Большая ложь Реджепа Эрдогана: ради выборов он придумал слух, в который многие верят до сих пор
Он все продумал.
В детстве Эрдоган обожал футбол и гонял мяч все свободное время. Хотя его было не так много: семья бедствовала, поэтому после школы он торговал арбузами. Отца злила беготня Реджепа (мальчик на всякий случай даже прятал бутсы): он считал, что тот должен думать только об учебе и помощи родителям. Отец Реджепа всю жизнь трудился обычным служащим береговой охраны и не воспринимал футбол всерьез.
Об отказе от занятий не могло быть и речи: «Футбол был моей страстью. Я засыпал с мыслями об игре и видел ее во сне».
Когда Реджепу исполнилось 15, он уломал отца отпустить его в любительский «Камьялтиспор» (фарм-клуб стамбульской «Касымпаши»). Отец согласился только из-за солидных премиальных (100 евро в пересчете на современные деньги), которые платили после каждой победы.
Параллельно Реджеп устроился в «Касымпаше» – таскал инвентарь на тренировки основы. Четыре года он совмещал игру за любителей с учебой в престижной религиозной школе Имам-Хатыб, где готовили госслужащих и церковнослужителей.
В 1973-м 19-летний Эрдоган поступил в Университет Мармара и вступил в молодежное отделение «Партии национального спасения» – это определило его путь и в футболе: он перешел в любительскую команду «IETT» при ведомстве трамваев, фуникулеров и тоннелей, которая контролировалась партией. И снова пришлось уламывать отца: тот считал, что футбол негативно повлияет на учебу. Пришлось вмешаться тренеру клуба.
В книге «Их дорога прошла через IETT» описывается, как тренер команды Мехмет Гюрес убеждал отца: «Ахмет [отец Эрдогана] смотрел на нас с недоверием. Он не очень хорошо разбирался в своем сыне и не верил, что тот хорош в футболе. Реджеп мог вырасти в хорошего игрока. Мне пришлось потрудиться, чтобы уговорить Ахмета. В итоге я сказал ему: я позабочусь о вашем ребенке как о своем, он будет учиться, зарабатывать деньги и играть в футбол. Это сработало: мы пожали руки и Реджеп стал нашим игроком».
Эрдоган провел там семь лет и запомнился двумя вещами: как плавно перешел с позиции нападающего на роль опорного полузащитника и как обучал одноклубников Корану всего за 15 дней (помогло идеальное знание Корана после религиозной школы), за что получил от них прозвище Учитель.
Эрдоган играл с любителями целых 12 лет. На память у него остался шрам на скуле – поймал локоть Хайри Ульгена. «Каждый день я вижу этот шрам и вспоминаю о футболе», – шутит Реджеп. Автора шрама пока не посадили – Ульген работает спортивным журналистом на турецком телевидении.
В 1980-м Эрдоган завершил карьеру и сосредоточился на политике, но все равно регулярно возвращался к футболу.
Запустил слух о том, что его хотел «Фенербахче»
Карьера Эрдогана получилась не очень насыщенной, но публично он часто гордится двумя фактами: пятью завоеванными трофеями и приглашением от «Фенербахче». Президент утверждает, что в 1977-м «Фенер» сделал конкретное предложение, и только из-за отца трансфер сорвался: тот хотел, чтобы сын бросил футбол и посвятил себя нормальной работе.
«Я родился в Стамбуле и был без ума от «Фенербахче». К сожалению, мой отец был против, и переход не состоялся», – вспоминает Эрдоган.
Впервые Эрдоган озвучил это в 2003-м, и сразу вызвал недоверие: сложно представить, чтобы топ-клуб заинтересовался игроком полупрофессиональной команды. Многие футбольные историки уверены, что этот миф запустил сам Эрдоган в 2003 году, когда в статусе мэра Стамбула участвовал в выборах премьер-министра.
«Некоторые журналисты пишут, что Эрдоган мог играть за «Фенербахче», но это выдумки, которые изменяются и дополняются всю его политическую карьеру», – утверждает автор книги о турецком футболе «Welcome to Hell?» Джон Макманус.
Непонятно, насколько сработал ход сработал, но премьер-министром Эрдоган тогда стал, а на ближайшем домашнем матче клуба фанаты вывесили огромный баннер: «Турция заслуживает премьер-министра, связанного с «Фенербахче».
Чуть не отжал «Фенербахче» у председателя клуба
Заняв пост премьер-министра Турции, Эрдоган попытался захватить власть в «Фенере».
