Нерабочая схема Газзаева
Жирная клякса в виде шести поражений на групповом этапе Лиги чемпионов, поставленная несколько лет назад на истории киевского «Динамо», вынудила его президента Игоря Суркиса стать менее консервативным при выборе главного тренера. В свое время в Киев приезжали полюбоваться красотами навороченной базы Хавьер Клементе, Жерар Улье, Поль Ле Гуэн и Оттмар Хитцфельд, но ни с одним из них Суркис-младший не нашел точек соприкосновения. Многие склоняются к мнению, что не проявил достаточно желания – всякий раз отправляясь к памятнику Валерия Лобановского (Суркис часто приходит туда, если нужно принять важное решение), Игорь Михайлович в итоге решал доверить команду очередному верному ученику ВВЛ.
И лишь в декабре 2007-го президент киевлян решился на компромиссный вариант – сдал конспекты Лобановского в клубный музей и пригласил иностранного тренера, правда, из ближнего зарубежья. Юрий Семин за полтора года работы в Киеве вычистил киевские авгиевы конюшни до блеска: наладил дисциплину, вернул Милевского и Алиева с танцпола на поле футбольное, сделал чемпионом Украины, вывел команду в полуфинал Кубка УЕФА, наконец. Но, главное, команда вновь заиграла в красивый футбол, а если не получалось, то проявляла характер. То, чего нет у нынешнего «Динамо» – поражение в перенесенном матче чемпионата Украины от аутсайдера «Закарпатья», когда нужно было выиграть через не могу, это наглядно подтвердило. О каком-то игровом рисунке речь сейчас вообще не идет. Неудивительно, что после матча в Ужгороде киевские фанаты швырнули обратно подаренную им защитником Евгением Хачериди футболку, а возле автобуса с игроками и тренером кричали оскорбления в адрес Газзаева. Нынешнее положение в стане «бело-голубых» пока мало вяжется с летними декларациями российского специалиста о выигрыше через несколько лет динамовцами Лиги чемпионов.
У каждого тренера свое видение игры и газзаевские 4-3-3, которые он начал инсталлировать в Киеве поверх семинских 4-4-2, были восприняты с пониманием. Тем более, после того, как в первом туре динамовцы огрели «Черноморец» со счетом 5:0. В той игре атакующий трезубец составили Ярмоленко (слева), Милевский (центр) и Гусев. Последний, идеально подходящий для схемы Газзаева, после почти двух лет забвения при Семине буквально порхал по полю в начале сезона и именно выход Олега на поле на замену принес «Динамо» победу над «Рубином» (2:1). Этот сезон обещал стать лучшим для взрывного хавбека в карьере, но все карты спутало возвращение в Киев Андрея Шевченко. Разумеется, на людях Газзаев восторженно отзывался о камбэке Шевы и его способностях, однако всем было понятно, что тренеру предстоит нелегкий выбор. Газзаев, поставленный перед фактом обязательного вручения обладателю «Золотого мяча» абонемента на игру в основе (иначе Суркис и болельщики не поняли бы), мог перекроить схему под Шевченко – скажем, отрядить его на острие в пару к Милевскому. Либо же лишить места в составе кого-то из тех, кто начинал сезон. В итоге выбор был сделан не в пользу Гусева, а этот эпизод стал одним из тех штрихов, из которых сейчас вырисовывается удручающая для киевлян картина. Шевченко оказался примерно в той же ситуации, что и в «Челси», когда Моуринью запирал его на фланге и ту игру, за которую его премировал France Football, не мог показать по определению. Да, скорость уже не та, но разве у Милевского она выше? Шева, отрабатывающий в обороне, – главная аномалия сегодняшнего «Динамо».
