Переезд Джордана Хендерсона в Саудовскую Аравию вызовет тревогу в английском футболе
Не совсем это имел в виду Гарет Саутгейт, призывая английских футболистов расширять свой кругозор и рассматривать возможность переезда за границу.
Саутгейт был обеспокоен тем, что слишком много английских игроков довольствуются высокооплачиваемым существованием на задворках команды Премьер-лиги, в то время как за границей можно получить более конкурентоспособный, бодрящий и познавательный опыт. Рассмотрим Францию, Германию, Италию и Испанию, говорил он три года назад (и, на самом деле, еще за три года до этого, в 2017 году), не представляя, что его вице-капитан последует за золотой лихорадкой в саудовскую Про Лигу.
Другой стиль футбола? Определенно. Иной образ жизни? Конечно. Но Джордан Хендерсон готов отказаться от капитанской роли в «Ливерпуле» ради жизни в седьмой по силе команде Саудовской Аравии с контрактом, который при зарплате около £700 тыс. в неделю не столько устраивает, сколько поражает воображение.
Это шаг, который будет иметь серьезные последствия для «Ливерпуля» и который, как красноречиво написала Кива О'Нил, вызвал тревогу в ЛГБТ (и т.д.) сообществе, где Хендерсон ранее был наиболее заметным союзником в мужской игре, но это также шаг, который заставит зазвонить тревожные колокола в английском футболе.
Рано или поздно в Саудовскую Аравию должен был перебраться высококлассный английский игрок, но мало кто мог предположить, что это будет игрок, которому есть что терять, как в репутационном, так и в профессиональном плане, как Хендерсону.
Столько же, сколько Криштиану Роналду или Карим Бензема? В некоторых отношениях даже больше.
Роналду 38 лет, и после его резкого ухода из «Манчестер Юнайтед» он оказался свободным агентом, не имеющим реальных вариантов в Европе. У 35-летнего Бензема закончился контракт с мадридским «Реалом», хотя ему и было предложено выгодное продление.
Хендерсону уже 33 года, он переживает спад, но у него еще оставалось два года по контракту с «Ливерпулем». В отличие от Роберто Фирмино, который в мае покинул «Энфилд» как герой, он выскользнул из боковой двери.
Сам по себе предстоящий уход Хендерсона не имеет большого значения для Премьер-лиги и английского футбола в целом. Аналогично уходят Фабиньо и Фирмино из «Ливерпуля», Эдуар Менди, Калиду Кулибали и Н'Голо Канте из «Челси», Рияд Марез из «Манчестер Сити» (если сделка будет завершена), Алекс Теллес из «Манчестер Юнайтед» и Рубен Невеш из «Вулверхэмптон Уондерерс». Из этих девяти игроков только Фабиньо (всего лишь) и Невешу еще не стукнуло 30 лет.
Всё дело в том, скорее, что представляет собой данная конкретная сделка. Не просто игрок «Ливерпуля» и сборной Англии, а капитан своего клуба и вице-капитан своей национальной сборной. Не просто известный игрок, а тот, кто использовал свой авторитет и свою платформу во благо, выступая против гомофобии, дискриминации и несправедливости. Неудивительно, что многие шокированы или расстроены его переездом в Саудовскую Аравию, чья деятельность в области прав человека вызывает повсеместное осуждение.
Хендерсон пользуется огромным уважением в игре. Когда во время пандемии Ковид-19 Премьер-лиге и ПФА потребовалось возглавить решение вопросов, связанных с игрой на поле и вне его, именно игрок «Ливерпуля» стал «капитаном капитанов». Саутгейт имел в виду не только возраст Хендерсона, когда назвал его «старейшиной племени» в составе сборной Англии.
И в этом составе найдутся игроки, которые увидят, как он наравне с Канте, Бензема, Роналду и другими зарабатывает умопомрачительные даже по меркам Премьер-лиги суммы, и решат, что им тоже хочется немного такого, чего бы это ни стоило в их карьере.
Как минимум, Хендерсон поставил под угрозу свою карьеру в сборной Англии, ведь Евро-2024 не за горами. Саутгейт не закрыл дверь для его дальнейшего участия в сборной — более того, как сообщает The Athletic, менеджер сборной заверил его, что он будет рассматриваться в качестве кандидата в будущие команды — но даже больше, чем значительно уменьшившаяся роль Харри Магуайра в «Манчестер Юнайтед» в прошлом сезоне, переход Хендерсона в «Аль-Иттифак» грозит проверить его лояльность.
