Топ-7 футбольных городов ФНЛ: как клубы привлекают болельщиков не только своей игрой
Болельщики являются неотъемлемой частью футбола – 12-й игрок, как считают во многих командах. Есть города, в которых с нетерпением ждут каждый домашний матч, а клубы делают все, чтобы зрители получили удовольствие. Но у каждого ли клуба домашние игры превращаются в праздник для фанатов? Мы сделали подборку из семи команд, которые делают так, чтобы их домашний стадион стал непреступной крепостью для оппонента.
При составлении топа учитывались следующие факторы: посещаемость домашних матчей, стадион и его заполняемость, работа клуба с болельщиками, причины, по которым люди приходят на стадион. В подборку вошли как клубы МЕЛБЕТ-Первой лиги, так и LEON-Второй лиги А.
«Ротор», стадион «Волгоград Арена»
Средняя посещаемость – 16711 зрителей
«Ротор» – это тот клуб, посещаемости матчей которого могут позавидовать многие команды Премьер-Лиги. Волгоградцы с большим отрывом являются лидером в этом компоненте среди клубов обеих лиг. Со старта сезона 2023/2024 на «Волгоград Арену» стабильно приходят свыше 15 тысяч человек или около того. Понятно, что никакого Fan ID здесь нет, но Волгоград – точно футбольный город.
У «Ротора» прекрасный стадион. «Волгоград Арена» была построена к чемпионату мира по футболу 2018 года. После четырех матчей на мундиале этот красавец стал домашним для местного клуба. Объект может вмещать 45568 зрителей. Интересно, что по итогам народного голосования на сайте портала StadiumDB «Волгоград Арена» была выбрана лучшим стадионом 2018 года во всем мире. Неплохо, правда?
Стадион расположен очень удачно. Рядом находится Мамаев курган с главным монументом «Родина-мать зовет!». Река Волга – одна из самых крупнейших рек на Земле. Все это привлекает туристов. Круто, когда рядом со стадионом есть на что посмотреть.
«Ротор» зазывает фанатов и предматчевыми фан-зонами. Это и традиционные аквагрим, и рисование плакатов, и различные игры: настольный футбол, теннис, кибер-зона. На арене проводят автограф-сессии с футболистами.
Клуб здорово работает с фанатами в своих социальных сетях, где они публикуют всю нужную для болельщика информацию. Так, например, перед матчем с брянским «Динамо» можно было увидеть расписание электричек. Немногие клубы могут похвастаться таким вниманием к деталям. Всё это, конечно, фанаты чувствуют и благодарят свою команду, приходя в большом количестве на домашние игры. Тем самым болельщики превращают стадион в крепость, на которой приезжим клубам тяжело играть. Это неоднократно подмечали и главные тренеры команд-соперников. Например, экс-тренер «Уфы» Сергей Гуренко после матча 3-го тура сказал следующее: «Наши ребята не готовы играть при таких аудиториях. Нужно время, чтобы научиться. Считаю, что при такой арене команда должна играть в Премьер-Лиге».
Каждый волгоградец подпишется под этими словами. Многие фанаты помнят выступления команды в Премьер-Лиге и хотят увидеть это ещё раз. Пожелаем футбольному клубу и городу поскорее добиться самых высоких целей.
«Черноморец», стадион «Центральный»
Средняя посещаемость – 8587 зрителей
«Черноморец», вернувшийся в МЕЛБЕТ-Первую лигу спустя 11 лет, сходу забрал себе титул самого посещаемого клуба лиги. В Новороссийске любят футбол, и вот почему. Клуб имеет богатую историю: «Черноморец» был основан ещё в 1907 году. Конечно, он сменил не одно название, но футбол в этом регионе развивался раньше, чем сборная Российской Империи по игре с мячом приняла участие в первых официальных соревнованиях за рубежом. Сходить на футбол в Новороссийске – это традиция. Не зря же в клубных СМИ есть даже специальная рубрика – «Этот день в истории «Черноморца». Там освещаются все матчи клуба в российской истории, которые были проведены в определенный день. Например, в рубрике от 3 сентября рассказывалось, что «все три матча, которые играл «Черноморец» 3-го сентября завершились вничью». Была упомянута и встреча высшей лиги 1997 года против «Зенита» из Санкт-Петербурга, и поединок с «Дагдизелем» в сезоне 2012/13, и совсем свежий матч прошедшей кампании против «Форте».
Домашний стадион «Центральный», который вмещает в себя 12500 зрителей, в этом сезоне заполняется минимум на 65 процентов. Взгляд в прошлое: в минувшем сезоне «Черноморец» выступал во Второй лиге и собирал тоже очень прилично. По посещаемости матчей этого дивизиона в сезоне 2022/23 клуб уступал только «Ротору», перебить который очень сложно.
