Катаргейт. Кто и как покупал ЧМ-2022
1. Интересы Николя Саркози и Мишеля Платини
О том, что Платини голосовал за Катар под давлением бывшего президента Франции Николя Саркози, газета The Guardian уверенно писала еще после выборов в Цюрихе – правда, за этим последовали дежурные опровержения, и история забылась. Вчера же она получила новую, гораздо более скандальную жизнь. France Football выяснил, что 23 ноября 2010 года Саркози, Платини, шейх Тамин бин Хамад Аль-Тани и Себастьян Базен (представитель Colony Capital, которая тогда владела «ПСЖ») провели тайную встречу в Елисейском дворце, на которой договорились о выгодной сделке: Платини забывает о желании голосовать за США и отдает голос Катару, а шейхи в ответ покупают любимый клуб Саркози «ПСЖ» и вкладывают деньги в медиагруппу Lagardere, чтобы вытеснить с рынка неугодный президенту Франции Canal+. Помимо прочего, катарские олигархи пообещали инвестировать в крупнейшие французские компании, формирующие индекс CAC 40. Саркози устроили эти условия, и в беседе с Платини он намекнул, что поддержать дружеское государство просто необходимо. Итог – во всех четырех турах Платини голосовал за Катар.
2. Пошел ли Блаттер на сделку с Катаром из-за Бин Хаммама?
Опальный функционер Мохамед Бин Хаммам, пожизненно отстраненный от всякой работы в футболе за попытку покупки голосов на выборах президента ФИФА, активно сотрудничал с катарскими бизнесменами. Еще в 2008 году он несколькими траншами получил солидные 14 миллионов евро. Как рассказал бывший глава департамента ФИФА по маркетингу Гвидо Тоньони, в благодарность за отличную работу во время предвыборной кампании катарские шейхи были готовы поддержать кандидатуру Бин Хаммама на выборах президента ФИФА: «Весной 2011-го Катар поддержал Бин Хаммама, и Блаттер испугался этого соперничества. В итоге за несколько дней до выборов президента какая-то группа людей была готова на специальной конференции рассказать о нарушениях, связанных с тем, как Катар получил ЧМ-2022. Кандидатура Бин Хаммама была срочно снята, и эту конференцию отменили. Никто ничего не рассказал. Заключил ли Блаттер сделку с катарцами? Резонный вопрос. Могу лишь сказать, что знаю о неформальной встрече Блаттера с одним из шейхов в штаб-квартире ФИФА».
3. Активная покупка голосов в Африке
Покупка голосов в Африке обходилась Катару гораздо дешевле, чем во Франции: глава Африканской конфедерации футбола (КАФ) Исса Хаяту и ивуарийский член исполкома ФИФА Жак Анума согласились поддержать заявку за 1,5 миллиона долларов. В КАФ на эти обвинения ответили резко: «Мы не собираемся комментировать старые домыслы, не подкрепленные фактами». France Football же выразил готовность передать все свои сведения ФИФА.
Анума и Хаяту были далеко не единственными, с кем договаривались представители катарской заявки. Члены исполкома ФИФА Амос Адаму и Рейнальд Темари, которых лишили права голоса в ноябре 2010 года, тоже были завербованы Катаром, хотя это так и не было подтверждено официально. Например, Адаму, хоть и не смог поучаствовать в выборах, получил от азиатов 500 тысяч долларов «на строительство четырех полей с искусственным покрытием». При этом раньше правительство Нигерии обязало его бороться с коррупцией в местном чемпионате.
Еще один пример изящной работы с африканскими выборщиками – помощь в организации конгресса КАФ. Катарские бизнесмены стали спонсорами съезда и заплатили организации 1,25 миллиона долларов. Взамен они получили эксклюзивный доступ к четырем нужным членам исполкома ФИФА и именно там договорились с египтянином Хани Абу Рида.
4. Подкуп Аргентины, Испании и опального Бин Хаммама
Одной из самых затратных операций катарского оргкомитета оказалось налаживание контакта с вечным президентом аргентинского футбольного союза (AFA) Хулио Грондоной. Так, Катар согласился перечислить AFA 78 миллионов долларов, чтобы помочь ей справиться с серьезным финансовым кризисом. Грондона долго возмущался обвинениями в коррупции, а суды по-прежнему не дали разрешения на изучение выписок с банковских счетов 81-летнего функционера в США, Швейцарии и Люксембурге.
