8 мин.

Есть еще белые, белые дни

Вечером вторника сборная России сыграла с командой Андорры и обеспечила себе участие в Евро-2012 – была куча голов (не то пять, не то семь), роскошный Дзагоев и народные гулянья. Репортаж Sports.ru со стадиона «Лужники», где Дик Адвокат еще раз доказал, что сборная и впрямь будет жить и чаще всего побеждать, а Владислав Воронин и Денис Романцов почувствовали себя самим счастливыми и свободными людьми на свете.

– Нужен гол! Нужен гол! – несется с фанатских трибун.

Идет вторая добавленная минута, сборная Андорры занимает позу Моники Левински в миг наиболее тесного контакта с Биллом Клинтоном – сборная Андорры проигрывает 0:6. В этом болельщицком «Нужен гол!» – густой замес прекрасного, экстатического и ироничного. Мы пережили много чего дурного за минувшие три с половиной года, разочаровались в тех, кого боготворили, простились со столь долгожданными надеждами, но на второй добавленной минуте матча с Андоррой всем вдруг снова стало хорошо. Все планируют свое счастье – на грядущую ночь, на будущий июнь – и при счете 6:0 продолжают горланить: «Нужен гол!»

Трибуна, билеты на которую щедро оплатил Андрей Аршавин, – современная Россия в миниатюре. Фотографирующиеся на айпад первокурсницы факультета мировой политики, интеллигентные и грызущие семечки мужчины, молодые люди, завернутые в имперский флаг, бойкие и грубые девушки, сидящие на спинках кресел узбеки – так выглядят болельщики сборной России, оказавшиеся на трибуне D. Не все из них поддерживают заряды типа «Русские, вперед!», не все смотрят футбол на ногах, как положено на фанатских трибунах.

В очереди на вход в сектор можно услышать много интересного.

– У нас в лаборатории есть оборудование, которое стоит миллионы. Но оно стоит в коробках, его никто не трогает. Никто просто не знает, как им пользоваться, – студент московского ВУЗа с досадой в голосе рассказывает своей знакомой о судьбах науки. В беседе преобладает печальное настроение.

Рядом, растолкав перед собой толпу, встает молодой человек в узких спортивных штанах, на его шее туго завязан шарф в цветах имперского флага. Спрашиваю, зачем он пришел в «Лужники».

– Пошизить. А чего? Вот и файер с собой прихватил, – отвечает он. Через пару секунд, когда он проходит через металлическую рамку, у него отнимают пиротехнику.

Пухлый полицейский улыбается: хорошая работа – плюс к самооценке. Из стены, рядом с которой он стоит, торчит крючок, на нем горой висят шарфы ЦСКА, «Спартака», «Локомотива» и «Зенита». Клубным предпочтениям здесь не место.

– Молодой человек, за вашей спиной не видно полполя. Давайте я вам дам салфетку, вы протрете кресло и сядете? – обращается ко мне интеллигентный мужчина лет 50, когда я только появляюсь на трибуне. Я делаю шаг вправо и начинаю смотреть матч в проходе.

За всю игру мужчина подскочил со своего места ровно шесть раз – нетрудно догадаться, с чем это связано. В остальное время он щелкает семечки, внимательно смотрит на поле и лишь изредка выкрикивает что-то вроде «Ай, какой пас!».

Вскоре после начала матча на соседнем ряду появляются три девушки, на их щеках аккуратно выведен российский флаг. Одна из них первые 10 минут говорит по телефону.

– Слушай, а я на футболе. Нам деканат выдал билеты, мы с девчонками решили пойти. Ты по телевизору смотришь, да? Наши в красном, я правильно понимаю? Круууто!

Нельзя сказать, что эти девушки разбираются в футболе – они с трудном отличают Глушакова от Дзагоева и очень специфично реагируют на действия Павлюченко: «Ой, Ромочка, как же круто!».

Но такое боление куда приятнее мужиковатых манер другой женской группировки. Сбросив верхнюю одежду, четыре девушки постоянно скандируют одну и ту же кричалку: «Андорра сосет, Россия – вперед!»

Издевательств над маленькой страной хватало и на поле.

Передо мной на спинке кресла сидит узбек. Он подпирает голову ладонями и покачивается. Решаюсь подойти и узнать, как он попал на стадион.

– Нет, мне не ВУЗ дал билет. Я его сегодня купил за 200 рублей у метро.

– А зачем вам это?

– Как зачем? Я люблю сборную.

Когда Россия забивает второй гол, приходит время истинного фаната, одетого в худи с классической надписью Merc на груди. Он натягивает капюшон на голову так, чтобы не было видно лица, тут же достает файер, но обращается с ним не очень умело – пиротехника искрится и никак не загорается. Через несколько секунд юный фанат принимает смелое решение – бросает файер на землю и начинает бегать по рядам, скрываясь за чужими спинами. Так не задержат.

