15 мин.

Уилфрид Заа и «Манчестер Юнайтед»: что произошло на самом деле

Это был 20-ый день рождения Уилфрида Заа, и он отрывался по полной, как это с ним часто бывало в те дни.

В очередном туре Чемпионшипа «Кристал Пэлас» играл на выезде с «Питерборо Юнайтед». На календаре было 10 ноября 2012 года, и в тот субботний день Заа, по его собственным словам, «вытворял на поле безумные вещи».

Его вклад в победу «Пэлас» со счетом 1-2 был значительным: он организовал победный гол команды и, как когда-то говорили о Райане Гиггзе, заставил кипеть кровь в жилах игроков соперника. «Он слишком хорош для вас!» – распевала гостевая трибуна, отмечая победу, позволившую «орлам» остаться на верхней строчке таблицы второго по значимости футбольного дивизиона Англии. Так Заа начал приобретать репутацию игрока, способного в одиночку разрушить защиту соперника, а главный тренер «Питерборо» отметил про себя, что нужно не забыть рассказать о талантливом пареньке одному своему близкому родственнику.

Тем вечером сэр Алекс Фергюсон получил телефонный звонок от своего сына Даррена, который и был тем самым главным тренером «Питерборо».

«Этот парень – настоящая находка», – сообщил Даррен отцу. «У него есть все, что тебе нужно.»

Через несколько недель Заа был приглашен на встречу с Фергюсоном-старшим в отель в центре Лондона, где также присутствовал сэр Бобби Чарльтон. Игрок получил строгий наказ хранить молчание как о самой встрече, так и о предварительно согласованной сделке, по условиям которой парень из Кройдона начинал новый этап своей жизни в «Манчестер Юнайтед».

«Он хорошо умел менять темп и обладал отличными навыками игры один в один», – вспоминает Рене Мёленстен, работавший в то время помощником Фергюсона. «В этом отношении у него были все необходимые качества, чтобы стать игроком «Манчестер Юнайтед.»

Даже 10 лет спустя, когда Уилфрид Заа готовится вернуться на «Олд Траффорд» в качестве игрока турецкого «Галатасарая» для игры в Лиге Чемпионов, все еще нет единого мнения о том, что произошло дальше.

Популярной точкой зрения является то, что Заа просто не повезло попасть в «Юнайтед» именно в тот период времени. Ведь когда в январе Уилфрид подписывал контракт на пять с половиной лет, включая соглашение об аренде в «Кристал Пэлас» до конца сезона 2012-2013, он абсолютно не имел понятия о том, что всего лишь через три месяца Алекс Фергюсон объявит о своем уходе из футбола, а на его место придет тренер «Эвертона» Дэвид Мойес.

Кто-то придерживается более циничной точки зрения, основанной на рассказах самого Заа об испытаниях, с которыми ему пришлось столкнуться в Манчестере, в результате чего он впал в депрессию. И здесь нельзя говорить только о невезении, ведь причиной возникших проблем стали не столько неудачи на футбольном поле, сколько отсутствие должной поддержки от клуба.

«Юнайтед» отправляется в предсезонный тур 2013-2014, Заа крайний справа (John Peters/Manchester United via Getty Images)

«Он был не в своей тарелке», – вспоминает Нил Уорнок, который был главным тренером «Кристал Пэлас», когда Заа вернулся в команду всего лишь через год после переезда на север страны. «Выяснилось, что парень был разочарован отношением «Манчестер Юнайтед», и когда я поговорил с ним, то понял причину. Он был совсем молод, ему нужна была помощь, чтобы рядом был кто-то, кто смог бы поддержать его. Но сложилось ощущение, что никому до него не было дела.»

Правда ли это? Можно привести встречный аргумент, что в свои 20 лет Заа был очень сырым и неопытным футболистом и не смог справиться с обрушившимся на него давлением, поэтому слишком просто обвинять во всем клуб из Манчестера. Но при этом нельзя игнорировать тот факт, что Рио Фердинанд, бывший одноклубник Заа на «Олд Траффорд», как-то публично заявил, что с игроком «обращались ненадлежащим образом».

