16 мин.

Сгоняли на финал ЛЧ в Африке. В Марокко атмосфернее, чем у «Ман Сити» с «Интером»!

И опаснее.

«Фут тур рама» вернулась в Марокко – на финал Лиги чемпионов! Просмотр «Ман Сити» с «Интером» Филипп Кудрявцев тоже зацепил, но в центре нашего внимания — решающий матч африканского континента. В нем будет рубиться «Видад» из Касабланки — это клуб с, возможно, самой ядерной фанатской поддержкой в мире. 

Новое погружение в реалии марокканского футбола (которые очень напомнят российские) и криминала — в свежем выпуске Feel Football, а здесь версия с фото и текстом. Подписывайтесь на «Фут тур раму»!

На футбол в Марокко, тем более на «Видад» или «Раджу», советуют приезжать часа за три-четыре до начала. Фил припоздал, причина печальная, но типичная для местности: еще по дороге на стадион «Мохаммед V»  умыкнули телефон. Не последнее столкновение с криминалом в Марокко, к сожалению.

Тоска приглушается вплотную к «Мохаммеду V». Полтора часа до стартового свистка финального матча Африканской Лиги чемпионов с египетским «Аль-Ахли» — и перед матчем огромная толпень! Но внутрь арены еще успеем. Как думаете, что скрывается за этой жутковатой решеткой в окрестностях?

Подземный рынок! И вполне полноценный, хотя самая бойкая торговля, очевидно, была поутру. Где целый день бойко, так это в отделе живой птицой, который легко отыскать по вою и гоготанию.

Да, затариться свежайшими курицами в Марокко можно запросто. И даже вот такими гигантами — кажется, этот товарищ здесь заведует.

Перед матчем в торговых рядах можно прихватить разве что сигареты и семечки.

На «Мохаммед V» мы вернемся. После интервью местному телеканалу (микрофон выглядит так, будто прошел боевые действия) Фил отправляется брать интервью сам — у Амина Эль Амри из местной газеты Le Matin. По его словам, одна из первых картин, которая предстает перед обычным посетителем Марокко — играющие в футбол дети. В любой точке страны, даже отдаленно не подходящей для игры. Тут, у «Мохаммеда V», еще цивильно.

«Мы в порядке, но не можем конкурировать в футболе с теми, у кого есть ресурсы, деньги, – рассуждает о своей стране Эль Амри. – Успех в Катаре резко поменял общественное мнение. Мы поняли, что можем, и что нет смысла искать оправдания и не пытаться пробиться в финал каждого соревнования. Это видно и на уровне юношеских команд: они стали ставить себе самые высокие цели. Сборная U-17 впервые а 10 лет квалифицировалась на ЧМ — гигантское достижение. Команда U-23 в июне будет играть на Кубке Африки здесь в Марокко за выход на Олимпиаду в Париже». У «Видада» теперь тоже гора амбиций.

По словам Эль Амри, у самих фанатов «Видада» и его злейшего конкурента «Раджи» есть фанаты. Типичная картинка: человек приходит на стадион снять трибуны, а игру вообще не смотрят.

Долгий поход в Лиге чемпионов Африки часто не окупается – из-за расходов: «Нужно летать по всему континенту. Если бы у нас не было поддержки от федерации и государства... Команда из Марокко, которая выходит в плей-офф, в четвертьфинал, получает бесплатные чартеры на выездные матчи. Это огромная помощь: речь идет о 80–100 тысячах долларов за каждый выезд».

Амин уверен: обладай Африка ресурсами, как в Северной Америке, уровень футбола на континенте был бы даже выше, чем там.

А мы двигаем в Сале – только здесь, в пригороде Рабата, можно увидеть футбол хотя бы второй по значимости лиги. Все матчи первой, которые должны были начаться в одно время (в Марокко сезон тоже закончился в июне), отменили из-за участия «Видад» в АЛЧ. Вокзал резко контрастирует с типичной марокканской застройкой.

В Сале поездку на такси можно разделить с другим пассажирам — получается компактная маршрутка. Наш водитель топит за «Видад», а команду из своего города не слишком котирует. В отличие от атмосферы на стадионе.

Атмосфера нагоняет уже на подходе: Фила атакуют юные болельщики, лишь бы попасть в кадр. Знают, что их увидят миллионы — чтобы это случилось, обязательно поставьте лайк на канале «Фут тур рамы».