В это время загорается кресло, под которое был брошен файер. Кто-то оперативно тушит пожар, в воздухе появляется запах гари. Через минуту на сектор забегают пожарные.

– Парни, мы уже справились, – очень тихо говорит другой фанат. На его куртке гордо красуется надпись Lonsdale.

– Почему болеешь здесь, а не с настоящими фанатами? – спрашиваю я, проникнувшись уважением к бренду.

– Барыжка за сотенку подкинул, как тут откажешься. ***, смотри, гол! – юнец вдруг переходит на крик и трясет поднятыми над головой кулаками.

Третьим голом сборная делает трибуну счастливой. Настроение интеллигентного мужчины, который грызет семечки, резко становится игривым – и он лезет в кадр, когда девушки, сидящие на ряд ниже него, начинают фотографироваться на фоне табло.

В это же время молодой фанат без атрибутики лезет на ограждение, но его останавливает стюард в лаймовой накидке. Оба молодых человека обнимаются и начинают прыгать.

Смотреть матч за счет Андрея Аршавина было приятно.

Главный тренер сборной Андорры (кажется, его звали Хесус) отвечает на вопросы журналистов. Мы стоим с корреспондентом «Спорт-Экспресса» Гришей Телингатором и не можем сдержать смех. Хесус говорит:

– Мы приехали, чтобы победить.

Нам стыдно, но мы смеемся в голос.

– В начале турнира мы планировали побеждать в каждом матче, – говорит, тренер, чья команда побеждает примерно в каждом 35-м матче.

Мы чувствуем явную необходимость проветриться.

Хесусу бросают:

– Какой-то вратарь у вас сомнительный, может сменить уже наконец?

– ¿Por qué? – удивляется Хесус.

– Гриша, мне кажется, даже ты бы пропустил меньше, чем их вратарь, – кажется, его звали Хосеп.

– Ну, троечку пустил бы, да.

В зале появляется Дик Адвокат и впервые в нашей журналистской жизни нам хочется аплодировать тренеру. Не потому что он красавчик, а его пацаны – вообще ребята. Просто с такой легкостью мы не пробивались на крупный турнир уже 15 лет (а точнее – с 1995 года) и пусть Дик хоть до конца жизни не знает футболиста по фамилии Булыкин, пусть он не делает замен, пусть он убежденный скаред, да пусть он, в конце концов, вместо капучино завтракает замоскворецкими младенцами. Для выхода на большой чемпионат ему не потребовалась помощь хорватов, он избавил нас от стыкового валидола, и поэтому здесь и сейчас мы признаемся ему в любви. Дика спрашивают:

– Дик, вы когда-нибудь бывали в Украине или Польше?

А Дик отвечает:

– О, да. Я приезжал с ПСВ в Киев, когда «Динамо» было в большом порядке. Меня тогда судья отправил на трибуны, поэтому я хорошо запомнил тот матч.

Дайте Дику поработать. Он хоть и сквалыга, но определенно молод душой.

После игры наш товарищ и бывший сослуживец Олег Капранов написал у себя в фейсбуке: «Наша сборная для меня как китайские елочные игрушки. Вроде и вышли на Евро, а радости никакой». Нет-нет, конечно, родная страна и футбольная сборная родной страны для каждого из нас значат что-то свое. Кто-то болеет за сборную Финляндии в матче с Россией на чемпионате мира по хоккею, кто-то бросает налаженный московский быт ради участи эмигранта в Берлине и Лондоне, кто-то просто сидит и мечтает поскорей свалить из этой проклятой страны. Мы не считаем, что наша сборная и наша страна плохая или хорошая. Мы считаем, что она просто такая и принимаем ее именно такой, какая она есть. Для кого-то победы над Словакией и Андоррой – разочарование: нет повода излить горечь, желчь и прочие синонимы собственных комплексов, нельзя снова схватиться за голову и сказать: «б...ь, какие же мы несчастные и прокаженные, гори оно всем огнем». Мы вышли на Евро и для нас он станет первым крупным турниром, который мы посмотрим не по телевизору, а живьем. Для кого-то это будет несколько волнительных июньских вечеров у телевизора на диване или в пабе, для нас это будет, возможно, самая эмоциональная и надрывная командировка в нашей молодой жизни. Пожалуйста, свалите уже те, кто хочет свалить, перестаньте смотреть сборную те, кому она поперек горла. Дайте нам побыть счастливыми.

Мы заслужили.

PS. Денис и Владислав от всей души благодарят сотрудницу пресс-службы РФС Ирину Баранову за понимание и сострадание.