7 мин.

Уходящая натура. Мартин Палермо

Мартин Палермо – главный герой аргентинской футбольной сказки. Несостоявшийся вратарь, экстравагантный рекордсмен и символ профессионализма. Прирожденный бомбардир, которому не повезло оказаться в тени всеобъемлющего таланта Батистуты и Креспо.

Кто знает, как бы сложилась судьба молодого форварда, если бы через год после прихода в «Боку» команду не возглавил Карлос Бьянки. Вернувшись на родину из итальянских странствий, папа Карлос тут же принялся за доставшееся ему в наследство дорогостоящее «полено». «El optimista del gol», – сказал тренер через 15 дней совместной работы, и эта формулировка грядущей роли Палермо в команде закрепилась за ним до конца карьеры.

Мартин стал для «Боки» одновременно и главной ударной силой, и тем эмоциональным стержнем, вокруг которого научились аритмично плести свои кружева задумчивый Скелотто, неразговорчивый Дельгадо и вечно печальный Рикельме.

Однако Карлос Бьянки так до конца и не «очеловечил» Мартина. Тренер не научил его приспосабливаться к жизни за пределами ставшего родным необыкновенно красивого кукольного театра «Боки». Палермо не смог ни адаптироваться к всеобщей универсализации в сборной Марсело Бьелсы, ни развить в себе «творческую жилку», чтобы претендовать на попадание в команду Пекермана, ни научиться создавать моменты без помощи партнеров, играя в Испании.

И все же это не было похоже на фиаско. Палермо быстро осознал, что не способен эволюционировать вне рамок созданной Бьянки системы футбольных координат. Во многом благодаря этому великолепная «Бока Хуниорс» конца 90-х – начала 00-х еще на несколько сезонов продлила свою жизнь. Пусть с обновленной труппой, зато в прежних, традиционных декорациях, которые как мог поддерживал все эти годы Мартин Палермо. И не заметил, как стал символом.

Символом теперь уже навсегда ушедшей от нас команды.

Что нужно помнить

Первое Суперкласико

Народная молва гласит, что Палермо был куплен в «Боку», повинуясь указующему персту той самой божественной руки. Заиграл не сразу, позволив местным острословам не единожды пройтись по поводу кажущейся корявости ударов и «деревянной» техники. Однако он все же успел с лихвой отблагодарить своего покровителя, забив победный гол в последнем большом матче в карьере Диего.

Сезон 1998-99

Прежде всего Бьянки возвел в абсолют узкую специализацию форварда – забивать голы. Его старались находить непосредственно в штрафной, сведя к минимуму участие в комбинационной игре за ее пределами. Когда Палермо научился прессинговать и нашел золотой ключик от офсайдной ловушки, Карлос Бьянки отложил в сторону свой токарный инструмент. В его распоряжении теперь был классический «пунта», нападающий-наконечник. И результат не заставил себя ждать.

Суперкласико в Копа Либертадорес 2000

Не до конца оправившись от тяжелой многомесячной травмы, Мартин все же вышел на замену в ответном матче полуфинала Копа Либертадорес. Даже не вышел – ворвался. Это было настолько неожиданно, что защитники «Ривера», как завороженные, наблюдали за действиями Палермо. Удар – и «Бока» на пороге своего первого за несколько десятилетий континентального титула.

Межконтинентальный кубок против «Мадрида»

Два касания Мартина Палермо в дебюте встречи отправили в нокдаун мадридский суперклуб. За 90 минут на ноги удалось подняться лишь одному Роберто Карлосу.

Возвращение в «Боку» из Испании

Мартин словно пытался компенсировать заморские неудачи. Покеры и хет-трики шли один за другим. Когда Палермо надоедало штамповать однообразные голы из штрафной площади, он вдруг начинал соответствовать запросам самой взыскательной публики. Гол за шиворот Оскару Устари из центрального круга или гол головой с 38 метров в ворота «Велеса» как раз из числа подобных шедевров.

Сборная Марадоны

Гол в ворота перуанцев стал одним из самых эмоциональных в карьере Палермо. Он не только заработал индульгенцию за прегрешения молодости, но и получил шанс поехать в ЮАР, превратившись в своеобразный талисман для тренера сборной Диего Марадоны. Дебютировав и открыв личный голевой счет на чемпионатах мира в матче против Греции, Мартин Палермо оказался чуть ли не единственным футболистом аргентинской сборной, кто может занести себе этот турнир в актив.

