивительно, что FSG были готовы заплатить так много за 27-летнего игрока, который не будет иметь большой стоимости при перепродаже.
Ход не удался. Даунинг провел весь сезон 2011/12 без голов и передач в Премьер-лиге, несмотря на то, что сыграл в 36 матчах, и признался The Athletic в 2020 году, что он «позволил всей критике, которую я читал и слышал, влиять на меня». Его лучшим матчем был финал Кубка Лиги 2012 года, но в следующем году он был продан в «Вест Хэм» за £5 млн.
Другие сделки также льстят обмануть. Чарли Адам (£6,75 млн. из «Блэкпула») был включен в шорт-лист премии «Игрок года по версии ПФА» в 2011 году, но продержался всего год, прежде чем был продан в «Сток»; Левый защитник Хосе Энрике (£6 млн. из «Ньюкасла») хорошо начал, но его влияние ослабло; а центральный защитник Себастьян Коатес (£4,9 млн. из уругвайского «Насьоналя») провел всего 24 матча, прежде чем был продан в «Сандерленд» в 2015 году.
Когда в апреле 2012 года Комолли был уволен, «Ливерпуль» был восьмым, отставая от лидера «Манчестер Юнайтед» на 33 очка.
«В тот день, когда меня уволили, они сказали: «Ты совершил большую ошибку с Джорданом Хендерсоном», — сказал Комолли в интервью The Athletic в 2020 году. — Я ответил: «Ладно, но я думаю, что вы ошибаетесь». Я был убежден, что он станет капитаном «Ливерпуля», так как у него были все качества как игрока, так и у человека».
«Я думаю, что они запаниковали. Им не хватало опыта. Мы были на правильном пути — у нас были правильные игроки и правильные ингредиенты. Я до сих пор считаю, что это было несправедливо».
Помимо трансферов, время Комолли в «Ливерпуле» было омрачено тем, как он справился с Суаресом, обвиненным в расистском оскорблении Патриса Эвра в матче против «Манчестер Юнайтед» в октябре 2011 года.
Соперничество омрачило рассудок высокопоставленных деятелей «Энфилда», поскольку они неоднократно поддерживали уругвайца в связи с обвинениями. Игроки надели футболки с надписью «Суарес 7» в его поддержку перед игрой против «Уигана», и клуб продолжал настаивать на его невиновности после того, как он был дисквалифицирован на восемь матчей.
«Я сожалею о нашем отношении, я сожалею о том, как мы подошли к этому, я сожалею о своей реакции на трибунале ФА, — сказал Комолли в том интервью 2020 года. — Наверное, это был худший момент в моей карьере. Мы изолировали себя от остального мира, и это было неправильно».
«Мы должны были прислушаться к советам извне, юридическим советам, а также советам по связям с общественностью, от кого-то, кто не был застигнут штормом, кто сказал бы: «Подождите, вы должны проснуться, потому что реальность снаружи — это не то, что вы чувствуете внутри». Мы подвели клуб, мы подвели и футбол, возможно, потому, что действовали неправильно».
Комолли не вывел «Ливерпуль» на те высоты, на которые рассчитывал FSG, но, возможно, самая существенная часть его наследия заключалась в некоторых ключевых изменениях, которые он помог провести за кулисами.
Когда он создавал первый аналитический отдел клуба, Комолли пригласил Майкла Эдвардса из «Тоттенхэма», первоначально в качестве руководителя отдела производительности и анализа. Способность Эдвардса осмысливать данные и переводить их во что-то полезное для тренеров и игроков произвела на него впечатление. Комолли сказал владельцам, что у него большой потенциал.
Влияние Эдвардса продолжало расти до того, как он стал спортивным директором в 2016 году, и его партнерство с Юргеном Клоппом, который пришел на пост главного тренера годом ранее, построило команду, которая выиграла самые большие призы. Они заставили работать самоокупаемую бизнес-модель FSG.
Комолли добился значительных успехов в течение бурных 17 месяцев в Мерсисайде, и все это, по его мнению, означает, что ему нужно было дать больше времени. Но есть и оплошности, которые невозможно оправдать.
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Фото обложки: Валентин Шапюи/AFP via Getty Images
Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.