Это относится не только к руководству и тренерам «Юнайтед». Когда Заа пришел в команду, на счету Фердинанда было шесть побед в Премьер-лиге и 81 выступление за сборную Англии. «Как старший игрок, я должен был сделать для него гораздо больше», – признает Фердинанд.

О чем можно говорить с абсолютной уверенностью, так это о том, что сам Заа ожидал, что будет играть в «Юнайтед» под руководством Фергюсона, а не Мойеса, и что его вера в себя существенно пошатнулась после того, как он утратил связь с одним из самых успешных тренеров в истории футбола.

«Он встретился с сэром Алексом и сэром Бобби Чарльтоном и был очень раз переходу», – отмечает Иан Холлоуэй, работавший главным тренером «Кристал Пэлас» в то время. «Мы взяли его обратно в аренду на вторую половину сезона, и он помог нам выйти в Премьер-лигу (через стыковые матчи). К сожалению для Уилфа, когда он летом переехал в Манчестер, сэра Алекса там уже не было.»

«Для него это был страшный удар. Сэр Алекс полюбил бы этого парня. Он бы терпеливо развивал Уилфа, как он это сделал с Криштиану Роналду. Уилф обладал тем же уровнем мастерства, что и Роналду, его нужно было лишь направить в нужную сторону. Уверен, сэр Алекс взял бы его под крыло и научил всему необходимому. После прихода Дэвида Мойеса для Уилфа все пошло не так.»

Мойес выпустил Заа на поле «Уэмбли» в матче на Суперкубок Англии против «Уиган Атлетик» в начале августа и понаблюдал за его игрой около часа, после чего заменил и больше не включал в состав команды. Заа не играл за «Юнайтед» до матча Кубка лиги против «Норвич Сити», который состоялся 29 октября. В чемпионате он сыграл лишь дважды – оба раза вышел на замену в декабре и провел на поле в общей сложности 28 минут. Они с Мойесом практически не разговаривали.

Заа пришлось играть под руководством Мойеса, а не Фергюсона (Mike Egerton – PA Images via Getty Images)

На Рождество Уилфрид пришел в гости к Дуги Фридману, своему бывшему тренеру, под началом которого он играл в «Пэлас» на протяжении двух лет с января 2011 года, ведь в Манчестере ему больше не к кому было пойти. Фридман как раз в это время тренировал «Болтон» и поэтому жил неподалеку. Тренер увидел, что его бывшему игроку нужна компания, и пригласил на праздник к себе домой.

Никто в «Юнайтед» не проявлял такой же эмпатии. Заа съел порцию праздничной индейки, поиграл с детьми Фридмана в аэрохоккей и отправился обратно к себе в пустой дом. «Я увидел его с совершенно другой стороны», – вспоминал позднее Фридман. «Парень был совершенно потерян. Поддержка и доверие семьи и «Кристал Пэлас» сделали из него особенного игрока. Когда он перешел в «Юнайтед», все это исчезло.»

На следующий день «дьяволы» обыграли на выезде «Халл» со счетом 2-3. Заа не был включен даже в расширенный состав на матч.

Для игрока, купленного за 10 млн фунтов в статусе восходящей суперзвезды, это стало серьезным разочарованием. По словам Заа, Мойес наложил вето на его аренду в «Пэлас» в январское трансферное окно, которое открылось несколькими днями позже. Вместо этого, 21-летнего футболиста отправили в аренду в терпящий бедствие «Кардифф Сити», который лишь недавно назначил на пост главного тренера малоопытного Уле Гуннара Сульшера.

Период в «Кардиффе» также был крайне неудачным. Команда находилась в самом низу турнирной таблицы и в итоге вылетела в Чемпионшип с последнего места. Заа не чувствовал особого желания играть за клуб из Уэльса и связывает свои блеклые выступления (ноль забитых голов и одна голевая передача в 13 матчах, включая пять игр чемпионата) с преследовавшим его чувством подавленности и неуверенности в себе.