Стадион «Сале» начали строить в 80-х, а закончили только в 2006-м. За 250 рублей достанется место на одной из двух трибун, которыми располагает арена, и послушать пару сотен фанатов и их пронзительный свист. Спутать с арбитром проще простого!

Как объясняют местные, зрителей могло быть больше, если бы так не жестила полиция. По этой причине ультрас перевернули растяг, а Филу приходится аккуратно орудовать камерой. Люди в форме требуют разрешение на съемку на каждом шагу.

На искусственном газоне никто не паркует автобусов, и хозяева довольно зрелищно обыгрывают фаворитов. Одна из местных традиций — всучивать шарф встречному, футболистам «Сале» тоже достаются. Кидают с трибун и телефон для селфи, а Фил на время расстался с камерой. Стоило того!

Наш транспорт на обратную дорогу.

В такой обстановке заходит разговор о запрещенном: выясняется, гашиш употребляют не только зрители, но и футболисты. «Нехило курят. Увидишь: все курят в кофейне. Знаю только одного некурящего игрока», — делится инсайдами наш недавний сосед по трибуне. Хамза тоже футболист — и назавтра его команде «ФЮС Рабат» предстоит матч против команды, собственно, из Сале, откуда наш герой родом. «Я нихера не хочу играть! Хочу красную карточку на первой минуте!»

Кому вообще нужны клубы в Марокко, кто берется ими управлять? Чаще все это бизнесмены, «крестные отцы», как их называет тележурналист Эль Амри: «Они у нас до сих пор занимаются трансферами, ведут переговорами, договариваются со спонсорами — делают почти всю работу сами. То есть президенты — еще и главные исполнительные лица. На высшем уровне, в управлении, уровень до сих пор любительский. Так просто нельзя. Ты даешь деньги, но это не основание для принятия всех решений». 

Решения могут касаться и составов на матч, и тренировочного процесса: «Основные спонсоры оказывают давление на тренеров: заставляют их ставить тех или иных игроков. На них может вырасти ценник или потому что они заплатили за них большие деньги». 

Давят и фанаты: например, у финалиста ЛЧ «Видада» за сезон сменилось четыре тренера — в том числе по требованию фанатов. Пойти против них — огромный удар по репутации, но начинать клубу все приходится заново.

Единоличное управление лишает возможности нанять и менеджера-европейца — максимум тренера. Узкого круга советников патронам достаточно, новые департаменты и продуманный хантинг в Марокко не котируются. Одно из редких исключений — египетский «Аль-Ассиути», купленный приближенным к власти саудовской власти. Клуб тут же переименовали в «Пирамидс», а затем перепродали новому владельцу из Эмиратов.

За победу в полуфинале ЛЧ футболист «Видада» может получить 6–10 тысяч долларов. Такие деньги не светят, например, во французской Лиге 2. С другой стороны, шанс спрогрессировать там намного выше, чем в Марокко. Так что перед местными талантами очень сложный выбор.

Тем более, марокканцев все чаще манят супербогатые клубые Персидского залива. Прежде Эль Амри осуждал такие приоритеты, но теперь сменил мнение: «Это человеческий, естественный выбор. У большинства футболистов бедный бэкграунд».

Ничего не напоминает? Похоже ведь на российские реалии? Сейчас впечатление усилится: Амин указывает, как велико в марокканском футболе влияние государства. Телеправа — у госканалов, матчи показывают бесплатно. При том, что «Видад» и «Раджа» заметно популярнее остальных, а получают наравне с остальными участниками лиги.

Стадионы в Марокко — на балансе городов и минспорта, но хозяйство ведется посредственно. Например, «Мохаммеда V» лет пять назад реконструировали, но «сейчас мы узнаем о большом количестве дыр в бюджете во время реализации проекта», говорит Эль Амри. При этом дело не получает хода, застревая на разных этажах бюрократии. 

Амин снова показывает на толпы играющих в футбол детей и видит в этой любви потенциал Марокко: «Я знаю баскетболистов-профессионалов, которые обожают футбол и ходят на стадион на матчи!»

Мы в Старой Медине — месте притяжения ультрас «Видада» — в сопровождении русскоязычного болельщика Малека. Старая Медина когда-то была элитным районом, такой же статус обрел и сохранил «Видад». Теперь же здесь другой вайб.

