3 мин.

«Пусть жители домов выкладывают горящими окнами «Спартак» – чемпион»

– Значит так! Кто приехал в первый раз – от группы не отбивайтесь, следуйте за мной, я буду экскурсоводом. Все посмотрим, везде остановимся. Вот каски. И осторожней, пожалуйста, тут кое-где лед, – стальным голосом объяснял плотный мужичок в куртке с надписью «Стадион «Спартак». От последней фразы, впрочем, веяло неподдельной заботой.

– Это Александр Львович Шишло. Главное – без «в», просто Шиш-ло. Он главный инженер, – шепнул мне кто-то.

– Сейчас обед закончился, работы возобновятся, так что будем ходить под звуки механизмов, – продолжил главный инженер.

Рабочие в оранжевых касках струйками стекались к металлоконструкциям.

– Пять месяцев назад здесь был выполнен только «нулевой цикл» – по сути, фундамент. Высота скелета восточной трибуны сейчас – девять метров. В марте ее планируют закончить целиком, – перекрывал Шишло грохот и рев инструментов.

– Вы по срокам не запаздываете?

– Нормально идем. Очень сложен был проект по подземным частям, свайному полю. Мы столкнулись со сложнейшей геологией в связи с тем, что это пойма реки. По ходу строительства проектировщикам пришлось полностью переделывать весь проект. Сейчас стараемся наверстать.

– А вон то у вас – лифтовые шахты, что ли?

– Да, здесь, на северной и юной трибунах, помимо лестниц, предусмотрены лифты. На западной – эскалаторы. Там же будут VIP-ложи, комментаторские позиции, а снизу – раздевалки, тренерские, плюс представительство ФИФА во время ЧМ-2018.

– Видимость будет такая, что зрители смогут увидеть, побывал мяч за линией или нет, – уверенно заявил пресс-атташе клуба Леонид Трахтенберг.

Будущее пристанище тренеров, команд и прессы пока олицетворяет тот самый «нулевой цикл». В центре предполагаемого поля реет флаг с эмблемой «Спартака». Общий пейзаж – благодаря как раз флагу – напоминает кадры освоения американцами Луны. Обильно выпавший снег не тормозит работу – стройка гремит круглые сутки независимо от осадков и погоды. Корректировки внесут, только если похолодает до минус двадцати.

На другом берегу реки сквозь туман проглядывают дома. Невесть откуда появившийся Михаил Ефремов – в красно-белой «розе» – махом очерчивает их предназначение:

– Надо точно договариваться с жителями тех домов, пусть вечерами выкладывают из своих горящих окон «Спартак» – чемпион».

Гостя атакуют со всех сторон.

– «Спартак» вернет чемпионство на новом стадионе?

– Ну я бы не стал так далеко оттягивать, можно и в «Лужниках» выигрывать. Нынешний чемпионат закончили в хорошей форме – и вот это самое страшное. Ребята молодые, все может произойти.

– И часто вы строительство инспектируете?

– Впервые приехал. Вообще в этом году мало на матчи ходил, чаще смотрел повторы. Зато один раз по-крупному обломался: пригласили на «НТВ-Плюс» в самом начале – на «Ростов» – «Спартак». Блин! Когда проиграли 0:4…

– За западной трибуной возведем крытый манеж на 12 тысяч, – Шишло рассказывает уже больше Ефремову, чем журналистам. – За восточной – отель, потом прямо к стадиону перевезем базу из Тарасовки.

– Москва разрушена – осталось только Тушино, – резюмирует актер. – А вон в той высотке сделайте гостевой сектор, с последнего этажа поле отлично видно. Пусть оттуда кричат: «ЦСКА всегда будет первым!».

***

Гендиректор ОАО «Стадион «Спартак» Андрей Федун не был настроен искрить. Его пресс-конференция длилась от силы десять минут:

– Темпы строительства нас устраивают, сами видите, какой объем выполнен, при этом надо учитывать, что проектирование началось лишь в декабре 2009-го. Беспокоит пока отсутствие дорожной сети, но Москва плотно занимается этим вопросом. Разрабатывается схема развязок на волоколамке, заключены договоры по снабжению: электричество, вода, канализация, тепло – все более или менее решилось.

– Какую трибуну отдадите фанатам?

– Понятно, что какую-то за воротами. Еще не определились.

– Сроки ввода в эксплуатацию назовете?

– 2013 год. В это время собираемся засеять поле. Первые игры состоятся в 2014-м.

– Был слух, что либо ваш, либо динамовский стадион могут оставить без чемпионата мира.

– Конечное решение – за ФИФА и спорткомитетом. Наибольшая вероятность, что наш стадион примет групповые матчи. По крайней мере, я считаю логичным сделать именно так. Но вообще-то для меня важнее игры «Спартака».