Помимо прочего «Черноморец» знает, как зазывать людей на стадион. Работа клуба с болельщиками вызывает глубочайшее уважение. Перед каждым матчем на сайте новороссийской команды можно прочитать большой материал о предстоящем сопернике. В клубных СМИ проходят конкурсы на бесплатные билеты. Так, перед встречей с «КАМАЗом» нужно было принять участие в квизе. Первые пять болельщиков, которые ответили правильно, получили свои билеты.
Предматчевые программы «Черноморца» также прекрасны. Ребята организовывают целые фан-фестивали, на которых проходят концерты, эстафеты, конкурсы, где тоже можно получить бесплатный билет на матч. Вам все ещё мало? Тогда продолжаем: в преддверии игр в рамках партнерского соглашения клуба и Новороссийской футбольной лигой традиционно проводится Кубок Черного моря. Да-да, вы можете сходить на футбол перед футболом.
Помимо матчей есть и развлекательные программы. Марши перед стадионом, забеги с маскотами, заезды байкеров с ростовой куклой акулы, шоу, выступления творческих коллективов Новороссийска. Всё это сопровождается конкурсами с приятными призами.
Тусовка «Черноморца» перед матчем – это самый настоящий футбольный праздник для болельщиков всех возрастов. Феерия, буря эмоций и незабываемые впечатления. Чего только стоит встреча с уже ставшим популярным маскотом Катраном? Ради фотки с ним, можно на многое пойти.
«Тюмень», стадион «Геолог»
Средняя посещаемость – 5340 зрителей
Сейчас «Тюмень» показывает хорошие результаты. Клуб располагается в верхней части турнирной таблицы. Конечно, этот фактор является привлекательным для потенциальных посетителей стадиона «Геолог».
Домашнюю арену стабильно посещают более 5000 болельщиков. Давайте поподробнее разберемся почему. Причина номер один – насыщенный матчдэй. Концерты музыкальных групп, аквагрим, мини-игры.
Причина номер два – работа за пределами футбольного поля. Тюменцы организовали интересный конкурс для болельщиков на звание лучших футбольных прогнозистов. Фанатам нужно угадывать результаты матчей, точные счета встреч. При положительном результате они получают игровые футболки, сезонные абонементы, мячи с автографами игроков. В этом может поучаствовать абсолютно каждый.
Причина номер три – открытость команды для болельщиков. Очень часто можно увидеть интервью с игроками, тренерами, даже с болельщиками. Это здорово. Неравнодушные к клубу ощущают близость с командой. Ставим «Тюмени» оценку 10/10 и идём дальше.
«Арсенал», стадион «Арсенал»
Средняя посещаемость – 4927 зрителей
Было бы преступлением не начать наш рассказ об этом клубе с того, что «Арсенал» 5 сентября отметил юбилей – 100 лет со дня основания команды. Тульский клуб чтит свои традиции и провёл ветеранский матч между сборными XX и XXI веков. История тульского «Арсенала» вносит большой вклад в посещаемость матчей. Команда в недавнем прошлом являлась постояльцем в Премьер-Лиге. Фанаты с нетерпением ждут возвращения в высший российский дивизион. Кстати говоря о болельщиках, у «Арсенала» традиционно для многих клубов выведен из обращения 12-й номер. Он принадлежит тем, кто поддерживает команду на трибунах и за ее пределами.
В настоящее время «оружейники» радуют фанатов своей активностью. Фан-зоны перед матчем наполнены мероприятиями на любой вкус и цвет. Здесь и концерты, и настольные игры, есть даже мини-футбольная площадка. Около стадиона продается мороженое в клубных цветах – красно-желтое.
Клуб часто проводит интересные акции. Например, перед недавним матчем между «Арсеналом» и «Торпедо» игроки основного состава приняли участие в мероприятии «Будь ближе к команде». Момо Туре, Давид Ндука и Артём Суханов на протяжении часа раздавали автографы, фотографировались и общались с болельщиками.
Особое внимание уделяется и маленьким фанатам. Так, перед матчем против махачкалинского «Динамо» юные фанаты сражались между собой с мягкими мячами и щитами. На клубном Youtube-канале публикуются приглашения на домашние игры. На стадионе есть даже «Семейный сектор». Это то место, где могут комфортно расположиться болельщики с детьми.
Кстати о стадионе. Туляки играют на арене «Арсенал». Он вмещает в себя 20048 зрителей. Домашней чаше «оружейников» в этом году стукнуло ни много ни мало 64 года. В компании 2023/24 матчи любимой команды посещают в среднем порядка 5000 человек.
