«Спартак». Новое издание
Над «Спартаком» опять восходит солнце. Его почти не ругают, что очень непривычно, ему даже легонько льстят, похваливая за бравый старт. Общество снова возлагает на него надежды и скоро возложит обязанность их оправдывать. Совсем недавно оно возлагало «Спартаку» строго венки.
Химическая формула этого оптимизма – хороший результат плюс магия имен собственных: Эмери и «Валенсия». Именно так, связкой, когда при клике на одно синонимом выскакивает второе. По отдельности они, быть может, никого вокруг «Спартака» и не тешили бы, а дуэтом звучат многообещающе и правдоподобно. Испанец создал сильную команду в сильнейшем чемпионате – у людей есть повод верить в него. И пока он их не обманывает, не подводит: три победы, восемь голов и заметное проявление извилин тренерского ума в игровых лабиринтах.
Статистики, привычно взглянув на происходящее сквозь кирпич клубной энциклопедии, уже обнаружили неизбежность. По словам чисел, «Спартак» всегда выигрывал чемпионат, начав с трех побед. Гипнотическое воздействие футбольной арифметики на публику – фокус древний, шарлатанский, но народ на него с удовольствием поддается, потому что это весело и просто: определять будущее по приметам из цифр.
Только футбол все же посложнее таблицы умножения. Ему ничего не стоит поделить кого-нибудь, заблудившегося в статистических суевериях, на ноль. Лет пять назад и тоже в августе «Спартак», помнится, не то, что после третьего – после двадцать первого тура лидировал в чемпионате, да с 5-очковым отрывом. И тогда счетоводы водили хороводы, охмуряли числовым язычеством. «Спартак» и разомлел. В итоге первым финишировал «Зенит».
Три дебютные победы нужны были «Спартаку» не для поиска совпадений в приятном прошлом, а для уверенности в беспокойном настоящем. И в собственных способностях. Спартаковцев в последнее время так часто и настойчиво (причем, как правило, незаслуженно, злопыхая) винили в скверной, негодной игре, что они и сами, подсознательно, с этим смирились. Комплекс неполноценности проскальзывал в действиях и мыслях футболистов и в стартовой игре против «Алании», и в следующей, против «Волги». Оба раза «Спартак» знал, наученный Эмери, чего хочет и что нужно делать, упрямо гнул это, но как будто сомневался, получится ли у него, все ли правильно, не случится ли опять осечка? Оттого и матчи выдались нелегкими, сюжетными, и победы – при очевидном превосходстве в классе и по голевым моментам – пришлось выцарапывать. Но не переламывать, нет. Перемалывать.
Против «Динамо» на поле был уже совсем иной, чем в начальных турах, «Спартак». Спокойный, деловитый и знающий себе цену. Ему надо было просто почувствовать, что игровая идея работает, что она результативна, перспективна и дает власть над соперником. В общем, что все идет, как надо. Почувствовать, понять и поверить.
Идея, если обозначать ее общей фразой, заключается в том, что «Спартак» хочет играть современно, «по-европейски». Пока это первые, легковесные наблюдения; субботняя игра с «Зенитом» даст для них гораздо больше материала, чем три предыдущие. Но черты нового спартаковского облика просматривались и в них.
1. «Спартак» вслед за прогрессивным футбольным человечеством отказывается от устаревшей позиции «фланговый полузащитник» – на краях у него теперь работают защитники и инсайды. Предпосылки этой перемены наметились еще при Карпине, но тогда они возникали эпизодически, не сформировавшись. Эмери же отвязал от боковой линии даже классического «бровочника» Макгиди. При этом флангами «Спартак» играет много и вдумчиво, а такого количества забеганий у красно-белых не было со времен Аленичева и Цымбаларя.
2. «Спартак» стремится создавать большинство на отдельных участках поля и продвигаться к воротам за счет быстрого розыгрыша мяча и интенсивного движения без него. Особенно настрадалось от этой моды «Динамо», водившее в тот вечер в треугольниках и квадратах всей командой.
3. «Спартак», как и положено современной команде, давит соперника прессингом и изводит коллективным отъемом мяча. Спартаковцы забирают большинство «подборов», благодаря чему их атаки получают не только второй, но и третий темп.
Пока, правда, «Спартак» слабоват в середине поля. Полузащита «Алании», например, его там переиграла. Центральные хавбеки, по современным технико-тактическим требованиям, должны одинаково хорошо отбирать мячи и сооружать атаки, но у де Зеува более-менее получается только первое, а у Кариоки… сразу и не разберешь, получается ли что-то хорошо, а не обычно-нормально. Покупка Чельстрема поможет уменьшить проблему, но не решить. В этой зоне спартаковцам пригодился бы игрок калибра Еременко или Натхо – например, закисающий в «Динамо» Нобоа. Все-таки скоро Лига чемпионов.
Современность Эмери просматривается и в его манере подбирать к замкам соперника отмычки, а не выламывать дверь плечом. В игре с «Аланией» спартаковцы, предугадав разрывы между линиями у хозяев, не раз применяли длинные передачи, в том числе из своей зоны на центрфорварда. Против «Волги», закрывшейся в спичечный коробок перед воротами, разумно использовали навесы с флангов. Только вот игрока, способного не просто прицельно пробить головой (это-то могут и Дзюба, и Веллитон, и Эменике, и даже Пареха), но и побороться туловищем за мяч и позицию, в «Спартаке» сейчас нет, это и помешало добиться логичного в тех условиях крупного счета. А игру с «Динамо» красно-белые вычерчивали размашистыми диагоналями.
Нынешний «Спартак» настойчивый и страстный. Можно сказать, что и злой. Экспрессивный, порывистый, азартный. Как ребенок похож на своих родителей, так и «Спартак» уже явно, выразительно напоминает тех, кто его создал и воспитывает. К удачному старту чемпионата, по-моему, одинаково причастны оба – и Карпин, и Эмери. Без прошлогодней работы первого не случилось бы скорых успехов второго.
Матч в Петербурге покажет, готов ли этот «Спартак» начать взрослую жизнь или ему нужно еще немного подрасти. Москвичей ждет изрядная нервотрепка. Недостатки в середине поля уже обозначены, в этой зоне спартаковцы будут переиграны. Проблемный у них пока и центр обороны. Пареха и Сухи сами по себе защитники неплохие, обученные, читающие игру. Но слишком уж авантюрные. Дело в том, что оба – «играющие» футболисты, на поле им хочется выступить, а не отработать, сделать, а не выполнить, и потому около своих ворот они склонны к риску «ради жизни на земле», назову это так. Могут нестрого опекать форварда или прикрывать зону, рассчитывая подловить соперников на неточности и успеть ее использовать; могут понадеяться на партнеров и не вернуться на свою позицию. К тому же оба склонны к растерянности в толчее. В общем, у Кержакова и Семака возможностей для любимых маневров будет полным-полно.
«Спартак» найдет свое счастье в атаке. Все эти его новоявленные забегания, скрещивания, забросы, навесы, разрезы весьма нелюбимы защитниками «Зенита», натурами увлеченными и невнимательными. Я не знаю, какие маршруты к воротам Малафеева наметит Эмери, но думаю, что спартаковцы до них доберутся не раз. Не то, чтобы я уверен в «Спартаке». Важно, что «Спартак» сейчас – в кои-то веки – уверен сам в себе.
Автор – редактор журанал PROспорт.
Теперь - в упаковке по 0:5!