4 мин.

Львиная доля

Я вообще считаю, что одним из лучших матчей сборной Камеруна под моим руководством была игра против англичан в четвертьфинале. А матч с Аргентиной скорее можно назвать драматичным. Аргентина была действующим чемпионом мира – матч открытия мундиаля, а в соперниках какая-то африканская сборная. Перед этой встречей у нас была очень серьезная конфликтная ситуация в команде. Она заключалась в том, что игроки планировали забастовать перед игрой из-за того, что им не выплатили бонусы за выход на чемпионат мира. Конечно, в нашем понимании скандала не было – руководители федерации пообещали, что деньги будут, когда их выплатит ФИФА. Однако уговорить футболистов выйти на матч удалось только в ночь перед самой игрой. Так что вышли на игру против Аргентины с боевым настроением.

В связи с этим конфликтом произошла еще одна ситуация: в еженедельнике France Football вышло интервью основного вратаря нашей сборной, в котором тот обвинил руководство страны и федерации в том, что у команды нет нормальных условий для подготовки к чемпионату мира. Кроме того, отметил, что если проиграем Аргентине 0:3, то это еще будет хороший результат. Мне пришлось его вывести из состава, потом мы оперативно выкупили весь тираж журнала, который только можно было найти в том маленьком городке, где у нас был сбор. А я игроку объяснил: «Если ты не веришь в победу, то нам с тобой не по пути». И все же решили официально из заявки его не исключать, чтобы морально не дестабилизировать команду перед началом турнира. Договорились с игроком, что все останется между нами. А потом он нам очень помог по ходу турнира. Жозеф Антуан Белл – один из лучших вратарей в чемпионате Франции того времени.

И вот сам матч. Против нас играет сборная Аргентины – в составе Марадона, Каниджа и много-много серьезных людей. Как мы могли им противостоять? Я отчетливо понимал, что команды, которые должны по идее играть в финале и полуфинале, к началу чемпионата чаще всего бывают не в очень хорошем психологическом и функциональном состоянии. В Европе закончились национальные первенства – игроки приезжают опустошенными, усталыми. Так что чаще всего фавориты в начале больших турниров проводят матчи не на запредельно высоком уровне. Да и мотивация не та. Ну что эта за команда Камерун? Кто ее знает? И на этом мы должны были сыграть.

В составе должны были выходить футболисты, готовые сражаться насмерть. Кроме того, мы решили, что с аргентинцами будем играть как можно плотнее и жестче. Вышли, и давай биться. Против Марадоны не играли персонально, но договорились как можно более плотно действовать, если он входит в зону атаки. Но фолить как можно дальше от ворот, потому что он штрафные исполнял своей левой ногой, как рукой.

Таким образом, нам удалось заставить его сыграть не на своем уровне. А Каниджа, кстати, тогда вообще был в резерве. А потом нам удался фантастический гол – с одной стороны, Франсуа Омам-Бийик выпрыгнул так, как вообще футболисты не прыгают, а с другой – ошибся вратарь аргентинцев, который как-то неловко сложился и пропустил.

Играли мы в это время вдесятером, а после забитого гола и вдевятером остались – но выстояли. А за 9 минут до конца на поле вышел Роже Милла, который мог и забить, кстати.

Судил нас известный французский арбитр Мишель Вотро. Мы, конечно, по ходу игры были не очень довольны его судейством – все-таки два удаления. Судил он нас жестче, чем положено. С другой стороны, не назначил пенальти в наши ворота. Так что после матча я сказал ему: «Мсье Мишель, спасибо, что дали нам выиграть». Да и вообще на чемпионате к нам судьи относились не так уж и плохо. Правда, в четвертьфинале была игра с англичанами, за семь минут до конца вели 2:1, но уступили 2:3 – два пенальти в наши ворота забили. Но это долгая история, отдельно надо рассказывать.

После чемпионата мира приехали готовиться к Кубку Африки. Ну думаем, сейчас заработали какие-то миллионы на мундиале, условия будут шикарные. Приезжаем – а там даже воды горячей нет в отеле. И говорят: «Нет денег, нет денег». Я тогда понял, конечно, что это ненормально все. Кстати, за месяц до чемпионата мы еще приехали в Югославию на сбор. Привезли человек 20 – все любители – у профессионалов еще сезоны не закончились. А у нас на всю команду только четыре мяча, потрепанных жизнью. Формы – ни одного комплекта, ребята в чем приехали, в том и играли. Потом президент федерации, который ко мне как к брату отнесся, нашел фирму, которая нам купила ветрозащитные костюмы и 10 мячей.

И все же Африка – совсем не дремучая в этом смысле. Футбол любят и знают все, причем женщины наравне с мужчинами. Да и вообще Камерун сейчас – уважаемая футбольная страна. А победу над Аргентиной в стране восприняли просто восторженно.

P.S. Досье на лидера сборной Камеруна 80-90-х Роже Милла вы можете прочитать в энциклопедии Sports.ru.