Исторические рекорды

Лучший бомбардир в истории «Бока Хуниорс» – 236 мячей

Лучший бомбардир «Бока Хуниорс» в международных матчах – 43 мяча

Делит 5-е место с Хосе Санфилиппо в списке лучших бомбардиров чемпионатов Аргентины – 227 мячей

О чем можно забыть

Травмы

Тяжелые травмы, как тень, преследовали Палермо в течении всей его карьеры. Некоторые из них очень сложно выкинуть из памяти. Например, празднование с болельщиками гола, забитого за «Вильярреал», привело к двойному перелому левой ноги.

Или еще более нелепый случай: порванные крестообразные связки правого колена в матче с «Колоном» в ноябре 1999-го не помешали Мартину Палермо забить свой 100-й гол в высшем аргентинском дивизионе и лишь затем отправиться на 7-месячное лечение.

Копа Америки 1999

Все помнят три незабитых пенальти в матче против Колумбии. Считается, что именно в тот день Палермо поставил жирный крест на своей карьере в национальной сборной. Скорее всего, это не так. Крест был поставлен не в конкретном матче, а по итогам всего турнира, и не на незадачливом пенальтисте Палермо, а на идее сделать «Боку Хуниорс» базовым клубом сборной. Без Карлоса Бьянки это действительно было похоже на фарс.

Голевая засуха в 2011 году

По словам самого футболиста, он принял окончательное решение о завершении карьеры лишь после того, как побил свой собственный антирекорд: 951 минута без забитых голов.

Слова

«Мартин всегда был таким: машиной по забиванию голов. Все, что он получил в этой жизни, абсолютно заслуженно. Этот парень никогда не идет на компромиссы и всегда стремится к большему. Периодически казалось, что его карьера вот-вот пойдет на спад, что его доконали травмы, но он каждый раз вставал на ноги и продолжал делать свое дело лучше прежнего... для меня Мартин всегда будет одним из величайших нападающих в истории «Боки», если не самым-самым» (Хуан Себастьян Верон)

«Недавно меня спросили, против кого из форвардов мне было бы интересно сыграть персонально, и я ответил, что против Палермо. Он фантастический бомбардир, и мне любопытно, смог бы ли я выключить его из игры» (Хавьер Дзанетти)

«Бомбардир от природы, один из самых опасных нападающих, против которых мне доводилось играть. Я знаю Палермо не так хорошо, но многие люди, которые имели удовольствие познакомиться с ним поближе, уверяют, что он еще и изумительный человек» (Хосе Луис Чилаверт)

«Главное умение Палермо – уникальная игра на втором этаже. Именно благодаря этой своей добродетели он является одним из самых результативных нападающих современности. Но как футболист он попросту не существует; мне сложно называть этим словом того, кто не знает, что делать с мячом» (Хосе Санфилиппо)

«Палермо – человек, у которого победа в крови. Он очень уверен в себе; это важное качество, поскольку он способен оставаться на грани, отделяющей его от самоуверенности» (Карлос Бьянки)

Автопортрет

«Мой жизненный девиз... даже не девиз, а скорее стиль жизни: не обращать внимание на неприятности, стараться искать позитив во всем. Это очень помогало мне в карьере. Особенно после тяжелых травм... У меня никогда не было депрессии. Я полностью сосредотачивался на восстановлении и всякий раз добивался успеха»

«Пенальти всегда были моей слабой стороной. С тех пор, как я сделал тот знаменитый «хет-трик», у меня было множество случаев доказать, что я стал лучше. И каждый раз подходя к точке, я как бы пытался взять реванш, очистить свою репутацию. Это продолжалось несколько лет, а потом я понял, что пора выкинуть это из головы. Теперь я вспоминаю матч с Колумбией только по просьбе журналистов»

«В эти дни я много думал о том, чем хотел бы заниматься дальше. Решение принято: в следующем году я вижу себя тренером, и, надеюсь, смогу быть им в «Боке»

ВИДЕОсаундтреком?)

Стоп-кадр

Фото: /Sergio Moraes