Роналду пока сохраняет свое место в сборной Португалии — тренер Роберто Мартинес в своей уникальной манере заявил, что переход игрока в «Аль-Насср» является положительным моментом для национальной сборной — но Хендерсон, при всем уважении, не Роналду.
И «Аль-Иттифак» — это не «Аль-Насср». Роналду будет играть перед большими аудиториями, вместе с Марсело Брозовичем, Секо Фофаной и, возможно, Садио Мане, и бороться за трофеи (включая Лигу чемпионов АФК, если удастся пройти через плей-офф).
Хендерсон, напротив, переходит в команду, которая в прошлом сезоне заняла седьмое место со средней посещаемостью 5561 человек, и чье крупное приобретение прошлого лета, бразильский нападающий Витиньо, забило три гола. Еще до подписания Роналду и Брозовича «Аль-Насср» имел семь игроков, которые играли на прошлогоднем чемпионате мира. У «Аль-Хиляля» их было 12. У «Аль-Иттифкака» ни одного.
Что касается бывшего партнера Хендерсона по «Ливерпулю» Фабиньо, то «Аль-Иттихад» в прошлом сезоне выиграл Саудовскую профессиональную лигу и, пополнив свой состав Канте, Бензема и бывшим форвардом «Селтика» Жотой, будет одним из фаворитов в борьбе за этот титул и за Лигу чемпионов АФК. Средняя посещаемость в прошлом сезоне составила 40 453 человека. На финальную игру, в которой они завоевали титул чемпиона, собралось 59 892 зрителя. И опять же, это совсем не то, что ожидает Хендерсона в Даммаме.
В футбольном плане Хендерсон остановился на том, что, как кажется некоторым из тех, кто его хорошо знает, выглядит предельной зоной комфорта. Он никогда не казался таким, учитывая, что всю свою карьеру стремился к успеху, подгонял себя и своих товарищей по команде. И именно это будет беспокоить Саутгейта, как и многих других представителей английского футбола.
Если Хендерсона удалось переломить, то кто может стать следующим?
При всей открытости Саутгейта, английский футбол исторически имеет непростые отношения с теми, кто осмеливается заниматься своим делом в других странах. Гленн Ходдл и Крис Уоддл были изгнаны из сборной, когда демонстрировали, возможно, лучшую форму в своей карьере во Франции в конце 1980-х и начале 1990-х годов соответственно; Стив МакМанаман выбыл из борьбы за место в сборной Англии, выигрывая трофеи в составе мадридского «Реала».
Но переезд в Саудовскую Аравию — это совсем другое дело. И вместо Ходдла, Уоддла или МакМанамана (или даже Джермейна Дефо, который не попал в состав сборной на чемпионат мира 2014 года, поменяв «Тоттенхэм Хотспур» на «Торонто», но позже был снова вызван в возрасте 34 лет после перехода в «Сандерленд»), возможно, ближайшим историческим прецедентом будет возвращение на семь с лишним десятилетий назад к делам Нила Франклина, Чарли Миттена и Джорджа Маунтфорда.
Франклин, великолепный защитник «Сток Сити» и сборной Англии, и Миттен, яркий вингер «Манчестер Юнайтед», были одними из звезд Футбольной лиги в 1950 году, когда, разочарованные ограничениями в оплате труда в Англии, они ушли в колумбийский клуб «Индепендьенте Санта Фе». Особым потрясением стал случай с Франклином, который отказался от участия в предстоящем чемпионате мира ради сделки, стоимость которой, по некоторым данным, превышает £60 в неделю, бесплатное жилье и гонорар за подписание контракта в размере от £2 тыс. до £3,4 тыс.
73 года спустя все это кажется скудным, но в то время, когда максимальная зарплата футболистов в Англии составляла £12 в неделю, эти суммы были такими же головокружительными, как сейчас деньги Саудовской Аравии.
Говорят, что по прибытии в Колумбию Франклин обратился к своим соотечественникам со словами: «Мы будем жить лучше, чем любой футболист в мире». Но «бунтари», как называли тех, кто уехал в Санта-Фе, стали изгоями — отчасти потому, что новая колумбийская лига не была признана ФИФА, а отчасти потому, что... ну, в общем, в английской игре принято свысока относиться к любым клубам, лигам или национальным ассоциациям, которые угрожают нарушить давно сложившийся порядок.
Как и следовало ожидать, то, что называли «Эль Дорадо», оказалось золотом для дураков. Франклин вернулся через три месяца и был дисквалифицирован на четыре месяца Футбольной ассоциацией и отстранен на неопределенный срок «Стоком», который в итоге продал его в «Халл Сити». Больше он за сборную Англии не играл. Миттен дольше оставался в Колумбии, но был дисквалифицирован ФА на шесть месяцев и отвергнут менеджером «Юнайтед» Мэттом Басби, который продал его в «Фулхэм». Он так и не смог преодолеть клеймо «бандита из Боготы».
