Fan's view no.13
21.10.2023 Oxford, Kassam Stadium
Oxford United – Blackpool – 1:1 (Leigh)
За долгие годы я познакомился со многими людьми благодаря футболу и завел немало друзей. Футбол это общая связь. Это точка отсчета. Когда вы начинаете новую работу, разговоры вскоре переходят к этой нашей прекрасной – а иногда и не такой уж красивой – игре. Когда вы двигаетесь дальше, вы, скорее всего, будете поддерживать связь с болельщиками других команд.
У меня есть друзья, которые поддерживают в том числе и бывшие клубы Футбольной Лиги. В субботу, 14 октября, я пожелал им удачи в 4-м отборочном раунде Кубка Англии. Ответы, которые я получил от каждого, были следующих типов: «Спасибо» и «А разве твой клуб сегодня не играет?» Я сказал им «международный перерыв», и при этом меня поразило, насколько в данный момент велик разрыв между моим клубом и их клубом. Я чувствую их боль, конечно, не лично, а на основе ужасного опыта Конференции для Оксфорда в таких местах, как Дройлсден, Хистон и Льюис. В последние 10–15 лет и Саутенд, и Торки были выше «желтых» в футбольной пирамиде, но теперь ни один из них не прошел в первый раунд Кубка Англии.
«Креветки» занимают место чуть ниже середины таблицы Национальной Лиги, получив штраф в 10 очков за неспособность погасить долг перед налоговой службой до крайнего срока, установленного Национальной Лигой. Их фанаты нервно ждут, продаст ли наконец клуб Рон Мартин, владелец, который загнал их в землю по уши, в конце ноября. «Чайки» в настоящее время находятся в зоне плей-офф Южной Конференции.
Теперь посмотрите, где находится Оксфорд, какие у него игроки и в какой футбол он играет. В прошлую субботу в спортивном разделе The Times появилась статья Джеймса Гербранта под заголовком «Как революция Пепа захватила низшие лиги» (https://www.thetimes.co.uk/article/how-the-pep-guardiola-revolution-took-over-the-lower-leagues-bd722b2wz). Он пишет о том, как идеи Гвардиолы проповедуют терпеливое владение мячом, больше наращивают билдап из задней линии и уменьшают долю стиля Kick and Rush (Бей-беги), который ранее был наиболее очевидным в низших лигах. Болельщики Оксфорда, конечно, уже давно об этом знают. Это захватывающие времена. Гербрандт тоже это признал.
«Во многих отношениях это прекрасное время для второго, третьего и четвертого уровней и следующих. Посещаемость бьет рекорды. Есть несколько блестящих молодых тренеров, которые делают выдающуюся работу: среди них Киран МакКенна из Ипсвича, Стивен Шумахер из Плимута, Джон Моузиньо из Портсмута, Лайам Мэннинг из Оксфорда, Ричи Уэлленс из Лейтон Ориент и Люк Уильямс из Ноттс Каунти.
Действительно хорошие времена, но я подозреваю, что есть много сторонников бывших команд Футбольной Лиги, которые думают, что к черту этот стиль, если физическая и атлетичная игра с лонгболлами снова вернет их в 1992.
Теперь, когда у Оксфорда случается интербрейк, то я обращаю свое внимание на младших братьев из Оксфорд Сити, которые в этом году как раз поднялись в Национальную Лигу. Хотя слово «младшие» здесь конечно вряд ли уместно, ведь Сити появились на свет на добрый десяток лет раньше Юнайтед. Сейчас они ожидаемо борются за выживание, поскольку до сих пор еще не имеют полностью профессионального статуса.
[Матч]
Когда я увидел, что Кэмерон Брэннаган отсутствует в заявке, я немного забеспокоился, поскольку в последних двух играх он действительно набрал отличную форму. Лишь незначительная тревога, потому что теперь у Оксфорда есть реальная глубина состава, но это беспокойство значительно возросло, когда Мэннинг в интервью перед матчем рассказал, что на данный момент несколько игроков не готовы сыграть все 90+ минут.
