Эмин Махмудов: «Не справился с эффектом «Спартака». Когда пришел в себя, было поздно»
Даже если вы стали одним из открытий очередного чемпионата, а ваша фамилия неизменно звучит в сопровождении слов вроде «талантливый» и «перспективный», далеко не факт, что вы заиграете в «Спартаке». Никита Баженов и Ренат Сабитов не дадут соврать. Это понимают более-менее все, но как только речь заходит о ромбике на груди и тысячах фанатов за спиной, устоять становится все сложнее.
– Когда стало ясно, что «Сатурн» развалился, у меня состоялся разговор с Карпиным, – рассказывает Эмин. – Тогда не было шуток, но и очень серьезным его тоже нельзя назвать – обычный разговор, как все люди между собой общаются. Но вот после него я и понял, что хочу играть именно в «Спартаке». Был настроен решительно, родители поддержали. Когда встречались второй раз, уже обговаривали подробности.
Первый матч «Спартака» в чемпионате. Команда еще не пришла в себя после поездки в Амстердам, через пару дней – ответный матч с «Аяксом», и в Ростове Карпин разбавляет основной на тот момент состав резервистами и презентует новичков – Родри и Махмудова. «Спартак» пропускает четыре раза, и в следующий раз Махмудов появится на поле ближе к маю. За те три месяца, что 19-летний футболист спартаковского склада играет регулярно, с командой случаются поражения от «Амкара», «Зенита« и «Динамо», венчает все домашняя ничья с «Кубанью», обернувшаяся для Карпина бессонной ночью, а для Махмудова потерей места в составе.
– Наверное, в каких-то матчах сыграл не слишком удачно, а потом уже психологически сломался, потерял уверенность в себе, – говорит Эмин. – Раньше-то было легче, я постоянно играл, а в «Спартаке» место в основе никому не гарантировано. Ну, и здесь я играю уже не так, как в «Сатурне». Там я был более атакующим игроком, хотя бы чаще до чужой штрафной добегал, мог рисковать, а теперь от меня требуется играть проще и надежнее. Понятно, что постепенно к этому привыкаешь, но иногда все равно вперед тянет, из-за этого и ошибки. Перестал проходить в состав, начал переживать. Я стараюсь, а у меня никак не получается – голова только этим и была забита. Эффект большого клуба – не справился и замкнулся на этом. Только за последний месяц более-менее пришел в себя, но было уже поздно.
- Было заметно, что Карпин как никогда болезненно воспринял ту ничью?
– Сразу после матча этого и не видно было. В раздевалке чего-то необычного не было, все расстроены, но так всегда после неудач. Личного разговора тоже не было. Мы вообще с глазу на глаз и не говорили, только если во время тренировки подсказки какие-то были, советы – как у всех.
- Карпин за этот год понял, что далеко не все игроки «Спартака» являются профессионалами. Фамилии он называть не стал, но, как считаете, вы могли оказаться в этом списке?
– Нет. Уверен, что он не меня имел в виду.
- Еще один вывод, к которому пришел Карпин, – игроки должны бояться тренера. Это так?
– Может, бояться и надо. Но это же только если ты не выкладываешься, не выполняешь установку. А так... Карпин много шутит на тренировках, он всегда положительно настроен. Я и не знаю даже, как его можно бояться. Боятся пусть те, кто не дорабатывает. Я последний раз тренера боялся, когда еще в школе играл. Из-за этого не получается расслабиться, все время думаешь, как бы не ошибиться, ну и игра толком не идет. Ну, а потом уже с возрастом все нормально стало.
- Вы сами попросили отпустить в аренду?
– Да. Играть хочется, в моем возрасте это необходимо, да и для «Спартака» толку не будет, если я буду просто сидеть на лавочке. Я понимаю, что свой шанс здесь еще получу, но лучше действовать, чем просто дожидаться. Оставшиеся полгода нужно спокойно где-нибудь играть, набираться уверенности, а уже потом начать в «Спартаке» с новыми силами.
Зимой о Махмудове много говорили в Азербайджане. Представители сборной, умудрившейся натурализовать не только бразильцев, но и серба, вспомнили о корнях Эмина и попытались завербовать молодого хава.