Те самые газзаевские 4-3-3 выписали билет в «Локомотив» главному протеже Семина Александру Алиеву. Болельщикам киевлян вдвойне обидно, что Алиева пришлось продать в тот момент, когда он наконец взялся за ум (сколько ж с ним тренеры намучились!), став одним из лидеров команды. Отразилось отсутствие Алиева и на его лучшем друге Милевском: если раньше за игру у Артема было несколько моментов за игру, то теперь он зачастую остается на голодном пайке. Вообще «Динамо» уже довольно долго страдает от отсутствия по настоящему сильного центрфорварда. Милевского к таковым отнести трудно, ведь, по большому счету, кроме умения зацепиться за мяч, у него больше нет плюсов: удар слабенький, головой (при его-то росте!) практически не играет, скорости нет. «Цепляться за мяч» – это не профессия. Меня бы уже расстреляли и Суркис, и Газзаев. Милевский может спокойно книжку написать: «Вся жизнь – спиной к воротам», – утверждает экс-форвард «Динамо» Виктор Леоненко. И с ним трудно не согласиться.
Слабо смотрится на левом крыле атаки Андрей Ярмоленко, которого киевские болельщики регулярно освистывают. До прихода Газзаева никто не мог рассмотреть в нем кого-то, кроме нападающего. Газзаев смог и теперь сам страдает: при огромной работоспособности у Андрея большие проблемы с техникой, а процент реализации моментов чуть ли не отрицательный. Отсюда следует вопрос: «Почему в нынешнем «Динамо» не исполнители подобраны под схему (прежде всего, это касается атакующего звена), а схема под исполнителей?
Костяк обороны киевлян составляют бразильцы, а в нападении играют украинцы. Никому не кажется это странным? Может, должно быть наоборот? Скажем, главный противник киевлян «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА благодаря тому, что каждый занимался своим делом: художники рисовали, строители – строили. Как тут не вспомнить, что ЦСКА при Газзаеве исповедовал схожую с донецкой идеологию. Так почему же в Киеве тренер взялся за несвойственные себе эксперименты?
Игроки «Динамо» вовсе не прогрессируют. Разве что Хачериди, доросший до уровня сборной Украины. Зато куда больше бросается в глаза деградация Нинковича, Еременко, Милевского, Вукоевича. При этом озвученная ставка Газаевым на молодежь дальше слов не продвинулась: лучшие кадры динамовской второй команды Гармаш и Петров в лучшем случае попадают в заявку.
Удивляет также позиция клубного руководства, которое совсем недавно заявляло о том, что второсортных легионеров в «Динамо» больше не будет и… приобрело этой зимой в «Интернасьонале» абсолютно ничем не примечательного защитника Данило Силву. Интересно, что у Газзаева он играет правого бека, тогда как на родине преимущественно действовал в центре обороны. Как тут не вспомнить, что в ЦСКА у Валерия Георгиевича наряду с Вагнером Лавом и Жо появлялись такие персонажи, как Рамон и Рикардо Жесус.
Газзаев крайне неохотно меняет состав – максимум может выпустить игрока не из основной обоймы на замену. Скажем, в игре с «Ворсклой» отвратительно сыграл Ярмоленко, которого пришлось заменить уже в первом тайме, и уже в следующем туре в Ужгороде он снова вышел в основе. У многих игроков «Динамо» начинает появляться чувство незаменимости. При этом невооруженным взглядом видно, что команда во втором тайме «умирает», а газзаевские замены срабатывают очень редко. Плюс ко всему – проблемы в раздевалке. Так по информации донецкого «Террикона», в перерыве матча с донецким «Металлургом» произошла драка между Ярмоленко и «напихавшим» ему за нереализованный голевой момент Вукоевичем. О том, что нет единства, свидетельствует и тот факт, что на разминке команда разделена на три группировки: бразильцы, бывалые и молодежь.
У Юрия Семина в «Динамо» также были критические моменты: поражения от «Шахтера», валидольная ничья с «Дрогедой» в квалификации Лиги чемпионов. И все же это были эпизоды. У сегодняшнего же «Динамо» нет главного – стержня, и хоть Суркис и утверждает, что не собирается увольнять тренера через полгода работы, посмотрим, что он скажет в случае непопадания напрямую в групповой этап Лиги чемпионов.