Добавьте к этому тот факт, что Блэкпул — хорошая команда, и ничья с ними — совсем не плохой результат. Насколько эта команда готова к борьбе за промоушен, я пока не готов говорить. Хотя в одном из послематчевых звонков на BBC Radio Oxford их включили в тройку лучших команд дивизиона. Не думаю, что я бы с уверенностью зашел так далеко, но они, скорее всего, будут там или где-то поблизости. Я пока не могу представить их как Ипсвич или Плимут из предыдущего сезона.
Любая команда, в рядах которой есть такой бомбардир, как Джордан Роудс, будет представлять угрозу. В этом сезоне на его счету уже восемь голов. К сожалению, я должен сказать, что на данный момент страйкеры это, наверное, единственный юнит, в котором Оксфорду значительно не хватает качества и выбора, доступных на других позициях. У «желтых» нет выдающегося бомбардира или хотя бы таргетмена-работяги. Возможно, Марк Харрис еще вернется к тому уровню, который он показывал до дисквалификции и я еще не списал его со счетов, но с каждой следующей игрой я прихожу к выводу, что это становится все менее вероятным.
В первом тайме Оксфорд демонстрировал то самое «терпеливое владение мячом», которое очень похоже на стиль Мэннинга, который мы знаем и по большей части абсолютно любим. Но в моей голове всегда звучит этот тихий голосок, говорящий: «Если они потеряют мяч, то им конец». Безусловный риск, но зато какое вознаграждение. В начале сезона такой подход до сих пор принес огромные дивиденды. Блэкпул тем не менее довольно быстро начал справляться с этим, но с такой точностью в том, как «желтые» перемещали мяч, и по большей части тем, как его контролировали принимающие игроки, они выглядели вполне комфортно.
Юнайтед не форсировали события и были более чем готовы двигаться назад или в сторону, но с прицелом на любую возможность, которая могла бы появиться в дальнейшем. Возможно, это был лишь второй действительно угрожающий набег вперед, но на 36-й минуте Оксфорд повел в счете. И что это был за гол! Все через качественный пас и своевременный скрэмблинг.
Я предпочитаю писать Fan’s view, не просматривая запись матча, потому что, когда я это делаю, мне требуется гораздо больше времени на очередной выпуск. По памяти, количество передач в этом голе, должно быть, исчислялось двузначными числами. Когда Стэн Миллс навесил, я подумал, что это не лучший ход, потому что мяч полетел над головами в желтых майках. Но снова на дальней штанге из ниоткуда появился Грег Ли, который забил очередной классный гол. Если я не могу заметить такие рывки из тыла в трансляции, то какие вообще шансы у соперника? Рубен Родригес тоже сыграл важную роль в этом голе. Он снова показывал высокий класс, и похоже он становится лучше с каждой следующей игрой.
К концу этой встречи большая часть статистики указывала на очень равную борьбу. Владение мячом было 50:50, что говорит о том, насколько доминировали гости во втором тайме. Что касается ударов и предупреждений, то здесь уже была разница. У Юнайтед было всего четыре удара, два в створ, против девяти и трёх соответственно у Блэкпула. «Желтым» не показали ни одной жёлтой карточки. У «мандариновых» их было пять.
Томас Кирк был арбитром матча. Мне обычно очень трудно хвалить многих из них. То же самое было и здесь, хотя мои разговоры шли примерно так: «Большинство решений он принимал правильно». Критикуя судей, я все больше и больше прихожу к мысли, что это гораздо шире, чем просто сосредоточение внимания на одном человеке и двух помощниках в день матча. Все они являются частью системы, которая, как мне кажется, зачастую не соответствует своей цели. Professional Game Match Officials Ltd (PGMOL) как может пытается угодить Футбольной Ассоциации, Премьер-Лиге и Футбольной Лиге, но не самой игре. International Football Association Board (IFAB) достал всех своим консерватизмом там, где он не требуется. И даже не будем начинать очередной долгий разговор о VAR. Большинство согласятся в том, насколько ужасно оно сейчас используется, или вернее недостаточно используется, тогда как правильные решения могут быть приняты за секунды, учитывая существующие сегодня технологии.