В 2011-м в Турции прогремел скандал с договорными матчами. Обвиняли около сотни человек (в том числе Эммануэля Эменике, который перешел в «Спартак» сразу после начала разбирательств), но самый большой срок светил президенту «Фенербахче» – 143 года. Его обвиняли в организации договорных матчей и стимулировании соперников.
В разгар судебного процесса над Йылдырымом в прессу слили запись разговора Эрдогана со своим сыном Билялем, из которой стало понятно, что премьер-министр планирует поставить своего человека на пост председателя «Фенербахче». На записи Эрдоган раздает указания сыну, как вести себя на совете директоров «Фенербахче», чтобы выставить Йылдырыма главным виновным:
«Самое главное, нужно подчеркнуть, что именно Азиз (председатель «Фенербахче» – Sports.ru) предложил нам закон о договорных матчах. Мехмет Али (человек премьер-министра – Sports.ru) должен сделать особое ударение на этом. Он должен напасть на него [Йылдырыма] со следующими словами: «Ты прилагаешь усилия для принятия этого закона и таким образом стреляешь себе в ногу».
Азиз Йылдырым
Эрдоган отрицал подлинность записи, но никого не переубедил.
В Турции разразился скандал, а находящийся в тюрьме Йылдырым публично обвинял Эрдогана в коррупции: «Он пытается захватить турецкий футбол, воздействуя на законодательные, исполнительные и судебные органы власти». В мае 2012-го в Стамбуле прошла серия митингов болельщиков «Фенербахче» в защиту Йылдырыма: они собирались около тюрьмы и на главных площадях Стамбула. Многие не только поддерживали председателя «Фенербахче», но и критиковали Эрдогана – толпа скандировала: «Эрдоган, ублюдок, руки прочь от нашего клуба» и «Эрдоган – исламистская свинья».
План Эрдогана провалился: Йылдырыма переизбрали президентом «Фенера» (за него проголосовало 6 281 из 9 380 болельщиков), а еще через год сняли часть обвинений и освободили – он вернулся к управлению клубом.
В Турции популярна версия, что Эрдоган хотел контролировать «Фенербахче», чтобы влиять на огромную армию фанатов (по опросам 2008 года, 37% турецких болельщиков предпочитают стамбульский клуб).
Получилось наоборот: болельщики запомнили подлость и поддержали массовые восстания против Эрдогана, вспыхнувшие в Турции в 2013-м (группа военных захватила телеканал TRT, здание генштаба и еще несколько важных объектов). На улицы вышли более 2 млн человек, были столкновения между сторонниками военных и полицией, в результате погибло 10 человек. Тысячи болельщиков были арестованы по подозрению в терроризме, а 35 человек (часть из них – ультрас «Бешикташа») обвинили в попытке военного переворота. После этого градус ненависти к Эрдогану на трибунах невероятно вырос, и в 2014-м по указу президента на стадионах ввели электронную систему удостоверения личности. Цель системы: выявлять людей, которые нарушают запрет на политические баннеры и кричалки.
Создал карманный футбольный клуб
Неудача с «Фенербахче» не отбила у Эрдогана желание иметь личный клуб. На этот раз он выбрал «Истанбул Бюйюкшехир Беледиеспор», с котором давно и хорошо знаком: в 90-х годах партия AKP активно застраивала район Башакшехир и санкционировала создание футбольной команды.
В 2014-м группа бизнесменов выкупила клуб у муниципалитета Стамбула и провела тотальный ребрендинг: обновила название (заменили на краткое «Истанбул»), цвета и эмблему.
В Турции уверены, что Эрдоган лично приказал подконтрольным людям заняться клубом. Президент не признает связи с «Истанбулом», но есть несколько фактов, указывающих на ее существование: в совет директоров входит личный врач Реджепа, а президент клуба Гексель Гюмюшгаг женат на племяннице жены Эрдогана. Даже бело-оранжевые клубные цвета повторяют расцветку партии AKP.
«Это просто невозможно», – так президент «Истанбула» Гексель Гюмюшгаг комментирует связь клуба с Эрдоганом.
Летом 2014-го клуб переехал с легендарного стадиона «Ататюрк» (здесь «Милан» и «Ливерпуль» сыграли грандиозный финал ЛЧ-04/05) на новую 17-тысячную арену. Конечно, Эрдоган лично поучаствовал: на матче-открытии с участием политиков, актеров и спортсменов он сыграл в форме «Башакшехира» и положил три гола. Эрдоган сыграл под номером 12, который выбрал в честь себя – он 12-й президент Турции.
В 2014-м «Истанбул» вернулся в элитный дивизион и очень лихо начал. Укрепившись постаревшими звездами – Инлером, Клиши и Адебайором – дважды финишировал в тройке и завоевал Кубок Турции. Именно «Башакшехир» продал юного Дженгиза Ундера в «Рому», и именно сюда перешел из «Барсы» Арда Туран.
