Руди Гарсия не повторит успех Спаллетти, но сохранит «Наполи». Если не поссорится со всеми
Клещенок – о новом тренере чемпионов.
Судя по уходу Спаллетти, скудетто в Неаполе действительно весит как десять миланских. Лучано выгорел и взял перерыв.
«Наполи» же защитил проект, пригласив Руди Гарсию.
Не все приняли нового тренера. Руди выиграл Лигу 1 с «Лиллем», управлял «Лионом» и «Ромой», но никогда не работал с командой масштаба сегодняшнего «Наполи». Несколько месяцев назад его уволили из «Аль-Насра». По слухам, он не был даже четвертым выбором – его позвали из-за недоступности основных кандидатов и только по совету Карло Вердоне, актера и друга Де Лаурентиса.
Гарсия гарантирует прогресс в первых сезонах, но сдает на дистанции. Ему не хватало гибкости и плана В
Приязнь римлянина Вердоне неудивительна. Десять лет назад Руди Гарсия возглавил «Рому» и стартовал с 10 побед с общим счетом 24:1. И пусть впоследствии не добрался до титула, но подарил каждому романисте нечто бесценное – причастность к чуду. Хоть недолго, но они чувствовали себя самыми удачливыми болельщиками на свете.
Секрет был не столько в сплошных победах, сколько в их видимой неизбежности. Римляне разнесли «Болонью», «Верону» и «Наполи», забили три гола за тайм «Интеру» и легко выиграли в дерби. Ни случайностей, ни отскоков. Лишь тотальное превосходство.
«Рома» закончила сезон с рекордными 85 очками и местом сразу за ужасающим «Ювентусом» Конте. Но Гарсия не развил успех. В следующем году римляне снова стали вторыми, но уже с 70 баллами, а посреди третьего сезона его уволили – на промежуточном 5-м месте.
Случившееся не было случайностью – Гарсия всегда сдавал на дистанции. В «Дижоне» он стартовал с 4-го места, но в третьем сезоне закончил 8-м. В «Марселе» поднялся в четверку, но на третий год опустился до 1,61 балла в среднем за матч. И только в «Лилле» рос даже на третий сезон.
В каждом клубе прогресс упирался в потолок его метода. Тренеры преданы идеям, в которые верят, но Гарсия следовал своим до слепоты. Он не подстраивался под соперников, не менял игроков и не слышал помощников. Его оскорбляла даже возможность существования запасного плана. Переменам он предпочитал отставку.
Все это сопровождалось нежеланием исправлять выявленные недостатки. Команды Гарсии с трудом возвращали мяч, застревали в позиционных атаках и редко находили решения против соперников выше классом. «Марсель» ни разу не победил клуб из топ-3 Лиги 1. «Рома» всего раз обыграла «Ювентус».
Однажды Гарсия отошел от догм – перешел на гибридную 3-5-2 и забрался в полуфинал Лиги чемпионов-2019/20. Что его мотивировало, сказать сложно. Раньше плей-офф не вдохновлял его на продуманные адаптации. Неаполитанцам стоит надеяться, что это был признак роста – иначе у клуба будут те же проблемы, что у других проектов Гарсии.
Гарсия – жесткий мужик с длинной историей конфликтов. Скучно не будет
На переговорах с «Ромой» Руди Гарсия хлопнул кулаком по столу и моментально прекратил торг: или по-моему, или никак. На первой встрече с фанатами потребовал, чтобы они поддержали команду – и увел Тотти из зоны для автографов, когда получил отказ. На первой тренировке крикнул ультрас: «Кто свистит, тот за «Лацио». На одной из первых пресс-конференций назвал «Лион» «Марселем».
Гарсия использует конфликты, чтобы завести команду и замкнуть критику на себе. Но все меняется, когда начинаются поражения. Руди нападает на судей, владельцев и бога, если придется, винит всех, кроме себя. Он создает атмосферу, в которой победы становятся его заслугой, а неудачи вызваны чужими ошибками. Фанаты «Лиона» называли его «ограниченным адептом теории заговора».
В конце концов это приводит к войне со всем миром – обычно именно так заканчивалась побывка француза в каждом клубе. Жуниньо Пернамбукано праздновал, когда заманил Руди в «Лион». Двух неполных сезонов хватило, чтобы разочароваться: «У нас был отвратительный опыт совместной работы. У Гарсии самый скверный характер из всех, с кем я пересекался в футболе. Ему без разницы, как дела у команды, каковы настроения в раздевалке. Ему важно оставаться в центре внимания, даже если проект в кризисе. Он везде ищет выгоду».
Впрочем, «Наполи» тоже выиграет от сотрудничества – по крайней мере, сначала.
