7 мин.

МДМА: Жизнь с медиафутболом

Этим постом в блоге стартует новая рубрика - Мнения, Дискуссии, Мысли и Анализ, сокращенно МДМА

Третий день в спортивных СМИ только и разговоров, что о медиафутболе, ведущие спортивных новостей, которые минуту назад рассказывали про заговоры МОК, старательно произносят прозвища медиафутболистов, а также делают вид что им действительно интересно, в какую команду Второй лиги попал тот или иной игрок из медиалиги.

Выглядят эти потуги смешать телевидение и интернеты неуклюже и странно, словно чей-то батя пришел в компанию школьников.

How do you do fellow kids - откуда мем Стив Бушеми со скейтбордом
А вы знали что Сибскана зафейлил челлендж Among Us?

Вместе с тем, нельзя не отметить, что за несколько лет медиафутбол из проекта одного блогера, снимающего видосики для Ютуба, превратился в собственный мир со своими законами, мифологией и целой лигой, на матчи продаются билеты, а среди спонсоров клубов известные букмекерские компании.

Чтобы понять это явление, почему так вышло, и что нас из всего этого ожидает, полагаю, нужно ответить на два вопроса:

1. Почему медиафутбол вообще появился.

2. Что сейчас происходит, и насколько сильно медиафутбол проникнет в футбол традиционный,

3. Что медиафутбол принесет с собой.

Футбольные новости: Превью матча «Динамо» — «Амкал»: где смотреть игру,  наши новости и информация о сопернике. Официальный сайт клуба Динамо.

Прежде чем отвечать на первый вопрос, предлагаю посмотреть, что происходит сейчас, так будет проще понять, откуда появились предпосылки у рождения медиафутбола.

Столкновение медиа с традиционным футболом было неизбежно, собственно, оно уже произошло, а то, что мы сейчас наблюдаем - это процесс диффузии. Процесс этот необратимый, даже если завтра Дюков запретит медиаклубам играть в Кубке России, все равно эти два явления (медиа и традиционный футбол) будут идти рядом и прямо влиять друг на друга.

Именно поэтому смешными выглядят заявления различных деятелей, что медиафутбол - это несерьезно, его надо запретить или просто игнорировать, напоминает тактику страуса, прячущего голову в песок.

Другие же деятели высказывают претензии медиаклубам, что те переманивают к себе профессиональных игроков. Эти жалобщики выглядят луддитами, которые в бешенстве ломают машины, пытаясь противостоять прогрессу и рынку, тем самым запрещая самому игроку выбирать свою судьбу и зарабатывать больше. В конце концов, удивительно, почему они вообще суют свой нос в чужие дела.

Луддиты и восстание против машин. Два века назад в Великобритании ломали  станки, как сейчас вышки 5G
Александр Мостовой (на фото справа) разносит раздевалку Амкала

Уже по одним этим разговорам видно, что медиафутбол конкурентоспособен, а значит он пришел надолго. И вот мы подходим к вопросу, а почему медиафутбол вообще появился.

А появился он как явление именно потому, что наши футбольные функционеры, клубы, судьи и просто всякого рода эксперты превратили футбол в страшно унылое зрелище, которое еще и не может конкуровать за внимание молодежи.

Почему-то у нас до сих пор не могут понять, что принципиальной разницы между футбольным матчем и развлекательным шоу на Ютубе, где участники должны ходить по деталям от Лего, нет. Футбол - это шоу-бизнес, и он должен жить по законам шоу-бизнеса, то есть давать зрителю шоу.

Но вместо живых людей мы видим роботов, которые с одинаковым набором фраз, что «мы будем играть на победу и приложим все силы к этому». Апофеозом таких интервью я считаю вот это, когда сам тренер уже понял, насколько все это бессмысленно и глупо, поэтому даже не стал договаривать

Но ладно, спортсмены консерваториев не заканчивали цитаты из фильмов братьев Люмьер не знают, может у нас просто хорошо относятся к футбольным болельщикам? С точки зрения нормального чемпионата, где клубы сами зарабатывают деньги, чтобы существовать, а не ходят на поклон к главам госкорпораций и прочих национальных достояний, болельщиков надо любить и уважать, ведь он тратит свое время и деньги, чтобы прийти на футбол. Фактически - это отношения клиента и специалиста, клиент платит, специалист оказывает услугу, старая схема.

Но только не у нас. У нас клиент должен доказать, что он не верблюд, и что раз он решил сходить на футбол, он уже потенциально опасный хулиган, а значит он должен надеть повязку с номерной нашивкой и сообщать о своих передвижениях в компетентные органы, то есть человек сам должен доказывать, что он ничего плохого не замышляет и еще благодарить, что чиновники дают ему такую возможность потратить собственное время.

Ну и конечно не стоит забывать про само содержание чемпионата с разными клубами с рекламами естественных монополий, трансферами за 50 тысяч рублей, звонками из кабинетов в другие клубы, кого нужно продать, а кого покупать нельзя, ну и прочими интересными вещами в виде отсутствия интриги.

