6 мин.

Дмитрий Гунько: «Считаю, что «Спартак» – великий клуб»

– После матча с «Сибирью», в котором ваша команда неожиданно уступила, вы и через час после матча не могли спокойно разговаривать. Всегда так переносите поражение или именно в этом матче все складывалось неудачно?

– Нет-нет, я после любого поражения такой.

– Нельзя же все выигрывать. А у вас было только одно поражение в чемпионате.

– Но я хочу выигрывать все.

– Хорошо. Кто вас больше всего расстроил после той неудачи? К кому основные претензии?

– Прежде всего, к себе. Вы же знаете, что проигрывает команда, а…

– Знаем – тренер.

– Конечно же, ответственность общая. Но надо сначала найти причину в себе, разобраться, а потом принимать решения.

***

– В июле исполнилось два года с момента вашего назначения.

– Наверное. Я не считал.

– Мы считали. Как вы думаете, насколько изменились за это время?

– По крайней мере, волнение перед матчем осталось прежним. И переживания по поводу результата я испытываю точно такие, когда и сам начинал. Но, наверное, только посторонний человек может сказать, что изменилось конкретно. Возможно, у меня появилось более глубокое понимание происходящего.

– Если опять вспоминать игру с «Сибирью», то удивила ваша выдержка. Вы встретились с арбитром лицом к лицу сразу после игры и как-то излишне спокойно сказали, чтобы он заканчивал с работой. Хотя после его подвигов на поле многие бы бросились с кулаками или ругались с использованием нецензурных слов.

– Я довольно быстро понял, что нет никакого смысла кричать. В том, что он арбитр – беда человека. Да и потом я даже других слов не мог найти. Но вообще я редко подхожу к судьям, протесты стараюсь не писать. Все это ничего не меняет. Хотя инспектору высказал свое мнение.

***

– Кричите на игроков?

– Бывает.

– Причины только игровые?

– А какие могут быть еще причины?

– Поведение футболиста вне поля.

– Я интересуюсь тем, как мои ребята ведут себя. Все-таки в таком возрасте нельзя исключать педагогический момент. Кроме того, именно сейчас надо прививать любовь ребят к «Спартаку», к футболу.

– Вот хоккейный тренер Петр Воробьев в свое время очень сильно раздражался, когда хоккеист покупал машину.

– У нас такого нет. Я просто стараюсь им объяснить, что в мире есть иные ценности. Не вмешиваюсь в их покупки, но при этом объясняю, что одна вещь – не самоцель. Надо обеспечить и себя, свое будущее, а для этого надо больше работать.

– Слышат?

– А это будет известно через десять лет. Но я стараюсь им внушить правильные мысли. Готовить их к жизненным испытаниям. Думаю, что моя основная задача – профилактика. Не лечение и исправление проблем, а именно профилактика. Но если нужно будет лечить – займемся и этим.

– Известно, что на молодежном уровне тренеры очень тщательно следят за матом на поле. В ЦСКА за это штрафуют, в «Сибири» нецензурные выражения караются. А вот в «Спартаке», кажется, нет.

– Да… Мат на поле. У нас есть положение о штрафах и там прописано наказание за матерное слово. Мы стараемся упорядочить это, но иногда бывает, что я и сам не могу сдержать себя.

– Штрафовали кого-то?

– Я вот сам относительно недавно заплатил штраф.

– За мат!?

– Нет-нет, было небольшое опоздание. Что делать, внес деньги. Это очень важно – единые требования ко всем членам команды. Главный тренер не исключение, ведь все подчиняются одним требованиям, которые мы обговорили в начале сезона.

***

– Очень многие футбольные тренеры в России считают, что молодежное первенство ничего не дает юношам. И лучше бы им в этом возрасте играть с клубами второго дивизиона.

– Честно говоря, надо тщательно изучать вопрос, прежде чем делать такие выводы. Но вот в прошлом году в Перми против нас выступало шесть человек основного состава, пусть не одновременно, но все же. Да и в нынешнем сезоне многие клубы, встречаясь с нашей командой, усиливаются взрослыми футболистами. Мне кажется, что этого достаточно.

– Но это не всегда происходит. И, наверное, игра против какого-нибудь условного «Торпедо» из Владимира была бы полезней.

– Вот у нас в команде есть ребята 1993 года рождения. Как их выпускать во второй лиге против мужиков? Может быть, выход в том, чтобы создать еще одну лигу, для более старших ребят? Но молодежное первенство должно быть сохранено. В свое время в «Спартаке» существовала команда, выступавшая в КФК. Сейчас у «Локомотива» есть такой клуб. Это вариант.

– Есть ли перед вами какая-то оформленная задача? Допустим, подготовить для первой команды двух-трех футболистов?

– Точной цифры в договоре у меня нет. Надо просто готовить ребят для первой команды. Чем больше, тем лучше, и заниматься этим из года в год.

– Как относятся в клубе ко второй команде? Есть ли у вас какие-то проблемы с тренировками, с транспортом?

– Мне кажется, что в клубе все в порядке. Существуют все условия для нормальной работы. Например, у нас точно такой же автобус, как и у первой команды. Расписание тренировок мы делаем так, как нам удобно. Конечно, у основного состава приоритет, но это нормально.

– Почему же в молодежном первенстве даже в жару играют в неудобное время. В 16 часов, иногда даже на 11 назначают.

– Я думаю, что в каждом случае есть свои причины. Мы, например, домашние игры назначаем на 19 часов. Но не всегда соперник соглашается, ведь многие завязаны на авиарасписание.

– Известно, что теперь у каждого футболиста агент появляется чуть ли не в первый год обучения. И на молодежном уровне эти люди очень часто донимают тренеров.

– У меня с агентами проблем нет. В том смысле, что я сразу же оградил себя от общения с ними. Как? Да просто так поставил дело, что все поняли – ко мне подходить бесполезно. В «Спартаке» есть селекционный отдел. Общение с агентами их работа.

– РФПЛ старается перейти на систему «осень – весна». Что думают об этом на уровне молодежного первенства?

– Да ничего. А что изменится?

– Летом будет слишком большая пауза.

– В этом году тоже была пауза. Нормально. Было больше времени для тренировок. Точно могу сказать только одно: если в результате перехода в России построят больше манежей, где можно играть зимой, то это будет на пользу. А вот если мы перейдем на новую систему, а ничего не изменится, то ничего хорошего не будет.

***

– Для вас «Спартак» – это стартовая площадка? Есть желание поработать на более высоком уровне?

– Сейчас у меня желание самому добавить в знаниях, в уровне работы.

– Перед вами стоит задача выиграть турнир?

– Основная задача другая – подготовить футболистов. Но у «Спартака» всегда были максимальные цели. И на фоне побед можно воспитать игроков.

– А зачем первое место? Готовили бы игроков. Экспериментировали.

– А у «Спартака» не может быть другой задачи, кроме первого места. Это же «Спартак»!

– Часто слышу эту фразу, но уже забыл, что она означает. Просто «Спартак» так давно ничего не выигрывал, что такой девиз звучит довольно дико.

– Для меня такой девиз существует.

– У вас просто память хорошая.

– Как угодно. Но лично я считаю, что «Спартак» – великий клуб. И моя задача, в том числе, передать такую философию всем футболистам.