9 мин.

Игра в кости Фернандо Диниза

Факел хаоса и сомнений, вот чем правит мудрец

Чжуан-цзы

В жизни тот, кто ничем не рискует, на самом деле рискует больше всех

Фернандо Диниз

Назначение Фернандо Диниза исполняющим обязанности главного тренера сборной Бразилии заставило футбольный мир заговорить о нем. И слава богу! Потому что дискуссия, которую оживляет Диниз, всегда была самой захватывающей в футболе.

В среде, настолько пропитанной пустыми сплетнями о трансферах и футбольно-шахматными тактическими супертемами, выход Диниза на мировую арену заставляет нас еще раз разобраться с самой сутью Прекрасной Игры.

Пожалуй, в футболе нет более неправильно понятого термина, чем «эстетика». И не заблуждайтесь — говорить о Фернандо Динизе — значит говорить об эстетике футбола.

Но почему дискуссии о Динизе так часто обрамляются спорами об эстетике? И почему эстетика важна в первую очередь? Разве в футболе не главное побеждать?

На протяжении всей истории футбола этот разговор определялся антагонизмом. С одной стороны, у нас есть эстетика. Идея, что играть хорошо, значит играть так, чтобы действия на поле вызывали у зрителей чувство удивления и благоговения. Создавать комбинации, отдавать пасы, от которых захватывает дух. С другой стороны есть результат. Играйте так, как хотите, важен счет.

В Бразилии этот контраст проявляется в споре между futebol arte и futebol resultados .

Но здесь есть более глубокий уровень, более противоречивая линия исследования. Чтобы понять значение Диниза, мы должны стремиться еще больше оценить сложность эстетики. Futebol resultados легко определить, в то время как futebol arte остается загадочным.

В эстетической области нас интересует то, как мы взаимодействуем с аспектами нашего окружения. Как мир заставляет вас чувствовать ? Что происходит с вашей биохимией, когда вы слышите определенную песню? Или когда вы входите в определенную комнату?

Мы говорим, что чувствуем эти вещи «нутром». Как понять, что ты влюбился? Когда ты впервые мельком увидел ее мечтающую в очереди на почту, это не был быстро примененный набор алгоритмов или уравнений, который заставил твое сердце учащенно биться.

В футболе эти эстетические ощущения обычно рассматриваются как несколько произвольные предпочтения. Эстетическая критика и анализ считаются плохими по отношению к своим количественным и числовым аналогам. В конце концов, это игра чисел.

Но это бедная перспектива. Рассматривать футбол в первую очередь как вопрос цифр бессмысленно, когда мы наблюдаем реальное поведение тех, кто связан с игрой.

Хуанма Лильо хорошо выразился,

«…обогащает игра, а не результат. Результатом является часть данных. Рождаемость повышается. Это обогащает? Нет, но процесс, который привел к этому? Теперь это обогащает… Вы покупаете газету в понедельник утром, и единственное, что в ней есть, это список за списком результатов? Вы идете на футбольный стадион в последнюю минуту игры, смотрите на табло и уходите?… Вы не можете проверить процесс по результатам. Люди склонны уважать то, что хорошо закончилось, а не то, что было сделано хорошо. Мы атакуем то, что плохо закончилось, а не то, что было сделано плохо».

Мы играем, тренируемся и смотрим футбол, чтобы что-то почувствовать, почувствовать себя частью чего-то, чтобы испытать американские горки эмоций, которые может дать только отличная игра.

Но футбол кардинально отличается от других средств эстетического переживания: в отличие от подавляющего большинства музыки, кино, театра, литературы и т. д., направление футбольного матча не прописано заранее. Вернее, действие разворачивается перед нами в реальном времени. Нередко можно услышать, как комментаторы заявляют: «Вы просто не могли написать этот сценарий!».

Итак, здесь мы сталкиваемся с тем, что кажется жизненно важным качеством любого возвышенного эстетического опыта: непредсказуемостью. Тот первый глоток вина, необычная смена аккорда, привлечение взгляда незнакомки.

Но в последние годы футбол пошел по пути, прямо противоположному этой любви судьбы. Непредсказуемость, случайность и «хаос» были названы проблематичными аспектами позиционного тактического движения.

После поражения «Баварии» от «РБ Лейпциг» со счетом 1: 3 главный тренер Томас Тухель выступил перед СМИ на послематчевой пресс-конференции. Корреспондент ESPN Арчи Райнд-Татт сообщил, что явно расстроенный Тухель утверждал, что его игроки играли в вуфельшпиль — буквально «игру в кости».

Не случайно Тухель использовал бросок костей как аналогию ошибок своего игрока. Позиционизм заключается в том, чтобы придерживаться заранее спланированных тренером структур. Движение и принятие решений всегда необходимы, но в системах, подобных системе Тухеля, эти качества строго контролируются и ограничиваются.

Пеп Гвардиола также говорил о своей неприязни к хаосу. Позиционная игра Гвардиолы — тщательно продуманная работа гения, но это гений, который желает порядка и контроля над беспорядком и хаосом.

«Я не считаю, что тактика заключается в том, что вы делаете все, что хотите, потому что после этого наступает небольшой хаос, а в этом хаосе вы не знаете, что именно произойдет».

«На некоторых участках поля нужно проявлять изобретательность и рисковать… [но] мне не нравится, когда люди говорят: мне нравится свобода; Я хочу играть для себя. Потому что игрок должен понимать, что он является частью команды с 10 другими игроками. Если каждый игрок будет играть как джазовый музыкант, это будет хаос. Они не будут командой».

