«Нас достала ситуация на трибунах». Как РФПЛ будет работать с фанатами
Маленькая комната на третьем этаже Дома футбола забита главными лицами российского футбола: Карпин и Смородская смеются, участники медиавойны Соловьев и Митрофанов сосредоточенно смотрят по сторонам. Собрания с таким составом никогда не бывают формальными – во вторник РФПЛ решила экстренно выяснить отношения с фанатами. Напряжение и тяжесть момента накладываются даже на лояльных охранников, которые просят лишний раз не ходить по коридорам.
Следующие два с половиной часа проходят в загадочном молчании – с третьего этажа доносится только пара слов об инициативе Карпина по дисквалификации гостевой трибуны «Арены Химки». Первым с совещания выходит президент «Динамо» Соловьев – он держит в руках толстую белую папку и загадочно ходит по коридору с телефоном у уха. Генерал-лейтенант ФСБ хранит молчание и не рассказывает об итогах совещания вплоть до прихода Прядкина. Об одном из решений удается узнать только от гендиректора «Анжи» Казиахмедова: «Билеты будут продаваться по паспортам». Это почти революция. Но дальше все только интереснее.
– Эпизод с Шуниным стал высшей точкой кипения, – докладывает буквально через пять минут Прядкин. – Наверное, нас всех действительно достало то, что происходит на трибунах.
РФПЛ неожиданно показывает себя очень импульсивной и решительной организацией. Руководство лиги по пунктам зачитывает жесткие требования: 1. Билеты в гостевые сектора должны продаваться только гостевыми командами; 2. Все билеты продавать только по паспортам; 3. За поведение болельщиков можно дисквалифицировать отдельные фанатские трибуны – команды остаются без голосовой поддержки; 4. МВД стоит жестче работать с фанатами и активнее возбуждать уголовные дела, чтоб неповадно было.
Прядкин берет непродолжительную паузу и, пока все осмысливают услышанное, добавляет: «Принять все эти решения может только исполком РФС». Впрочем, когда ситуация припирает к стенке, система может работать на удивление быстро и изворотливо – тут же выясняется, что РФС может пойти на уступки и подписать все поправки уже завтра, на обычном бюрократическом мероприятии – «бюро исполкома».
Максим Митрофанов, который за последние дни стал едва ли не главной медиаперсоной премьер-лиги, на этот раз удивительно спокоен. Глава «Зенита» говорит тихо, уходит от прямых вопросов и делает все, чтобы выглядеть дипломатично – ни одного резкого слова за полчаса.
– Премьер-лига не является КДК РФС. Мы собрались не для того, чтобы принять какое-то решение по матчу с «Динамо». Вражды с «Динамо» у нас нет. Если у вас есть вопросы по повестке заседания, то задавайте.
Митрофанов не требует технического поражения «Динамо», но активно настваивает на том, что в будущем поведение фанатов не должно влиять на результат матча. Эту мысль гендиректор «Зенита» повторяет несколько раз, но наиболее эффектно она звучит в изначальном варианте: «Мы за справедливое решение в части верификации наказаний и неприменения самого жесткого наказания априори». В облегченной версии посыл менеджера звучит предельно понятно: «Не надо всегда судить по всей строгости регламента, давайте искать причины».
Буквально через несколько минут Митрофанов, ссылаясь на скорый отъезд в Петербург, выходит из Дома футбола. До компромисса между «Динамо» и «Зенитом» по-прежнему далеко, поэтому Геннадий Соловьев тоже предпочитает не вспоминать нашумевший инцидент и неожиданно углубляется в проблемы воспитания: «Что значит «Русские, вперед»? Что значит мат на триубнах? Это вопросы воспитания. Надо начинать работу со школьной скамьи и семьи». До таких глубоких выводов РФПЛ, кажется, еще никогда не доходила.
Стараясь держаться объективным и не скатываться до личных оценок, Соловьев все-таки наносит укол «Зениту» простой историей про звонки из Питера. «Я благодарен жителям Санкт-Петербурга, которые звонят в «Динамо» и просят прощения за банду, которая сорвала матч. Они так и говорят. Значит, еще не все потеряно, в головах что-то осталось».
Руководству лиги как-то не с руки обсуждать головы фанатов, поэтому Прядкин отвечает более пространным заявлением: «Ситуация запредельная, но не критическая. Ее надо исправлять, но только при условии взаимного уважения».
Как только речь заходит об исправлении ситуации, Прядкину задают острый вопрос, который только на первый взгляд кажется шутливым: «Когда ждать появление гинеколого-проктологических проверок на секторах?» Глава РФПЛ не смущается и меняет тональность разговора на ироническую: «Пока нет никаких доказательств, что петарды пронесли внутриполостным путем. А презервативы в женском туалете... Мало ли, на секторах много молодых людей...»
Похоже, руководство лиги до сих пор сильно недооценивает российских фанатов.