Гарсия – хороший выбор вместо Спаллетти. Его назначение упростит продажу Осимхена
Две недели назад Аурелио Де Лаурентис сказал: «Я выбираю из 40 тренеров, проверяя, подходит ли они для игры в 4-3-3 с высокой линией обороны и активной атакой. Схема должна быть 4-3-3, без вариантов».
О том, что у владельца «Наполи» пунктик на 4-3-3, известно давно. Поэтому приглашение Гарсии неудивительно. Руди никогда не признавал себя последователем Кройффа, но всю карьеру ставил модули с естественными треугольниками по всему полю. В зависимости от команды он выбирал базовые 4-3-3 или 4-2-3-1, к которым в последние пару лет добавил 3-4-3.
Ключевое отличие от Спаллетти – в количестве автоматизмов: Гарсия меньше программирует игру на чужой половине. Француз предпочитает динамичное взаимодвижение в первой линии, которое упрощает адаптацию к разным версиям прессинга, и сольные импровизации в нападении. Это усложняет взлом автобусов, но облегчает работу с техничными вингерами и творцами: Руди раскрыл Жервиньо, Азара, Пайета, Товена, Пьянича, Стротмана и Ауара.
Отказ от автоматизмов вовсе не означает обязательной гибкости. Гарсия догматичен. В его стиле есть повторяющиеся детали:
1. Вертикальный футбол с вытянутыми треугольниками, которые создают разрывы и упрощают циркуляцию мяча. Спаллетти создавал такой же рисунок другими методами – движением от соперника, а не в треугольниках;
2. Активный контрпрессинг, который после неудачи переходит в средний прессинг – без включения форвардов;
3. Ложные и глубокие девятки – на уровне предпочтения, а не принципа. В «Роме» в центре играли Тотти, Ляйич и Пьянич, в «Марселе» Окампос, в «Лионе» Депай. Гарсия играл и с чистыми завершителями, но его лучшие проекты всегда строились на атипичных нападающих.
В этом плане любопытно его сотрудничество с Осимхеном. Нигериец прикрывал недостатки Спаллетти против автобусов и одновременно усиливал атаку пространства. И для Гарсии сделает то же самое, но чисто стилистически французу ближе Распадори. Возможно, назначение Гарсии одновременно страховка на случай трансфера – новый тренер обойдется без Виктора.
При этом «Наполи» неизбежно потеряет в остроте контратак и игре в воздухе, но приобретет в плавности и точности владения: Распадори полностью преображает команду;
4. Атакующие фулбеки и ложные вингеры. Во всех клубах Гарсия одинаково ставил работу флангов. Вингеры либо смещались на полуфланги, либо забегали за спины, а ширину создавали крайние защитники. Такой подход идеален для «Наполи». Руй, Дзаноли, Ли Лоренцо и Хвича будут играть в свой футбол. Лосано, возможно, даже прибавит: он классно открывается за спины, но неаполитанцы пока не использовали это на постоянной основе;
5. Даже в 4-3-3 Гарсия использовал двух распасовщиков – второй скрывался за ролью восьмерки. В «Роме», например, он варьировал Де Росси с Пьяничем или Стротманом. Из-за этого его модули чаще напоминали 4-2-1-3.
Спаллетти так же использовал Лоботку и Ангиссу – но, напомню, строил владение другими методами. У Лучано распасовщики провоцировали давление и продвигали мяч в раскрывшееся пространство. У Гарсии они связывают игру, создавая треугольники в разных зонах.
***
Де Лаурентис редко ошибается в тренерах, и назначение Гарсии показывает причину. «Наполи» выбрал тренера, которые проповедует те же принципы, что и его предшественник, но достигает их другими тактическими настройками. Команда освежится, не изменившись внешне.
Это не значит, что неаполитанцы снова возьмут скудетто – даже Спаллетти не повторил бы прошедший сезон. Но они избегнут встряски, почти неизбежной с уходом создателя такого масштаба. Если учесть, что эта команда уже выдала максимум, Аурелио сделал единственный правильный выбор – застраховался от рисков вместо погони за невозможным.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Успех «Наполи» – сказка в квадрате. Именно за такие истории мы любим футбол
Фото: globallookpress.com/Alessandro Garofalo, Julian Finney, Maurizio Borsari
Уход Кима неизбежен, но год назад его особо никто и не знал. Команда может хорошую замену найти.
А Осимхен меньше чем 120 не уйдёт. И тут можно ре инвестировать грамматно в состав.
Хватит ванговать.
Хотелось бы чуть больше конкретики, в чем это выражалось непосредственно для клуба. В том, что один продолжал дело другого, но с иными инструментами реализации?
До Лучано клуб тренировал Гаттузо, им фанаты остались не очень довольны, если я правильно помню. Анчелотти тоже не очень впечатлил, равно как и Бенитес. Речь про избирательность Аурелио ведь шла именно про таких тренеров, как Сарри, Спаллетти, и Маццари? Тогда получается размен в 50 на 50.