8 мин.

«Если клуб разорится, вы не вернете деньги» — инвестиции болельщиков в свои клубы

На фоне неудачи в плей-офф Лиги 1, «Болтон» получил приятный бонус. Клуб, стремящийся достичь выхода в Чемпионшип, обратился к своим болельщикам за финансовой поддержкой и в течение недели собрал 3,5 миллиона фунтов, чтобы ускорить свои темпы клубного развития.

Этот фонд получил название «Wanderers Bond». Клуб определил его как «захватывающую возможность» инвестировать в клуб и предложил болельщикам приобрести пятилетние облигации по минимальной цене - 500 фунтов. Взамен болельщик бы получил привлекательную годовую процентную ставку в размере 8,5%, а также 10-процентный бонус, если «Болтон» станет клубом Чемпионшипа в 2024-2025 годах. Звучит прибыльно, однако это инвестиции с высоким риском, и у вас нет гарантий, что владельцы останутся добросовестными в ваших взаимных обязательствах.

Тем не менее болельщиков такая перспектива не пугает. «Болтон» полдтвердил, что многие фанаты согласились расстаться с деньгами в течение периода приоритетных инвестиций, прежде чем другие присоединились к периоду государственных инвестиций, который остается открытым. Среди них вложивший 250 000 фунтов стерлингов в Wanderers Bond - Дуги Мерсер, владелец компании Toughsheet, которая скоро станет спонсором стадиона. Первоначальная сумма финансирования «Болтона» в размере 4 миллионов была достигнута быстро, что гарантирует, что теперь у них есть ресурсы для начала ряда капитальных проектов, включая модернизацию тренировочной базы и стадиона.

«Как всегда, в каждом решении, которое мы принимаем, мы исходим из наилучших интересов клуба, и мы надеемся, что эта связь предложит болельщикам новый и захватывающий способ дальнейшего общения с «Болтоном» и внесения вклада в будущее клуба», — сказал в заявлении исполнительный директор Нил Харт в момент запуска проекта.

«Болтон» присоединился к растущему списку клубов EFL, получивших финансовую поддержку от своих болельщиков в форме облигаций, предлагающих получение прибыли в течение фиксированного периода. Первопроходцем был «Стивенидж», когда в 2017 году собрал 500 000 фунтов на строительство новой трибуны. Год спустя «Норвич» получил 5 миллионов фунтов на строительство нового здания академии.

Затем болельщики «Куинз Парк Рейнджерс» вложили 6,8 миллиона фунтов в течение 10 дней, чтобы профинансировать новую тренировочную площадку. В следующем году пришла очередь «Питерборо», который смог собрать 2,5 миллиона для новой зоны отдыха и спорт-бара около стадиона.

Tifosy, консультационная фирма по спортивным финансам, курировала все эти проекты. Они являются посредниками, действующими под эгидой Управления финансового надзора (FCA), но не дают никаких гарантий тем, кто инвестирует. Доверие к владельцам клуба предусматривается, как и то, что неликвидные, незащищенные инвестиции могут в конечном итоге оставить вас без денег.

Футбольные клубы предпочли бы не брать взаймы у своих же фанатов, но именно грехи их отцов отправили их на этот путь. Клубы, попадавшие в беду, слишком часто разоряли банки, а занимать деньги у традиционных кредиторов стало обременительно. Клубы Премьер-лиги застрахованы, имея возможность заключить соглашения с такими компаниями, как Macquarie и MSD, но даже эти кредиты, иногда с процентной ставкой до девяти процентов, обычно закладываются под огромные будущие доходы от телеправ.

Таких богатств нельзя найти в EFL, где в последние годы несколько клубов боролись за своё выживание. В 2019 на грани вымирания оказался и «Болтон», который спасли их нынешние владельцы Football Ventures. Банки не без оснований стали опасаться неотъемлемых рисков, присущих футболу.

«Уимблдон», полностью принадлежащий своим болельщикам, в конце 2019 года узнал, что не может получить кредит, который был необходим для завершения строительства стадиона. Дыра в бюджете в размере от 7 до 10 миллионов грозила продажей пакета акций клуба, пока группа фанатов не разработала схему облигаций, которая в конечном итоге была реализована с привлечением 9 770 904 фунтов.

«Казалось, что в тот момент клуб был в опасности», — объясняет Чарли Тэлбот, один из четырех фанатов, которые первыми организовали Plow Lane Bond через Dons Trust. «Не достроить стадион было бы катастрофой.

«Мы чувствовали, что есть спрос на финансирование со стороны наших фанатов. Это была довольно беспокойная первая встреча, но через три или четыре дня мы поняли, что стоит попробовать. Четверо из нас создали его в декабре (2019 года), и за шесть недель он принес 5 миллионов фунтов стерлингов.

«На тот момент это была самая крупная разовая облигация, созданная футбольным клубом, и это означало, что мы могли продолжать строительство стадиона. Мы получили промежуточный кредит на финальную часть, но впоследствии убрали его со вторым выпуском облигаций. Первый раунд составил 5,6 миллиона фунтов стерлингов, второй раунд - 4,1 миллиона фунтов стерлингов.

Облигация Plow Lane Bond имела огромный успех и стала причиной того, что «Уимблдон» смог пустить корни на новом стадионе. Альтруизм, а не личная финансовая выгода, был мотивом для присоединения к проекту, и каждый инвестор мог установить свои собственные процентные ставки. Первоначальное предложение облигаций давало выбор процентной ставки от нуля до четырех процентов, и если инвесторы не желали ничего взамен, процент, выплаченный на эти первые 5 миллионов фунтов стерлингов, составлял 2,7 процента. Некоторые из проданных облигаций были даже рассчитаны на 20 лет.