Есть еще случай с Доном Реви, который в 1977 году ушел с поста менеджера сборной Англии и подписал четырехлетний контракт на сумму £340 тыс., не облагаемый налогом, чтобы возглавить сборную Объединенных Арабских Эмиратов. Один из обозревателей утверждал, что Реви заслуживает «кастрации».
Абсурдно, но ФА обвинила Реви в том, что он подрывает репутацию игры, и дисквалифицировала его на 10 лет. Несмотря на то, что бывший менеджер «Лидс Юнайтед» добился отмены запрета в Высоком суде, он больше никогда не работал в английском футболе.
Хендерсон не будет подвергнут такому обращению; самосознание ФА растет по мере того, как подрывается ее авторитет.
Кроме того, как ФА или Премьер-лига могут возражать против выбора игрока, если вместо того, чтобы бороться с проблемой «отмывания за счет спорта», они позволили этому явлению развиваться в английском футболе?
Если это не Премьер-лига, размахивающая руками при поглощении государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии и заместителем премьер-министра Объединенных Арабских Эмиратов, то это ФА, подписывающая меморандум о взаимопонимании с Катаром и внезапно прекращающая свое публичное противодействие выбору ФИФА в качестве хозяина чемпионата мира 2022 г. — обычно это совпадает с подписанием правительством Великобритании сделки, свидетельствующей об огромных инвестициях и расширении сотрудничества с данным государством.
Что еще почитать: ЛГБТ+ группа из Ливерпуля «потрясена и обеспокоена» потенциальным переездом Джордана Хендерсона в Саудовскую Аравию
Но в частном порядке люди, конечно, могут отнестись к решению Хендерсона свысока. Как ни один другой игрок, переехавший этим летом в Саудовскую Аравию, он будет обвинен в предательстве принципов и ценностей, которыми, по его словам, он дорожил. Как никто другой из известных новобранцев, он будет обвинен в том, что вообще отказался от участия в элитном футболе, перейдя не только в низшую лигу, но и в низшую команду в этой лиге.
И это, безусловно, не может не беспокоить Саутгейта, какие бы заверения он ни давал Хендерсону в частном порядке. Не только беспокойство по поводу того, что один из его старших игроков принимает такое понижение статуса в условиях приближающегося турнира, но и сигнал, который посылает этот шаг: игрока международного уровня, капитана одного из крупнейших клубов мирового футбола, признанного и восхваляемого как образцовый профессионал, можно убедить отвернуться от английского футбола со всеми его богатствами и престижем, чтобы перейти в саудовский клуб, средняя посещаемость которого в прошлом сезоне была больше, чем у 18 из 24 клубов Лиги Один.
Нынешнее поколение английских футболистов еще не знало ситуации, когда в другом месте можно заработать больше денег.
Другие лиги испытали разочарование от того, что их ведущие игроки ушли на задворки команды Премьер-лиги. Это культурный шок для английского футбола, когда один из его ведущих игроков ухватился за предложение, пусть и выгодное, присоединиться к одному из аутсайдеров лиги, о которой он раньше и не помышлял.
Да, существовала недолговечная китайская Суперлига, переход в которую даже рассматривал Уэйн Руни, когда его карьера в «Манчестер Юнайтед» подходила к концу, но в большинстве своем английские игроки в то время считались недосягаемыми. Все это было продиктовано определенными агентами, и ни одно из крупных английских агентств не получило повода попытаться вмешаться.
Но все изменилось с назначением в «Аль-Иттифак» Стивена Джеррарда и предложением, от которого Хендерсон, сменивший его на посту капитана «Ливерпуля» восемь лет назад, очевидно, считает невозможным отказаться.
Это свидетельствует о том, что ведущие игроки Англии, выражаясь языком биржи труда, открыты для работы — при условии, что им предложат богатство, превосходящее даже самые смелые мечты.
Автор: Оливер Кей (источник)
Фото обложки: Карл Ресин – Pool/Getty Images)
Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.
Ему 33,на мой субъективный взгляд, ещё год можно было провести в клубе, а в конце сезона с почистями уйти, но увы имеем, что имеем. А если п фактам то: игрового времени у него было бы мало, при несовсем уж низкой зп(в клубе),из-за этого страдала бы форма и критики было бы больше. А если не будет серьёзных травм по ходу сезона, игровой практики не было бы вообще, кроме как в кубках. А тут жирный контракт, под руководством Стиви, выбор очевиден.