Big in Japan. Азиатская история Сергея Алейникова
На дворе 2002 год. На деревенских каникулах в сельской библиотеке среди художественной литературы мне попалась автобиография выдающегося советского и белорусского футболиста Сергея Алейникова "И жизнь, и слёзы, и футбол...". В своей книге футболист, ещё не завершивший карьеру, красочно описывает изнутри карьерный путь в чемпионате СССР и Серии А. Биография Алейникова вышла в 1992, том самом году, когда он, проведя сезон в Серии Б за "Лечче" и заняв с ними место в середине таблицы, покинул Италию. У демотивированного, растерявшего форму и уставшего Алейникова, вероятно, было не одно предложение дальнейшего продолжения карьеры, но судьба завела футболиста на другой конец света - в Японию, в клуб "Гамба Осака".
Всем привет. Это проект «Футбольный Эмират» - ретро-футбол в персоналиях, клубах и трендах. И сегодня мы поговорим о японском этапе карьеры Сергея Алейникова - лучшего футболиста Беларуси 20-го века и бывшего полузащитника минского "Динамо" и туринского "Ювентуса".
В 1993 году образуется профессиональная футбольная лига Японии - J-лига. Руководство лиги нуждалось в опытных и популярных игроках, чтобы добавить престижа чемпионату и поставить его на "правильные рельсы". Звезды первой величины, по большей части, ехать в Японию отказывались, хотя в в стране уже играли, например, Зико и Гари Линекер. Зато было полно локальных звёзд категории "Б", именитых ветеранов и футбольных путешественников. В Джей-Лигу прибыли, например, Михаэль Румменигге и Пьер Литтбарски, Уве Ран и Рамон Диас, Уго Марадона и, конечно Сергей Алейников, ставший первым представителем экс-СССР в профессиональной лиге Японии. Сергей присоединился к клубу "Гамба Осака" ( "Гамба" в переводе с итальянского означает "нога", Осака - название города), основанному компанией Panasonic. Годом позже клуб из Осаки подпишет Олега Протасова и Ахрика Цвейбу, и в команде станет три представителя из стран бывшего СССР.
Первый сезон J-лиги проходил с 15 мая по 15 декабря 1993 года и проходил в два этапа. Алейников, не выходивший на поле в официальных матчах с мая 1992-го, никак не мог дебютировать за новый клуб и оставался вне заявки на матчи, пропустив весь первый этап чемпионата. Затягивалась и адаптация футболиста к стране - игрок испытывал дискомфорт от незнания языка и необходимости общаться "на пальцах" до землетрясений в его регионе. Дебют Сергея произошёл 4 августа 1993 года в матче с "Урава Редс", закончившийся победой последних, а наш герой в этом матче ничем не отметился. Однако в дальнейшем Алейников стал стремительно набирать форму, был безоговорочным игроком старта. Во второй части чемпионата-1993 он провел от звонка до звонка 15 матчей из 18 возможных, голов не забивал, но показал действительно отличную игру, правда это не помогло его клубу финишировать выше 7 места. Зато был вызван в сборную суверенной Беларуси, провёл за нее несколько матчей. В следующих двух сезонах Алейников играл всё чаще и влюбил в себя местную публику, несмотря на скромные результаты "Гамбы". Сергей получал, по его словам, "невероятное удовольствие от футбола и просто кайфовал", постоянно удивлялся количеству японок на футбольных матчах и их традиций болеть за конкретных игроков. Игрок познавал местную культуру и обычаи, и, хотя японский язык ему так и не покорился, Сергей с теплотой вспоминал время, проведенное в этой стране, особенно отмечая людей с их личными качествами, а также японскую кухню. Ещё один интересный факт из японского вояжа Алейникова - "смена" фамилии. Как известно, в японском языке отсутствует звук «л», поэтому Сергея в новом клубе именовали «Арейников».
В 1994-1995 годах Джей-лигу буквально наводнили качественные европейские и бразильские игроки, а также тренеры, например Арсен Венгер. Всё это существенно подняло уровень чемпионата и усилило конкуренцию.
Неудовлетворительные результаты клуба из Осаки приводят к смене тренера - начинается серия тренерских назначений-отставок: Кунисигэ Камамото сменяет немец Зигфрид Хельд. При нём результаты становятся ещё хуже и Хельда меняют на хорвата Йосипа Куже. Последний перестал считать Сергея твёрдым игроком основы, конфликтовал с ним и по итогу стал одной из причин ухода Алейникова из клуба. Сам футболист вспоминал о Куже так: "Это был не тренер, а... Ладно, обойдусь без резких слов. Раньше он занимался в клубе физподготовкой, и уже в то время я не соглашался с его подходами. Когда же он получил назначение на пост главного - старые, накопившиеся обиды тут же выплеснулись" .
Так сложилось, что при отличной игре в Японии, Сергей Алейников не выиграл ни единого трофея в этой стране. Утешением стали любовь болельщиков и щедрый гонорар за проведённые матчи. Да и статистически игрок не дал усомниться в своём классе - за 3 сезона провёл 91 матч и забил 16 голов.
После Японии Сергей Алейников достаточно долго не мог найти себе клуб, был обманут агентами и потерял много личных сбережений, но все же в 1996-м уехал в Швецию, чтобы провести невзрачные 5 матчей в чемпионате за Оддевольд. Карьеру игрока заканчивал в малоизвестных провинциальных клубах из Италии, там же и начинал как тренер. Непримечательная карьера "коуча" включала и работу в академиях "Ювентуса" и "Лечче", и недолгое присутствие на тренерском мостике Торпедо-Металлург (позднее - ФК Москва), и даже чемпионат Литвы. После 2014 года Алейников не тренировал, а сосредоточился на семейной жизни и участию в ветеранских турнирах.