Вернёмся к субботе. Блэкпул совершил 15 фолов. Многие из них были преднамеренными, и их хватило, чтобы помешать Оксфорду играть. Я не сторонник того, чтобы размахивать желтыми карточками, но, когда ясно, что не было никакой попытки сыграть в мяч, раннее предупреждение за такой проступок наверняка приведет к лучшей и более плавной игре. Для меня настоящая, но немного несвоевременная попытка отобрать мяч, при условии, что это не опасно, — это нечто совершенно иное. Затем эти многочисленные хватания за майку. Я возмущаюсь этим. Это чрезмерно портит игру, но судей это не волнует. В этой игре такое происходило много раз. Часто прямо под носом у Кирка или одного из его помощников. Если судьи оставляют такие вещи без внимания, игроки будут продолжать это делать – и я их не виню. Если вы этого не сделаете, то останетесь далеко позади. Это еще одна форма риска и вознаграждения. Болельщики гостей тоже были недовольны Кирком.
Во втором тайме у Юнайтед была одна плавная атака в самом начале, но я помню, что Родригес не смог толком нанести удар. РР в итоге продержался до 81-й минуты, но выглядел уставшим, и его влияние ослабло. Блэкпул выглядел просто оживленно в первом тайме, но теперь набирал настоящую силу, поскольку Юнайтед откатились назад как с точки зрения того, как они вели игру, так и с точки зрения того, где они вели игру. Теперь уже они занимались погоней. Гости быстрее, чем когда-либо, добирались до хозяев, когда они владели мячом. Поэтому опасные моменты полностью иссякли.
Я думал, что возвращение ничейного счета было лишь вопросом времени, но, когда часы преодолели отметку в 90 минут, я по глупости полагал, что теперь осталось уже просто перетерпеть навал от гостей. Шесть побед подряд случаются не так уж и часто, так что Юнайтед получили свой удар серпом по яйцам, и это произошло на второй минуте из пяти добавленных, когда Роудс неизбежно забил.
Пропускать поздно всегда особенно больно. С другой стороны, Блэкпул показался настолько куражистым, что забей он свой ответный гол на 10–15 минут раньше, то наверняка имел бы шансы на то, чтобы перевернуть игру в свою пользу. А так игра завершилась со счетом 1–1, на который я вполне бы согласился перед стартовым свистком.
Все уговорили себя поверить, что у Юнайтед сейчас глубокий состав. Возможно, это действительно так, но в тот день это не проявилось. Джош Мерфи и Гэтлин О'Донкор имели по 14 минут игрового времени, но совсем ничего не сделали. Очень обидно. Тайлер Гудрхэм и Фин Стивенс выступили хорошо, но не более того. Чтобы получить дополнительные два очка, требовались один-два героя на скамейке запасных, а их не оказалось. Или герой с самого начала матча, который смог бы копнуть глубже и найти что-то еще, о существовании чего гости даже не подозревали. Такого игрока за исключением Грега Ли тоже не нашлось.
Джош МакЭкран, который редко попадает в стартовый состав и не является игроком, который обычно играет до конца матча, здесь продержался все 90+ минут, но именно что продержался. Это говорит о том, что его полная игра оказалась такой вынужденно. Однако несмотря на недостаток в физической форме его пасовые способности по-прежнему были видны всем.
Потеря Миллса сразу после 60-й минуты из-за того, что выглядело как повреждение бедра, стала ударом. К сожалению, во время пребывания на поле он был малоиспользуемым активом даже несмотря на голевой пас, и, по понятным причинам, он очень расстроился.
Теперь остается надеяться, что почти все неповрежденные игроки примерно на 100% готовы к матчу Уиганом во вторник. Юнайтед не помешал бы Брэннаган в таком состоянии, но Мэннинг до сих пор молчит как партизан о том, сможет ли Кэмерон принять участие.