– Еще не решил, за какую страну буду выступать. Я в клубе не играю, поэтому о сборной и не думаю даже, – рассказывает Эмин. – Со стороны Азербайджана интерес есть, они приезжали пообщаться, приводили пример Самедова, тогда он еще не играл в сборной России. Но я сказал, что пока решение принимать не буду. Если кто-то думает, что этот вопрос хотели решить деньгами, то это не так. Для меня сейчас важнее играть, а не думать о том, как бы заработать.
- Держите в голове, что в случае выбора Азербайджана через несколько лет можете стать легионером, несмотря на российский паспорт?
– Это как раз один из главных моментов. В «Спартаке» и так много легионеров, так что российское гражданство – это всегда плюс.
Во времена, когда «Сатурн» еще был на подъеме, вокруг клуба вращалось немало людей с сомнительной репутацией. Разумеется, многие хотели, чтобы их дети занимались чем-то куда более однозначным, и только-только отстроенная школа «Сатурна» была как нельзя кстати. Рассказывают, что тонированные «Лэнд Крузеры», на которых привозили тренироваться выросшую на шансоне ребятню, давление на тренеров со стороны их отцов, много чего еще из другой жизни – все это тогда было в порядке вещей. Услышав эту историю, Эмин смеется.
– Нет, ничего такого не помню. Мои родители – самые обычные люди: мама не работает, а папа просто занимается собственным делом.
- Вам, кстати, не было сложно из-за того, что вы не русский?
– С этим проблем не было. В любом случае я со всеми могу найти общий язык, так что все в порядке.
- Самый сложный момент, какой только был у вас на этом этапе?
– Как-то я плохо себя повел, и тренер меня наказал. Где-то полгода выходил только на замены, вне зависимости от того, в какой форме был и как играл. Эта ситуация меня очень сильно изменила, я вовремя смог сделать выводы и заметно прибавил – и как футболист, и просто как человек.
Пытаясь вспомнить самую головокружительную историю, произошедшую за пределами поля и тренировочной базы, Эмин приходит к выводу, что ничего такого с ним в этом году и не происходило. Он домашний ребенок, после тренировок сразу едет домой, старается больше времени проводить с родными. Когда футболисты в поисках самого белого песка и прозрачного моря разбросаны по всему свету, Эмин вернулся туда, где прошло его детство.
– Сейчас я вместе с родителями в Зарайске, – рассказывает он. – У ребят из местной футбольной секции была тренировка, сходил поиграть с ними. Получить травму не боюсь – я же аккуратно играю, да и ребята все понимают. Вечером – в футбольный менеджер играю, сейчас у меня «Реал Сарагоса», специально взял команду послабее, чтобы сделать из нее суперклуб. Себя уже купил, здесь всегда в основе выхожу, Лигу Европы вот выиграл. Но вообще из европейских команд мне нравятся «Реал» и «Арсенал».
- Класико на выходных удалось посмотреть?
– Да, очень расстроился, что «Реал» проиграл. Забил бы Криштиану Роналду в одном из моментов, и по-другому игра бы пошла. Но у «Барселоны» есть Иньеста – футболист, который может все. Не знаю, почему его не оказалось в тройке претендентов на «Золотой мяч». Лично я бы выбирал между ним и Хави.
Sports.ru и «Спартак»:
Валерий Карпин: «В этом году понял: игроки должны бояться тренера. К сожалению»
Сергей Паршивлюк: «Да, я «мясной»
Валерий Карпин: «Федун не стал покупать для «Спартака» ни одного чемпионата»
Сборные-2011. Воспитанники «Спартака»
Таблица трансферов чемпионата России: слухи отдельно, факты отдельно
хорошо, что у Эмина голова на плечах присутствует и он сам все понимает, будем надеяться, что второе пришествие будет более удачным, ведь потенциал у игрока явно имеется, главное его реализовать, чего я непримено желаю
И молодец, что за Арсенал топит:))
А насчет молодежи это вообще скучные слова. При Карпине молодой Веллитон дважды подряд стал лучшим снайпером РПЛ, при Карпине Кариока стал одним из лучших опорников РПЛ, при Карпине все узнали о Жано, Паршивлюке, Макееве. На подходе Козлов и Зотов.
Так что если вы конь или с болот - расскажите как вы уже 10 лет подряд воспитываете перспективных Ионовых, Мамаевых и Канунниковых.
Не хотелось бы - парень талантливый и перспективный...