И теперь, взглянув на все это великолепие, скажите, разве так уж не правы те юные ребята, которые вместо того, чтобы идти получать FanID лучше пойдут посмотреть на своего кумира из Ютуба? И вот мы переходим к третьему вопросу, что может дать медиафутбол традиционному.

Искренностью медиафутбол перекрывает большой футбол»: интервью с болельщиком  «Амкала» - Афиша Daily

Медиафутбол, который не живет в отличие от некоторых на бюджетные деньги, поэтому постоянно движется в их поиске, а чтобы твой продукт покупался, он должен постоянно совершенствоваться, а также должен нравиться зрителю.

Зритель во все времена хотел обратной связи и чувствовать сопричастность с кумиром. Даже когда у поклонников не было возможности написать в директ любимой звезде, они писали письма на радио и телевидение (погуглите, некоторым любимым артистам в месяц приходило по несколько мешков писем).

Медиафутбол дает такую обратную связь, они постоянно общаются с болельщиками, активны в интернетах, и в целом показывают, что зрители для них в приоритете.

Все это делается не только для поддержания связи, но и чтобы удержать внимание потребителя, сейчас не 1960 год, когда для счастья было достаточно радиорепортажа, с современными возможностями переманить внимание зрителя очень просто, достаточно лишь перестать напоминать о себе, и вот он уже смотрит монолог Мурада про примеры сестрам задеваешь.

Можно сколько угодно брюзжать, что у нынешней молодежи клиповое мышление, что фильм «Апокалипсис сегодня» или «Космическую одиссею 2001» они не выдержат, но это факт, и если ты хочешь что-то делать, надо учитывать условия, а не жаловаться на них.

Но даже несмотря на очевидность всех этих вещей обязательно найдутся идиоты, которые этому будут противиться. Один известный блогер, который любит повыпрашивать донаты на своих стримах, страшно полыхает, когда узнает, что какой-нибудь клуб устраивает коллаборацию с кем-то из интернетов. Видимо, проживание на чужие пожертвования притупляет понимание механизма зарабатывания денег, и чтобы деньги были в кассе, кто-то их должен принести, поэтому клубам нужны в том числе и молодые зрители, которые традиционно больше тратят, чем серьезные мужики, сидящие за монитором с банкой пива.

Обзор полуфинала Winline Медиалиги 2Drots и Амкала в Казани – посещаемость,  как прошел полуфинал Медиалиги Винлайн

Конечно же нужно сказать и о минусах медиафутбола, я их уже упоминал вскользь в начале поста. Поскольку медиафутбол только появился, он испытывает болезни роста, когда тамошние деятели пытаются делать абсолютно все по-другому, нежели в традиционном футболе, либо же делают это нарочито утрированно.

Возьмем речь Сибсканы перед матчем Амкал - Знамя. Ладно, я молчу, что в эфир попала ненормативная лексика, это привет профессионалам с МатчТВ. Сама речь выглядела наигранно, как в дешевом боевичке или как речь одного из персонажей рестлинга - постановочных боев, которые когда-то также потеснили традиционные единоборства.

Второй минус, это то, как нас сейчас пытаются окунуть с головой в мир медиафутболе. Нагучев и Адамян наперебой рассказывают истории про неких прокопов, сибскан, еще каких-то людей, а я ведь просто не знаю, кто это. Мой совет, начать хотя бы аккуратно вводить в курс дела зрителей, чтобы не начиналось отторжение, и это в том числе недоработка самих медиаклубов, могли бы профайл какой-нибудь для МатчТВ запилить, чтобы и зрители у телевизора понимали, кто вы и откуда, глядишь, и комментариев «ПАЧЕМУ Я ДОЛЖИН ЧИТАТЬ ПРА ЭТО?» будет поменьше.

Но, минусы эти поправимы и не выглядят критичными, поэтому всем тем, кто пытается до сих пор отрицать медиафутбол предлагаю просто расслабиться и наблюдать, теперь он от нас никуда не денется, и традиционный футбол сам виноват, что дал ему возможность вырасти до таких высот.

Что будет дальше? Сложно судить, возможно, часть медиаклубов вроде Амкала или 2Дротс уйдут во Вторую лигу, с другой стороны, зачем им ездить в Барнаул (кстати, кто вообще додумался поставить Барнаул в одну группу с московскими и подмосковными командами? Это еще один привет гениям из РФС к вопросу, почему традиционный футбол проигрывает ютуберам), когда им можно круглый год играть в Сокольниках.

Я знаю точно одно, если функционеры в РФС, чиновники и просто всякие эксперты не соберут остатки разума воедино и не увидят, на какое дно они загнали футбол традиционный, то не исключен тот факт, что это вам надо будет просить, чтобы медиакоманды сыграли в кубке, а не наоборот.