Хотя поддержка футбольного клуба может оказаться почти всепоглощающей, нам регулярно напоминают, что это всего лишь игра, в которой происходит гораздо больше важных событий, происходящих по всему миру. Зачем беспокоиться о потере двух очков в компенсированное время и о том, будет ли команда прилично готова к Уигану? Предматчевые слова комментатора Питера Роудс-Брауна о страданиях невинных жертв на Ближнем Востоке стали сильным напоминанием, и легко забыть, что война в Украине началась уже далеко в феврале 2022 года.
Отрезвляющие вещи. Добавьте к этому смерть сэра Бобби Чарльтона, информация о которой просочилась прямо во время данной игры. Один из своих великих по исполнению голов он забил именно Оксфорду на Мэйноре в матче Кубка Лиги в 1972 году. Какой игрок и абсолютный джентльмен. Таких больше не делают. Совсем другая эпоха.
Закончу на позитивной ноте. Шесть игр без поражений. Набрано 16 очков из 18 возможных. И есть Маркус Браун и Кайл Эдвардс, которые вскоре вернутся после травм. Оба повредили бедра и выведены из строя уже несколько месяцев, но прошло уже достаточно времени, чтобы они восстановились. Возможно, потребуется терпение, и в таких вопросах было здорово снова увидеть Алекса Горрина на скамейке запасных. Как давно он там не появлялся?
[Финансы]
Является ли Блэкпул «большим» клубом для Лиги 1? Ну или по крайней мере гораздо большим, чем Оксфорд? Оба утверждения должны быть правдой, потому что их фанаты продолжают говорить всем об этом в социальных сетях, верно? Что ж, следующее наблюдение рисует совсем другую картину.
Я начну, как всегда, с рассмотрения нынешней финансовой картины, небольшого взгляда на собственность, а затем небольшого сравнения на протяжении многих лет, которое может быть, немного удивит фанатов Блэкпула.
Если мы посмотрим на цифры в таблице ниже, то они на первый взгляд весьма впечатляют. Однако стоит иметь в виду, что эти цифры относятся к 2022 году, когда Блэкпул провел один из двух последних сезонов в Чемпионшипе. Они имеют довольно высокие показатели по всем показателям как доходов, так и расходов (кроме административных расходов и акционерного капитала, о которых я еще расскажу), поэтому можно подумать, что они действительно больше, чем средний клуб Лиги 1. Но если мы оглянемся на предыдущие три года, когда они фактически были в Лиге 1, у нас перед глазами клуб с оборотами за сезон всего в 5,5 млн фунтов, 5,4 млн и 4,5 млн, что позволило бы им прочно войти в четверку худших клубов Лиги 1. Если мы вернемся немного дальше, к последним дням ненавидимой многими семьи Ойстонов, цифры будут еще меньше, но в интересах справедливости следует отметить, что некоторое время в тот период фанаты бойкотировали клуб.
Возвращаясь к сегодняшним цифрам (вернее к 2022 году, но вы понимаете, о чем я), легко увидеть, насколько подпрыгивают доходы клуба, когда он добирается до Чемпионшипа, где основная часть прочих доходов (почти 8,9 миллионов фунтов) поступает от более крупного сегмента телевизионных денег, которые выделяются клубам этого уровня. Также интересно посмотреть, как заработная плата может вырасти после промоушена, поскольку заработная плата Блэкпула в 2022 году составляла 150% от их заработной платы в 2021 году. Они сообщают об особенно низкой сумме административных расходов и, похоже, всегда так поступали, и я думаю, что часть того, что обычно находится в этой категории (заработная плата сотрудников бэк-офиса и заработная плата обычных сотрудников), была включена в категорию себестоимости продаж. Это создает ложное представление о выплате игрокам более высоких зарплат, чем они, вероятно, есть. В этом нет ничего плохого, но это немного искажает сравнение с другими клубами. У них есть разумные денежные средства в банке в размере 1,7 миллиона фунтов, но их отрицательный капитал выше среднего, превышающий 7,5 миллионов, хотя мы рассмотрим это более подробно позже.