«Сокол», стадион «Локомотив»
Средняя посещаемость – 4430 зрителей
Саратовский «Сокол» выступает на стадионе «Локомотив». После реконструкции он вмещает в себя 18000 зрителей. Саратов в числе лидеров МЕЛБЕТ-Первой лиги по посещаемости матчей. В среднем на игры команды приходят чуть более 4500 человек.
Болельщики у «Сокола» что надо. На трибунах всегда праздник: флаги, кричалки, 7-й сектор восточной трибуны, на котором всегда звучит музыка. Люди приходят с аккордеонами, барабанами. Атмосфера поистине воодушевляющая. Она у саратовцев какая-то домашняя, семейная и добрая. Ощущается, что город и команда нечто единое. Это здорово. Способствует такой атмосфере и то, что в составе команды играют и свои, саратовские воспитанники. Это и голкипер Тимур Крайков, и Альберт Погосян, и Давид Озманов. Данила Ежков, который будучи 12-летним мальчиком впервые побывал на матче «Сокола», а сейчас забивает в МЕЛБЕТ-Первой лиге.
Особенно радостно ходить на матчи тогда, когда команда показывает хороший результат. «Сокол» преуспел и здесь. Клуб идёт в лидерах турнирной таблицы при том, что имеет довольно скромный бюджет. Мало кого это оставим равнодушным. Город очень любит футбол. Болельщики и команда сливаются в единое целое и хотят, чтобы этот праздник не заканчивался никогда.
Саратовцы за отдельную плату организуют для фанатов трансфер на выездные игры. Именно поэтому у «Сокола» и в гостях всегда солидная поддержка.
«Динамо», стадион «Труд»
Средняя посещаемость – 4152 зрителей
В прошлом сезоне махачкалинское «Динамо» играло на «Анжи Арене», которая пустовала с 2019 года. Тогда посещаемость была не всегда большой. Все дело в том, что это было не очень удобно для болельщиков. К чаше в Каспийске было трудно добираться. Клуб, чтобы компенсировать неудобства, делал бесплатный вход, но логистика все равно влияла. Стадион «Труд» тогда был на реконструкции. Сейчас «сине-белые» вернулись на него, и дела пошли в гору. При вместимости в 5600 зрителей, на матчи «Динамо» приходят порядка 4000 человек. Городу важен клуб, а клубу важен город.
Интереса к команде однозначно прибавляет назначение опытного тренера Курбана Бердыева. Специалист, который становился чемпионом России дважды, приехал в Махачкалу решать серьёзные задачи – выход в Премьер-Лигу. И болельщикам, конечно, интересно наблюдать, как эта задача решается.
Плюс ко всему в Махачкале остались, по сути, два футбольных клуба. Это собственно «Динамо» и «Легион», который играет в LEON-Второй лиге Б. После трагичной утери «Анжи», именно «Динамо» стало тем самым флагманом махачкалинского футбола. Все внимание местных болельщиков сосредоточено на «сине-белых». На футбол приходят семьями.
«КАМАЗ», стадион «КАМАЗ»
Средняя посещаемость – 3405 зрителей
Набережные Челны и «КАМАЗ» знают, как расположить к себе аудиторию. Клуб часто проводит конкурсы. Например, недавно было состязание на лучший плакат в поддержку команды. Победитель получил игровую футболку от новичка «КАМАЗа» Бориса Фартуны. В соцсетях команды проходят розыгрыши билетов на домашние игры.
В день матча около арены проводятся концерты кавер-групп, DJ-сеты, присутствуют ведущие, которые устраивают конкурсы, в которых можно получить клубную атрибутику – здорово. Есть и специальная фотозона. Фанаты могут заполучить роспись любимого футболиста на автограф-сессии.
«КАМАЗ» заинтересован в том, чтобы на их стадион приходило как можно больше людей. Клуб часто проводит конкурсы с ценными призами. На первом домашнем матче команды был устроен розыгрыш для тех, кто купил билет на матч, или абонемент. Призы были ценные – холодильник, телевизор, стиральная машина. Клуб действительно любит играть по крупному, и сейчас мы это докажем. В рамках специальной рекламной акции, направленной на привлечения новых болельщиков на матчи «КАМАЗа» был организован ещё один розыгрыш – автомобиля. Для участия нужно было купить абонемент на посещение домашних матчей на сезон.
Давайте поговорим про стадион. «КАМАЗ» играет на одноименной арене, вместимость которой 6248 человек. Поболеть за любимую команду стабильно приходят около 3000 болельщиков. Клубу остается лишь отблагодарить фанатов на футбольном поле.
На матч, какой из этих команд вы бы хотели пойти? Делитесь своими ответами в комментариях и не жалейте плюсов. Спасибо за внимание!
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий