Максим Мотин: «Необразованные футболисты «Локомотиву» не нужны»
- Максим, как вы оказались в детской академии «Локомотива»? Ваше появление там стало неожиданностью.
– На самом деле, детский футбол мне хорошо знаком и близок. Еще в 99-м году я работал в Детской футбольной лиге, а в течение двух последних лет работы в «Москве» я курировал многие направления, в том числе и детскую школу. Когда вице-президентом «Локомотива» стал Юрий Белоус, мне был предложен такой вариант, и я согласился. Важно, что в Локомотив я пришел вместе с Владимиром Ивановичем Юриным. Мы встретились с Ольгой Юрьевной Смородской и поделились мыслями о развитии детско-юношеского футбола не только в масштабах одной школы, но и всей страны. Владимир Юрин стал заместителем директора по спортивной части. Он великолепный методист с колоссальным опытом.
- Условия, которые созданы в детской академии «Локомотива», существенно отличаются от тех, что были в «Москве»?
– Здесь есть все, о чем в «Москве» мы могли только мечтать.
- Но что-то менять все-таки нужно?
– Безусловно. Мы будем проводить аттестацию всех работников академии. Работать с детьми должны только высококлассные специалисты. Это касается не только тренеров, но и, допустим, медицинских работников. Сегодня, кстати, было собрание всех медработников клуба, и на нем присутствовали врачи из детской академии. Необходимо понимать, что академия – не просто часть большого клуба, но и его фундамент. Основной, молодежный составы, «Локомотив-2», детская академия – это все единая вертикаль. Мы будем бороться с ситуацией, когда тренеры и сотрудники академии не чувствуют свою связь с главной командой. И попытаемся максимально интегрировать академию в клуб.
- «Локомотив» к этому готов?
– Все, что потребуется для качественной работы школы, мы будем делать. Я хочу, чтобы все понимали, что академия «Локомотива» – это академия будущего.
- В своем ЖЖ вы говорили, что в «Москве» под многие проекты, касавшиеся детского футбола, просто не выделялось должное финансирование. В «Локомотиве» ситуация иная?
– У «Локомотива» на данный момент лучшая инфраструктура в стране, у «Локомотива» есть очень сильная система, выстроенная моими предшественниками. И она обязана растить футболистов для основного состава. Правда, в последние годы их нет. Почему – будем разбираться.
- Каких изменений стоит ждать в этом отношении?
– Изменения точно будут, но какие именно, пока сказать сложно. Все-таки я работаю в новой должности всего неделю, и нужно какое-то время, чтобы точно определиться с изменениями. Моя философия заключается в том, что футболист должен любить игру. Но для этого дети не должны заниматься футболом семь дней в неделю. Когда ребенка в секции, в семье, в кругу друзей окружает только футбол, это ведет к неполноценности. Это путь в никуда. Молодой человек должен иметь разносторонние интересы, выходящие за пределы спорта. В противном случае в 16 лет игрока просто начинает тошнить от футбола. Посмотрите на европейские страны: нигде нет такого количества тренировок, как у нас. Иногда лучше провести одно качественное занятие вместо трех бестолковых.
- Что вы будете делать для разностороннего развития воспитанников?
– Это будет целый ряд мер. Например, Дети будут посещать театры, концерты, выставки. Уже в эту пятницу состав 94-ого года рождения в полном составе идет с главным тренером в Дом музыки. Мы начали предпринимать конкретные действия, потому что необразованные футболисты «Локомотиву» не нужны.
- А каким должен быть воспитанник вашей академии?
– В современных условиях футболисты обязаны знать английский язык. Они должны быть разносторонними личностями. И даже если по каким-то причинам некоторые выпускники академии «Локомотива» не станут футболистами, они должны быть образованными, состоявшимися людьми. Жизнь футболом не ограничивается.
- В последние годы футболисты из академии практически не привлекаются к играм в основном составе, но при всем этом постоянно выигрывают различные турниры. Что с этим делать?
– Мой приход направлен как раз на то, чтобы выявить причину этих процессов. Для меня победа в каком-то турнире – это не главная цель. Важен качественный процесс обучения, прогресс ребят, а не сиюминутный успех. Важно, чтобы дети получали от футбола удовольствие. Победа любой ценой – это неправильный подход.
- То есть индивидуальное развитие стоит выше интересов команды?
– Да, в какой-то мере. Большинство высококлассных футболистов – это чаще всего неординарные люди с несколько ершистыми характерами. Таких звездочек мы и будем выращивать. Но, безусловно, во многих ситуациях будем индивидуально подходить к вопросу.
- Значит, нужно вводить специальные занятия, привлекать игроков основного состава для мастер-классов? Что делать с индивидуальным развитием?
– Игроки основного состава должны проводить мастер-классы, но это скорее некий элемент поощрения для ребят . Но для ежедневного тренировочного процесса у нас есть высококлассные тренеры, которые сами со всем разберутся. Другое дело, что ребята, занимающиеся в академии «Локомотива», должны быть его болельщиками. Они должны быть патриотами своего клуба, знать его историю. Я не понимаю ситуации, когда игроки сначала занимаются в одной школе, а потом с радостью уходят в другую. Этого быть не должно. Кроме этого, я буду решать проблему с агентами. Они развращают родителей, молодых футболистов, ведут себя нечестно, стараются выгадывать сиюминутные контракты в ущерб дальнейшему прогрессу ребенка. Многим агентам зачастую абсолютно все равно, развивается ли игрок – они зарабатывают деньги.
И ничего плохого в большом количестве тренировок я не вижу. Все хорошо в меру, конечно, но вообще-то лучше больше.чем меньше. Мальчишке, который любит футбол, будет только в радость повозиться с мячиком побольше.
Вспоминаю себя - целыми днями мячик гонял. И книжки читать мне это не мешало.
Если юных футболистов раз в месяц собирать и насильно тащить в музей или в театр - это еще не гарантирует, что повзрослев, они станут образцом духовности и высококультурия. Семья, школа и генетическая предрасположенность были и остаются определяющим фактором в развитии молодой личности.
Тётя Мотя, шо Вы трёте?..