Теперь о ситуации с собственностью Блэкпула. Как упоминалось ранее, они принадлежали семье Ойстонов, возглавляемой Оуэном Ойстоном, человеком, который наверняка фигурировал бы в любом зале позора и прочих футбольных злоумышленников. К счастью для них, его долгое правление подошло к концу в 2019 году. Клуб выкупил местный паренек Саймон Сэдлер, человек, который заработал деньги в финансовом мире Юго-Восточной Азии. Клуб принадлежит компании Blackpool Football Club Holdings Limited, а также Blackpool Football Club Hotel Limited и Blackpool Football Club Stadium and Property Limited. BFC Holdings, в свою очередь, принадлежит Seaside Holdings Limited, компании, зарегистрированной на Каймановых островах, конечной контролирующей стороной которой является Саймон Сэдлер. Встречаясь с г-ном Сэдлером несколько раз, знакомые люди говорят, что он попадает в категорию болельщиков клуба, которые хорошо себя зарекомендовали (трудно сказать, насколько хорошо) и пришли в него с самыми лучшими намерениями. По состоянию на 30 июня 2022 года Seaside Holdings предоставила BFC Holding 4,8 миллиона фунтов, а самому Саймону Сэдлеру - еще 16,16 миллионов. Сюда входит сумма в 8,4 миллионов на покупку группы. В отчетах отмечается, что в 2023 году потребуется еще дополнительная сумма в 4 миллиона. Если принять во внимание 4 миллиона на 2023 год, а затем вычесть первоначальную покупную цену в 8,4 миллионов, то окажется, что BFC Holdings потеряет 17 миллионов за четыре года, хотя на свою тренировочную базу они потратили около 1,8 миллиона. Большая часть доходов и расходов группы связана с футбольным клубом: отель приносит около 1,5 млн, а недвижимость — около 1 млн в год. Если отель в захудалом районе Блэкпула, окруженный другими отелями и пансионами типа «постель и завтрак», может приносить 1,5 миллиона в год, я думаю, что перспективы будущего высококлассного отеля в The Triangle выглядят очень многообещающе!
Ситуация с капиталом интересна, поскольку основные и текущие активы группы вполне здоровы и составляют около 19 миллионов фунтов. Есть несколько цифр, составляющих эту сумму, которые меня особенно интересуют, например, 3,5 миллиона за «хорошую репутацию», но они включают в себя стадион и включенный в него отель. Но если вычесть из активов общую сумму кредиторов в размере 26,5 млн (все со сроком погашения в течение одного года), вы получите отрицательную ситуацию с собственным капиталом в размере 7,5 млн. Как и многие другие клубы, в том числе и Оксфорд, Блэкпул оказался бы в большой беде без поддержки своего владельца.
В заключение приведу сравнение, о котором я упоминал ранее (отведите взгляд, фанаты Блэкпула). Так что же делает один клуб больше другого? В зависимости от взглядов людей это могут быть разные вещи: историческое положение в футбольной пирамиде, историческая посещаемость, финансовое положение и потенциал для будущего развития — это, вероятно, четыре вещи, которые большинство людей включили бы в список. Что ж, мы видели, что в финансовом отношении Блэкпул не испытывает больших потрясений, и их доходы, когда они находились в одной лиге с Оксфордом, были меньше, судя по имеющимся данным. Потенциал — эмоциональная тема, но я считаю, что у Юнайтед гораздо большая территория охвата, в более богатой части страны, с большим располагаемым доходом, хотя, конечно, это все субъективно. Итак, я рассмотрел еще два других фактора: положение в лиге и посещаемость. Я вернулся в 1980 год, который казался такой же хорошей отправной точкой, как и любой другой, поскольку оба клуба находились в старом Третьем Дивизионе и финишировали с разницей всего в одно место. Это также дает действительно хороший образец 43-летней истории до наших дней. За эти 43 года Юнайтед 23 раза финишировали на более высокой позиции, а Блэкпул — оставшиеся 20. «А как насчет нашей массовой посещаемости?» Я слышу слова всех фанатов Блэкпула. Что ж, за тот же период посещаемость у Юнайтед была 25 раз выше, чем у Блэкпула.