Даже фанаты «Видада» просят не светить лица в кадре, по крайней мере перед матчем. Мы думали, что дело во вражде с «Раджей» — но Малек пояснил: дело опять-таки в полиции: «Много фанатов посадили из-за ничего. Так у нас в Марокко».

С Лео и Мурадом, фанатами «Видада», гуляем по Старой Медине и изучаем граффити. На самом деле творчеством в стиле «Видада» и его символикой разукрашена вся Касабланка.

А еще специально к финалу на каждом шагу растянуты красно-белые ленты. По-прежнему впечатляет, что в культурном сердце Касабланки такая плотная связь с футболом и конкретно «Видадом».

Снова уличный футбол. Тапки никак не мешают жонглировать, а теннисный мяч — играть в квадрат. Парни рассказывают, что лучшие условия для ребят, начинающих путь в футболе — маленькие площадки для игры 5x5: «Наш стадион — это улица. Чтобы прийти в профессиональный клуб в детстве, надо иметь богатую семью. Или поехать в Европу, жить там, а потом играть за Марокко».

За столом тут вполне обходятся без приборов.

А это мама и сестра Лео. Бесстрашно ходят на каждый матч «Видада»!

Чтобы попасть хотя бы на один, нужно преодолеть больше десятка кордонов. Чисто российский футбол двадцать лет назад, да?

«Магана» и «Фримижа» — каждый в Марокко, кто хоть что-то слышал про футбол, знают название трибун фанатов «Раджи» и «Видада», говорит наш приятель-журналист Эль Амри. «Когда мы были близки к тому, чтобы выйти на ЧМ в России, тренер сборной Эрве Ренар категорично и громко призвал к тому, чтобы играть решающие матчи в Касабланке. Атмосфера здесь вселяет страх в сердца соперников. Не знаю, можно ли ощутить этот вайб на других стадионах — но тут он на каждом матче».

И где ловить этот вайб, как не на финале ЛЧ! На трибунах «Мохаммеда V» дьявольский свист — фанаты «Сити» и «Интера» в Стамбуле на этом фоне просто тихони. Причина такого звукового сопровождения — на разминку вышел «Аль-Ахли». В течение игры свист возобновлялся, как только египтяне завладевали мячом.

Считали бы отсылку к «Властелину колец», если бы не растяг внизу?

А вот видадовский перфоманс во всей красе. 

Поддержку во время матча точно стоит увидеть на видео. Шум просто невероятный! А еще колоссальная плотность: если уж тебе повезло занять свое место, никуда не сдвинешься.

В первом матче финала «Аль-Ахли» выиграл 2:1, а гостевые голы в Африканской ЛЧ считаются. Перспектива минимальной победы усилила радость трибун, когда «Видад» открыл счет. Сумасшествие!

По такому поводу «Мохаммеда V» заволокло дымом от пирошоу.

На балконах и крышах соседних высоток атмосфера наверняка сопоставимая.

В перерыве — вечерний намаз.

А еще — очередная кража: Фил вдобавок к телефону лишился и бумажника. Как это было — смотрите в выпуске! 

Затем предстояло новое для «Фут тур рамы» приключение: поиски пропажи через полицию. С помощью приложение «Локатор» мы установили положение украденного айфона, вот только у самих сотрудников не имелось хотя бы одного телефона с интернетом на двоих. 

Вечером поиски прекратились — просто потому, что ходить по жилому зданию поздно вечером не может даже полиция.

На следующий день количество полицейских в деле о краже выросло, а телефон пришел в движение. Наша команда из десяти человек  — gang fighters brigade, по выражению шефа — гонялась по городу с грабителями. О ходе дела и его итогах расскажет сам Фил: поверьте, очень похоже на остросюжетный комедийный детектив в духе фильма «Такси»!

Спойлер: преследование привело даже в клуб единоборств.

А футбол находил Фила везде: в отделении полиции встретилось полно фанатов «Видада», там же во дворе ближе к вечеру разгорелся очередной спонтанный матч, а один из полицейских гордился именем Ашраф.

Несмотря на все неприятности, футбольный туризм в Марокко «Фут тур рама» рекомендует. В атмосфере бардака и хаоса на всех уровнях и во всех сферах дух игры здесь точно не затерялся. Марокко - однозначно футбольная страна, и в чем-то нам с нее даже стоит брать пример.

Чтобы в этом убедиться и увидеть Марокко в красках, врубайте видео!

ФУТ ТУР РАМА