Это, по сути, иллюстрирует, почему так много болельщиков предпочитают игнорировать риски, связанные с облигациями. Эмоциональная связь — вот что привлекает инвесторов. Будь то финансирование новой тренировочной базы, академии или стадиона, есть готовность помочь своему клубу, когда он попросит. Было подсчитано, что только пятая часть облигаций, продаваемых по схемам Tifosy, достается инвесторам, не являющимися фанатами.

«У нас была экзистенциальная проблема, — добавляет Талбот. «Когда мы выпустили первоначальную облигацию, ни один банк не одолжил нам денег. Банки ненавидят футбол, и это понятно. У этой индустрии ужасный послужной список. Вы должны четко понимать, каковы потенциальные риски. Вы должны знать, что если вы пойдете к любому независимому финансовому консультанту и скажете, что хотите это сделать, все они скажут: «Абсолютно нет».

Мы обратились к Алану Ли, бывшему игроку сборной Ирландии, а ныне полностью квалифицированному консультанту Bexley Independent Financial Services, с вопросом: схемы облигаций футбольных клубов: хорошо это или плохо?

«На этот вопрос нельзя ответить «да» или «нет», — говорит Ли. «Как финансовый консультант, я бы не советовал клиентам инвестировать в эти схемы. И по ряду веских причин.

«Они не являются частью Схемы компенсации финансовых услуг (FSCS). Они очень неликвидны, поэтому, даже если вы можете торговать, если что-то пойдет не так, стоимость того, что вы держите, резко упадет. Вам будет очень трудно его продать.

«Я смотрю на то, что они обычно выплачивают, и это около восьми процентов. Вы сравните это с легкодоступным сберегательным счетом, и вы можете увидеть 4,25% в настоящее время. Но с этими 4,25% риска нет. Все, что меньше 85 000 фунтов стерлингов на банковском счете, покрывается государственной FSCS.

«В случае залога существует риск того, что, если клуб разорится, вы не получите обратно эти деньги. Вы рискуете своими деньгами.

«Но за всем этим стоит точка зрения фаната. Как фанат, вы могли бы сказать: «Знаете что, я хочу помочь своему клубу и внести 500 фунтов стерлингов.» Вы были бы готовы признать, что это не покрывается и это рискованно, но вы делаете доброе дело для своего футбольного клуба.»

Весной 2018 года «Норвич» запустил свой проект, пообещав построить ультрасовременную академию на своей тренировочной базе. Первоначальная цель в 3,5 миллиона фунтов была достигнута в течение нескольких недель благодаря тому, что почти 700 фанатов пожертвовали от 500 фунтов. «Норвичу» даже пришлось отклонять заявки на облигации, как только был достигнут верхний порог.

И вряд ли эта история могла бы желать более счастливого конца. В следующем же сезоне «Норвич» вышел в АПЛ в качестве победителя Чемпионшипа под руководством Даниэля Фарке, что привело к 25-процентному бонусу сверх годовой процентной ставки, который включал пять процентов наличными и три процента клубным кредитом.

Это означало, что фанат, вложивший 1000 фунтов, получал обратно 1250 фунтов, а также 80 фунтов в виде процентов. То, что изначально планировалось как пятилетняя облигация, было погашено за счет непредвиденной прибыли клуба от АПЛ чуть более года спустя.

Софи Лени, фанатка «Норвича» с 50-летним стажем, была среди тех, кто без колебаний инвестировал. «Я знаю, что, как и всегда в таких случаях, ваш капитал в опасности. Другое дело было в том, что это был действительно хороший способ поддержать клуб; сделать то, что они, вероятно, могли бы сделать вовремя, но с моей помощью сделали быстрее».

«Я поверила, что они не подведут своих болельщиков, потому что это было бы очень плохо с точки зрения доверия. Я не могла подумать, что это вообще возможно».

Вместе с тем это вопрос веры в тех, кто стоит у руля. В конечном итоге именно их действия будут определять, насколько надежными станут инвестиции в течение пяти лет.

Сможет ли клуб — будь то «КПР», «Питерборо» или «Болтон» — расплатиться с держателями облигаций, когда придет время? Например, для схемы на 4 миллиона фунтов стерлингов под 8,5% потребуется передать инвесторам 5,7 миллиона фунтов стерлингов в течение пяти лет. Добавьте рекламные бонусы, и ответственность снова возрастет.

«Для клубов это очень дорогой способ собрать деньги, и если бы это можно было сделать иначе, они бы сделали это дешевле», — говорит Ли. «Я бы посмотрел на причины, по которым любой клуб пытается получить инвестиции от своей фан-базы. Если это должно покрыть текущие обязательные расходы, это меня беспокоит.

«Но если они используют его для капитальных проектов, будь то инвестиции в тренировочную базу или стадион, у меня будет другое мнение. Тогда болельщики по понятным причинам видят в этом шанс помочь своему клубу».

И схемы облигаций, несомненно, помогли. У «Уимблдона» новый стадион благодаря ним. «Норвич» построил академию, которая будет служить им десятилетиями. «Болтон» тоже пообещал использовать свои новые доходы на благо клуба. Однако за благими намерениями стоит строгая оговорка, что теоретически каждая копейка может быть потеряна.

«Если вы уверены в владельцах своего клуба и доверяете им, это может быть шагом вперед», — говорит Талбот. «Но вы должны быть абсолютно уверены.»

Главный вопрос: В случае, если владельцы разорятся, кто станет отвечать по обязательствам перед инвесторами? Можно подумать, что новый владелец будет этому сопротивляться. Это не будет его проблемой.