Позиционизм добился превосходства, навязывая системы, уменьшающие неопределенность и хаос. И это превосходство привело к реализации позиционистских принципов на всех уровнях игры — рассредоточиться во владении, рационально занять пространство, сохранить позиционную структуру.

Единственная причина, по которой игроки остаются в 3–2–5, заключается в том, что им так сказали. Это не органическое или природное образование. Ограничения, формирующие эти структуры, исходят в первую очередь из учебника тренера.

Навязанное повторение этих позиционных моделей привело к гомогенизации стилей игры. Это то, что Лильо описывает как «глобальную методологию».

Что возвращает нас к вопросу эстетики. Если позиционизм помогает свести к минимуму случайность и неожиданность, не ослабляет ли он также и эстетическое восприятие футбола? Я бы ответил да. Другие ответили бы нет.

Некоторые люди предпочитают точное воспроизведение аранжировок классической музыки, в то время как другие ищут пульсирующую спонтанность фри-джаза. Некоторые люди отождествляют себя с прямолинейным кодированием Пита Мондриана, в то время как другие резонируют с хаотическими сборками Фрэнсиса Бэкона.

Но помните, эти эстетические дебаты в футболе считаются второстепенными. Кого действительно волнует, какой стиль футбола ты любишь смотреть? Все дело в результате.

Но что, если позиционистская стратегия минимизации случайности не только неверна природе конкретного эстетического опыта, но и неоптимальна с точки зрения теории игр? Что, если бы определенный эстетический стиль также создавал конкурентное преимущество в футболе?

Это предложение реляционизма и Jogo Funcional Фернандо Диниза представит Selecao: неотъемлемые конкурентные преимущества - это неожиданно появляющиеся свойства непредсказуемости, хаоса и случайности .

И это не просто дикие домыслы. С теоретической и научной точки зрения это хорошо обоснованное утверждение. Мы знаем, что так много развития футбола происходит в моменты нестабильности, и все больше профессиональных тренеров теперь выступают за тренировки в «хаотической среде».

Эти методы стремятся максимально точно представить непрерывный поток источников информации, присутствующих в игре. Игроки настроены реагировать в режиме реального времени на беспорядочное развитие окружающей их реальности.

Реляционизм не стремится свести к минимуму хаос и беспорядок. Но он также не выступает за полное подчинение истерии случая. Скорее, реляционизм желает «управляемого шанса». То есть Диниз ищет способы создать условия, в которых случайность может генерировать конкурентные преимущества.

Стоит отметить, что в этом отношении Диниз далеко не пассивен на боковой линии. Если игроки не смогут создать эти условия, он немедленно сообщит им об этом.

Это причина мотивов игры с близостью, таких как «наклон». Пока достаточное количество игроков движется вместе в зоне мяча, открывая и перемещая линии передачи, приближаясь и удаляясь, тренер отказывается от контроля. Ссылки игрока на действие появляются и исчезают в режиме реального времени. Они не играют с заранее нарисованными картинками в голове.

В эти моменты игроки просто играют. Их решения — воплощенная интуиция, а не рассчитанные ходы. Они играют так, как играли в детстве. Гансо описывает это как «уличную игру».

Мы принимаем решения в данный момент... это не так позиционно, игра не так статична, вингеры не так статичны. Это может быть похоже на уличную игру, разве в игре обычно не так? — Гансо

В этом смысле Диниз — постоянный садовник. Вечно настраивая и стремясь к ограничениям системы, чтобы позволить себе и использовать положительные аспекты случайности.

Кто знает, какие странные организмы сформируются, если корням и семенам создать условия для смешивания, перекрестного опыления и соединения? А кто хочет знать? В конце концов, именно появление этих паттернов и структур в реальном времени делает этот футбол таким радостным.

Моя жизнь не математика… Я никогда не захочу убрать из игры неопределенность, это то, что придает футболу эмоции — Фернандо Диниз

Реляционизм переворачивает идею о том, что эстетика в футболе вторична по отношению к ее количественному аналогу — реляционизм — это беззастенчивое futebol arte .

Фрэнсис Бэкон часто начинал свои картины с яростного разбрызгивания краски по холсту, а затем ждал, пока образы не появятся из хаоса его маниакальных каракулей. Реляционизм отражает этот процесс, позволяя каждому спонтанному взаимодействию быть местом рождения следующего.

Как и во всей реальности, базовый источник футбола не является числовым. Мы знаем, что рациональность растворяется на квантовом уровне.

И, подобно Бэкону, реляционизм стремится использовать эту неустойчивую основу — базу, которую Жиль Делёз назвал «равниной непоследовательности», — в качестве источника топлива для творческих взаимодействий. Вместо того, чтобы прятаться от этого царства бесформенного хаоса, Диниз видит в нем то самое место, из которого возникают структура и организация. Присущая ему непредсказуемость является его самым большим преимуществом; Шанс - это фича, а не баг.

Впервые в своей карьере Диниз теперь будет руководить командой, которая трещит по швам от количества игроков с дикими импровизационными способностями. Перспектива того, что Неймар, Винисиус и Родриго будут свободно общаться друг с другом, вызывает аппетит. И какие роли предстоит сыграть вундеркиндам-нападающим Витору Роке и Эндрику? Можем ли мы стать свидетелями второго пришествия переменчивого Гансо на международную арену?

В то время как позиционные тренеры, такие как Тухель, публично осуждают игроков за игру в кости, Диниз называет хаос свободной игры источником творческого прогресса.

Футбол всегда будет игрой чисел — результат состоит из цифр. Но кости ставят эти числа на свои места.

Кости ограничивают числа; и случайность броска костей заставляет числа признать, что они всегда будут более низкого порядка, чем таинственная магия случайности.