Сульшер поддерживает Заа во время неудачной аренды в «Кардиффе» (Paul Thomas/Getty Images)

Когда летом Заа вернулся на «Олд Траффорд», Дэвид Мойес уже был уволен, а его место занял Луи ван Гал.

И снова Заа был отодвинут на второй план и изолирован от команды. Глядя на это, он решил не снимать дом, а пожить какое-то время в отеле. Как оказалось, это было грамотным решением.

Уилфрид сыграл в нескольких предсезонных товарищеских матчах, но у нового главного тренера были на него другие планы. The Atheltic связался с ван Галом на прошлой неделе, чтобы поговорить о тех событиях, и во время разговора у нас сложилось четкое впечатление, что Заа никогда особо не рассматривался тренером в качестве игрока той команды «Юнайтед».

«Прошло уже девять лет, мне сложно вспомнить, что я в то время думал об Уилфриде», – сообщает ван Гал в электронной переписке. «Мне кажется, вам нужно спросить у него самого, что я тогда говорил ему.»

На самом деле, ван Галу нравилось использовать схему 3-5-2, которая не предполагает наличия на поле вингеров в традиционном понимании. Поэтому он сказал Заа, что у него нет другого выбора, кроме как учиться играть в новой роли: либо на позиции крайнего защитника, либо центрфорварда (что подходило ему больше по набору качеств).

По воспоминаниям Заа, он в то время думал о том, что «обречен на провал».

У ван Гала другая интерпретация той ситуации: «Позиция на левом фланге была занята Анхелем Ди Марией, которого мы только подписали, и Эшли Янгом. В следующем сезоне я купил Антони Марсьяля на эту же позицию. Поэтому ему (Заа) пришлось бы конкурировать за место в составе с Ди Марией и Янгом, а позже и с Марсьялем. Я посчитал, что в таком возрасте для него это будет слишком, и предложил поменять позицию.»

Заа не удалось впечатлить Луи ван Гала на тренировках (Paul Ellis/AFP via Getty Images)

В футболе именно так это иногда и работает. Каждый тренер вправе определять тактику, которая лучше подходит для его команды, поэтому если игрок не соответствует идеям нового тренера, он, как правило, не задерживается в клубе надолго. Такова жизнь.

Тем не менее, есть некая доля издевательства в том, чтобы сказать Заа, что ему нужно учиться играть на позиции центрфорварда в клубе, состав которого уже был в то время укомплектован Робином ван Перси (по словам Заа, лучший игрок, с которым ему доводилось работать) и Уэйном Руни и который вдобавок позже взял в аренду Радамеля Фалькао для замены Дэнни Уэлбека, ушедшего в «Арсенал».

Причина, по которой Алекс Фергюсон был высокого мнения о Заа, была в его способности обыграть оппонента, совершить красивый финт и заставить вскочить болельщиков с кресел. По мнению Фергюсона, у Заа было нечто общее с Роналду, Джорджем Бестом и многими другими прославленными крайними нападающими «Юнайтед»: не важно, сколько раз тебя сбивают с ног, ты поднимаешься и снова хочешь получить мяч. Фергюсон видел в этом что-то вроде отваги и доблести. Холлоуэй называет Заа самым талантливым вингером из всех, с кем ему доводилось работать за время его тренерской карьеры, охватывающей почти четверть века.

А теперь его просят играть спиной к воротам, удерживать мяч и перестраивать себя для роли, которую в «Юнайтед» уже готовы исполнять три высококлассных игрока.

Во втором тайме предсезонного матча против миланского «Интера» в рамках турне «Юнайтед» по США Заа вышел на замену на позицию нападающего. Это была его первая игра предсезонки, и ему сразу же пришлось столкнуться с могучим Неманьей Видичем, который еще совсем недавно был героем трибун «Олд Траффорд». В следующей игре против мадридского «Реала» четыре дня спустя Уилфрид снова вышел на замену, где ему нужно было противостоять Пепе и Серхио Рамосу, двум элитным центральным защитникам того времени. Стоит ли удивляться, что ему не удалось моментально трансформироваться и стать современным Марко ван Бастеном?

По возвращении в Манчестер перед одной из тренировок ван Гал подошел к нему и сказал, что у него остался последний шанс проявить себя. Заа казалось, что он тренировался довольно хорошо, что подтверждали и другие игроки, в том числе Уэйн Руни. Однако у ван Гала было другое мнение, и в конце тренировки игрока проинформировали, что ему следует искать другой клуб.

«У меня будто гора с плеч свалилась», – рассказывал Заа в подкасте OnTheJudy в 2020 году. «Я думал: спасибо тебе за то, что сказал мне все прямо в лицо и что у меня теперь есть возможность перезапустить карьеру.»

Затаил ли Заа обиду? Если и так, то ему удается хорошо это скрывать. Он все еще отчетливо помнит то чувство опустошения, которое преследовало его, когда ему и Синдзи Кагаве, еще одному игроку, не пришедшемуся ко двору в команде ван Гала, пришлось тренироваться вдвоем отдельно от остальной группы игроков.

Тем не менее, он никогда не выказывал неуважения к игрокам и болельщикам «Юнайтед» в тех 15 играх, которые он впоследствии сыграл за «Пэлас» против «красных дьяволов». Фанаты «Манчестер Юнайтед», в свою очередь, практически не освистывали его, как это часто происходит с другими бывшими игроками, возвращающимися на «Олд Траффорд». На одном видео в соцсетях, снятом в 2019 году, можно даже увидеть, как Заа в футболке «Юнайтед» отрабатывает штрафные удары у себя во дворе.

«Люди спрашивают, жалею ли я о трансфере в «Юнайтед», – продолжает Заа. «Нет, он многому меня научил. Я стал сильнее ментально. Я познакомился с потрясающими игроками и замечательными людьми, и я рад, что поехал туда. У меня нет времени жалеть себя, я просто хочу максимально влиять на те события, которые происходят со мной сейчас.»

Заа настаивает на том, что он не жалеет о переходе в «Юнайтед» (Jamie McDonald/Getty Images)

В начале ноября Заа исполняется 31 год – он стал старше и мудрее, сыграл более 450 матчей за клуб своего детства «Кристал Пэлас» и, возможно, стал одним из величайших его игроков за всю историю. На его счету также 31 выступление за сборную Кот-д’Ивуара (и несколько матчей за сборную Англии более 10 лет назад, до того, как он принял решение выступать за страну своего рождения), и сейчас у него началась новая жизнь в Стамбуле, где он играет за действующих чемпионов Турции. В своем дебютном матче Лиги Чемпионов против «Копегагена» две недели назад Заа организовал второй гол турков, позволивший им сравнять счет в игре. В прошлую субботу он забил свой первый гол за «Галатасарай» в победном домашнем матче с «Анкарагюджю», закончившимся со счетом 2-1.

Возможно по прошествии времени он теперь также понимает, что было ошибкой гневно реагировать на «глупые слухи» в Интернете, которые несправедливо обвиняли его в непопадании в состав «Манчестер Юнайтед» из-за его сексуальной связи с дочерью Дэвида Мойеса Лорен.

Заа хотел пресечь все подобные слухи на корню, поэтому публично отрицал свою связь с Лорен, утверждая, что они даже никогда не встречались. Однако это лишь подлило масла в огонь и привлекло к данной истории еще больше внимания, дав возможность таблоидам искажать сказанные им слова по своему усмотрению.

Даже сейчас эта история всплывает время от времени в соцсетях несмотря на то, что в ней нет и доли правды. «Скай Спортс» даже пришлось извиняться перед Заа после того, как его бывший одноклубник Патрис Эвра, выступая в качестве ТВ-эксперта, упомянул об этом в эфире после дубля Заа в матче против «Манчестер Юнайтед», который закончился победой «Кристал Пэлас» со счетом 3-1. По его собственному признанию, за то короткое время, что он провел в Манчестере, он слишком много времени уделял развлечениям.

По его словам, он «находился в ужасном состоянии… был в очень плохом месте… чувствовал депрессию» и пытался прийти в себя, а потом начал понимать, почему Алекс Фергюсон часто описывал «Манчестер Юнайтед» как автобус, который никого не ждет. Заа вернулся в Лондон, как только у него появилась такая возможность.

Много также говорилось о том, что на свою первую тренировку в «Юнайтед» он пришел в футболке, украшенной изображением Имоджен Томас, бывшей звезды реалити-шоу «Большой брат», у которой предположительно был шестимесячный роман с женатым Райаном Гиггзом. Это был неумный поступок со стороны Заа, но он всегда настаивал на том, что совершил эту оплошность, поддавшись модным веяниям того времени, и не более того. Ведь кто в здравом уме стал бы пытаться поддеть Гиггза, легенду «Юнайтед», в первый же день нахождения в клубе?

К несчастью для Заа, зачастую люди неправильно воспринимают футболистов, чей стиль игры предполагает проявление на поле определенной доли высокомерия. По словам самого игрока, реальность такова, что ему не хватало уверенности в общении с признанными суперзвездами. Он был поражен, даже напуган, когда впервые вошел в раздевалку «Юнайтед».

«Я переодевался рядом с Гиггзом. Вот лежат его вещи, а вот мои. Бог ты мой! Вон сидит Руни… Видич… Рио… ван Перси… Нани, который похож на Роналду как две капли воды. Это было безумие. А потом ты начинаешь играть вместе с ними, с ума сойти можно. Я был ошеломлен всем этим, 100%.»

Заа и его редкие моменты радости в «Манчестер Юнайтед» (Brendon Thorne/Getty Images)

«Уилф просто хотел учиться», – говорит Холлоуэй. «Он был таким славным парнем, по-настоящему приятным человеком, который и мухи не обидит. Бывало, он жаловался мне: «Почему они постоянно пытаются врезать мне по ногам?» Абсолютная непосредственность и наивность. Работать с ним было одно удовольствие.»

Пролистайте автобиографию Алекса Фергюсона, вышедшую в октябре 2013 года, и вы не найдете ни одного упоминания о Заа.

Мёленстен, который ушел из «Юнайтед» вслед за Фергюсоном летом 2013 года после прихода Мойеса и его тренерского штаба, мог бы рассказать кое-что интересное о времени, проведенном Заа в клубе, но в недавно выпущенных им мемуарах также нет абсолютно ничего об этом. Никакой информации нет ни в автобиографии Рио Фердинанда (2014 г.), ни в автобиографии Патриса Эвра (2021 г.), ни в совместной книге братьев Рафаэля и Фабио да Силва (2021 г.).

Было бы не совсем верно говорить о том, что Уилфрид Заа был полностью вычеркнут из современной истории «Юнайтед», но это недалеко от истины.

И тем не менее, всегда будет множество подтверждений того, что в других обстоятельствах он мог бы стать идеальным игроком «Манчестер Юнайтед».

«В «Пэлас» нашей тактикой часто было «отдай мяч Уилфу, и он выиграет нам игру», – говорит Холлоуэй.

«Я помню свою первую игру (в качестве главного тренера «Кристал Пэлас» в ноябре 2012 года против «Блэкберн Роверс»), и я не мог поверить, что этот парень настолько хорош. Вот Уилф перебрасывает мяч через голову Дэнни Мерфи (опытного полузащитника «Блэкберна», который ранее выступал за «Ливерпуль» и сборную Англии) и оставляет его стоять с выражением недоумения на лице. Мерфи вскидывает вверх руки и глядит на свою скамейку запасных, как будто хочет спросить: «Что это сейчас было?» Уилф обдурил его и был таков.»

«Он слишком хорош для вас» – пели фанаты «Кристал Пэлас». «Он слишком хорош для вас…»

Автор – Дэниэл Тейлор