После успехов клуба многие заинтересовались финансированием команды. Быстро выяснилось, что все спонсоры пришли в клуб после 2014-го, и почти все они связаны с партией AKP.
«Истанбул» невероятно моден среди политиков правящей партии. А вот с настоящими болельщиками намного хуже: средняя посещаемость в сезоне-17/18 составила 3 208 зрителей. При этом клуб стабильно показывает яркую атакующую игру при главном тренере Абдулле Авджи (в 2011-13 тренировал сборную Турции). Причины невысокой популярности клуба две – высокая конкуренция («Фенербахче» и «Бешикташ» собирают всех стамбульских болельщиков) и незримое присутствие Эрдогана, которое раздражает турков.
Мечтает о величии турецкого футбола
Мощное выступление сборной Турции на ЧМ-2002 запомнилось всем. Но сильнее всего оно впечатлило Эрдогана, который с тех пор мечтает о повторении успеха.
«Та сборная Турция восхищала людей. Мы должны вернуть величие нашему футболу», – произнес Эрдоган в 2011-м.
Для этого в 2012 году он запустил программу строительства футбольных объектов в Турции. Начиная с 2012-го в Турции появилась современная база для сборной и шесть новых стадионов. Среди них роскошная «Водафон-Арена» «Бешикташа» и стадион клуба «Касымпаши», который назвали в честь Эрдогана из-за того, что тот родился в одноименном районе Стамбула. Конечно, каждую арену Реджеп открывал лично.
В Турции не все оказались рады открытию арен. «Новые стадионы – это способ заключить подряды с дружественными строительными фирмами, создать символы своей власти и выиграть заявку на Евро-2024, которая еще сильнее укрепит его власть. Эрдоган приезжает на открытие каждого стадиона, чтобы они ассоциировались только с ним», – пишет журналист Патрик Кедди в книге «The Passion: Football and the Story of Modern Turkey».
Новые стадионы не повлияли на результаты: последний раз сборная выходила в плей-офф крупного турнира 10 лет назад (Евро-2008), а последние два чемпионата мира прошли без ее участия.
Поэтому Эрдоган взялся за метод понадежнее – привезти крупный турнир в страну. Турция подала заявку на проведение Евро-2024, и учитывая рекордно низкую конкуренцию (единственный соперник – Германия; последний раз на проведение Евро претендовали только две страны в 1990-м) шансы очень неплохие. Все решится 27 сентября, когда состоится голосование.
Выдворил из страны легенду турецкого футбола
Хакан Шюкюр отдал 12 лет «Галатасараю» и 16 лет сборной Турции, с которой выиграл бронзу ЧМ-2002. На том же ЧМ в матче за третье место он забил самый быстрый гол в истории международных турниров – Южной Корее, на 11-й секунде.
В 2008-м Хакан закончил карьеру игрока и ушел в политику, а в 2011-м его избрали в парламент от партии AKP. Все было хорошо, пока Шюкюр состоял в партии и сотрудничал с Эрдоганом. Но в 2013-м он выпустил официальное заявление, в котором обвинил Эрдогана в диктатуре и обмане народа и заявил, что покидает AKP.
Последствия наступили быстро: в 2015-м Шюкюр почувствовал, что ситуация накаляется, и уехал с семьей из страны, а в 2016-м в Турции произошла попытка военного переворота, в которой обвинили «гюленистов» – сторонников Фетхуллаха Гюлена. Полиция подавила восстание и арестовала 50 тысяч человек. Суд посчитал, что Шюкюр связан с Гюлемом и выдал ордер на арест Хакана.
Его отца посадили в тюрьму. Его банковские счета и имущество арестовала полиция. Сейчас 47-летний Шюкюр живет в США вместе с женой и тремя детьми, и работает в собственном кафе.
«Я стал бы министром, если бы «играл по правилам». Если бы делал то, что мне говорили, – признается Шюкюр. – Но теперь я продаю кофе».
Впервые Хакан рассказал о жизни в изгнании весной этого года в интервью для The Guardian, но с тех пор ничего не изменилось: он все еще не знает, когда сможет вернуться в Турцию. Если это произойдет, ему предъявят обвинения в оскорблении президента и восстании против правительства – за это он может получить пожизненное заключение или смертную казнь.
***
В Турции нет единого мнения по тому, что движет Эрдоганом: искренний интерес к футболу или желание использовать его как мощный инструмент политической борьбы. Одно ясно точно – пока Эрдоган лидер страны, турецкому футболу от него никуда не деться.