Еще более неожиданной выглядит история президента Федерации футбола Испании Анхеля Вильяра, которого называют чуть ли не будущим преемником Блаттера. Когда Испания и Португалия думали, как справиться с давлением российской заявки, к Вильяру вежливо обратились из Катара и предложили обменяться голосами, при этом заработав деньги на проведении матчей сборной Испании в Дохе. Стороны ударили по рукам, но от сделки, в которой не были замешаны миллионные взятки, выиграл только Катар – Вильяр же, по данным France Football, был в ярости, но так и не решился рассказать всю правду.
5. Какое отношение к покупке голосов имеет детская академия Aspire
Глобальная детская академия Aspire – часть стратегического госплана, по которому к 2030 году катарская нация должна стать гораздо более спортивной и выйти на новый уровень развития. Филиалы академии открыты в 14 странах, а скауты ежегодно просматривают по два миллиона юных спортсменов в Азии, Африке и Латинской Америке – делается это, в частности, и для усиления сборной на домашнем ЧМ-2022. Возглавляет академию Aspire бывший директор «Реала» по стратегическому планированию Иван Браво.
Задумка катарских властей выглядит очень привлекательно, но, как удалось узнать France Football, все не так просто – детский проект замешан в политических процессах. Сомнения вызвали пять филиалов академии в Нигерии, Кот-д’Ивуаре, Таиланде, Гватемале и Парагвае, через которые члены катарского оргкомитета могли тайно передавать деньги нужным членам исполкома ФИФА (3 проголосовали за Катар, 1 был снят с выборов за коррупцию, 1 отдал голос США).
6. Позиция ФИФА после выборов
В августе 2012 года ФИФА официально объявила о начале расследования итогов выборов ЧМ-2018, ответственным за сбор подозрительных сведений стал Майкл Гарсия – бывший прокурор США, курировавший борьбу с экономическими преступлениями и терроризмом. По итогам первых месяцев работы американец сказал: «Работы больше, чем я предполагал». Впрочем, единственным общеизвестным результатом этой работы остается курс на гласность: «Профильный комитет уже получил все обвинения, публиковавшиеся в СМИ, и проанализирует их. Майкл Гарсия готов рассмотреть любую информацию по поводу выборов», – говорится в бодром сообщении на сайте ФИФА.
Бонус
1. Когда пройдет ЧМ-2022 – летом или зимой?
В ходе расследования France Football выяснил, что две швейцарские юридические фирмы уже ищут законные основания для возможного переноса ЧМ-2022 на зиму. Мишель Платини уже давно твердит, летом в Катаре играть будет практически невозможно: плюс 50 на палящем солнце – совсем не то, что нужно футболистам. Оргкомитет турнира уже обещал создать специальные искусственные облака, установить мощнейшие системы охлаждения на стадионах, но все это вряд ли поможет, если проявит политическую волю сам Блаттер. В конце-концов, при подаче заявки на проведение летней Олимпиады 2020 года Катар был готов провести Игры не летом, а в октябре, когда станет немного прохладнее.
2. «Блаттер хотел провести ЧМ-2022 в США»
Бывший глава департамента ФИФА по маркетингу Гвидо Тоньони: «На самом деле, Блаттер хотел, чтобы ЧМ-2018 прошел в России, в 22-м году – в США, а в 26-м – в Китае. Но заявку Катара так активно лоббировали, что он поменял решение и отступил. Я никогда не видел, чтобы страна прилагала столько усилий, чтобы стать глобальным лидером».
Нам что стадионы новые не нужны? Аэропорты, дороги?
Нет лучше "Старая Добрая Англия" ЧМ проводит, а мы в своем старом дерьме посидим. А деньги опять отправлять в Америку, поддержать их экономику. Так ведь оно лучше будет? Не правда ли товарищи хомячки?
=================
Я когда вижу в инете популярность темы про "народные деньги", удивляюсь, как это у нас коммунисты выборы выиграть не могут... Да и вообще, чего вдруг Союз распался, при такой-то поддержке