Фанаты. «Крылья Советов». «Если нас исключат из премьер-лиги, на улицы Самары выйдут десятки тысяч людей»
АЗ и Кавказ
– Когда вы связали свою жизнь с «Крыльями Советов»?
– По-моему, первый матч «Крыльев» я посетил, когда мне было три года. Наиболее активную поддержку клубу я стал оказывать уже в осознанном возрасте. Лет шесть назад посетил первый выездной матч. Три года назад я создал объединение самарских болельщиков «63-й регион». С этих пор вся моя жизнь превратилась в активную поддержку «Крыльев» и всего самарского футбола.
В команду и футбол я без памяти влюбился во время «бронзового» сезона, то есть в 2004 году. Тогда творилось что-то невообразимое. «Крылья» показывали просто сумасшедший футбол, и не зря «Металлург» стал самой посещаемой ареной Восточной Европы. Люди шли на зрелище, и они его получали. Город просто сходил с ума. Даже билет на отдельные матчи было сложно достать. Помню, что несколько раз покупал их у перекупщиков за 1000, 2000 рублей. Даже бабушки спрашивали после матчей, какой счет, и знали героев тех лет – Каряку, Колодина, Соузу, Пошкуса. У команды была неповторимая аура.
– Самый яркий матч «Крыльев» – это...
– Домашний матч Кубка УЕФА-2005 против голландского АЗ. Все было из области фантастики, начиная от антуража, заканчивая самой игрой и результатом. «Металлург» тогда вмещал около 37 000 зрителей, а пришло народу гораздо больше! Согласно официальной статистике, на матче присутствовало больше 40 000 человек. Люди стояли в проходах, за воротами, где угодно! Я сидел на Восточной трибуне, в 16 секторе, прямо по центру. И видел, как возле меня обычные мужики пили коньяк из апельсинов! Все знают, что проносить на стадион алкогольные напитки запрещено. Они сделали это в апельсинах, вырезали мякоть, а вместо нее положили рюмки и коньяк! Мужики пили за каждый гол, забитый в ворота АЗ, и не только. Учитывая, что «Крылья» отгрузили голландцам пять мячей и вообще игра была захватывающей, к концу встречи мужики были изрядно поддатые. Но никакого негатива. Атмосфера была непередаваемая. Кроме того, меня тронула еще одна картина. Во время игры по трибунам ходили волонтеры и спрашивали людей, как они оценивают матч. И вдруг трех- или четырехлетний мальчишка в шарфе «Крыльев» закричал им в ответ: «Гаджиев – суууупер!». Двумя словами он на сто процентов выразил то, что творилось во время игры.
– Самая яркая выездная игра?
– Владивосток в 2008 году, игра с «Лучом-Энергией». Поездка через всю страну – это нечто. Причем мы с друзьями придумали оригинальный маршрут. Сначала мы здорово отдохнули на Байкале, а потом на поезде добрались до Владивостока. Город, конечно, поразил. Там все другое: люди, воздух, атмосфера. Я впервые увидел океан, искупался в нем. Одно из самых больших впечатлений – музей атомной подводной лодки. Сначала мы хотели просто на нее посмотреть со стороны, но потом выяснилось, что матрос, который стоит на входе в музей, оказался из Самары! Мало того, он был болельщиком «Крыльев». Он пропустил нас бесплатно, отдельно от остальной группы. В благодарность мы вручили клубный шарф. А потом выяснилось, что на матч приехало много болельщиков из разных городов – даже из Москвы и Питера. Перед игрой мы посетили тренировку команды по личному приглашению Леонида Слуцкого, пообщались с игроками. Правда, сам матч получился невыразительным и закончился со счетом 0:0. Вообще жаль, что «Луча-Энергии» уже нет в премьер-лиге. Мы бы туда еще раз обязательно съездили.
– В болельщицких кругах ходят легенды, что после матча с «Лучом» команда оставила своих болельщиков во Владивосток, и людям пришлось самостоятельно добирать до Самары.
– Эту историю я не слышал. Но мое мнение: если клуб не организует для болельщиков чартер, он не обязан брать с собой болельщиков на борт. Такой возможности у команды зачастую попросту нет. Помню, во время того же выезда во Владивосток игрок «Луча» Виталий Булыга, который раньше играл в нашем клубе, попросился в самолет. Но его не взяли, так как просто не было мест. Что уж говорить о простых болельщиках. Хотя бывают случаи, когда клуб и игроки выручали людей. Например, Савин, Белозеров, Бобер, Иванов частенько выручали болельщиков, которым не на что было ехать домой, деньгами. Когда в прошлом году случился инцидент в Казани, в результате которого многие самарские болельщики пострадали, Савин на свои личные средства заказал несколько автобусов, чтобы самарцы сумели доехать до родного города. Все это говорит о том, что футболисты чувствуют себя в Самаре своими.
– Иржи Ярошик рассказывал, что для него самым большим стрессом была поездка в Грозный. Его удивили красивые дома в центре города и люди, разгуливающие с автоматами.
– Я не раз общался с участниками чеченской войны, и они утверждали, что в Грозном им было страшно. Но я поехал на матч в компании друзей. К тому же перед поездкой нас проинструктировал начальник безопасности «Крыльев». Он сказал, чтобы мы не ругались на улицах города матом – там это не принято и могут возникнуть неприятности. Поэтому в Грозном никаких инцидентов не было. Поразило, конечно, что на многих домах остались следы от пуль. А люди действительно ходят по улицам с автоматами. Но вот интересно, при входе в аэропорт висит знак: на нем нарисован автомат, который перечеркивает красная полоса.
Кстати, ошибочно думать, что болельщики «Крыльев» и болельщики «Терека» враждуют. Это неправда, местные жители всегда относились к самарцам доброжелательно. Соперничество происходит только на футбольном поле, между командами. О Кавказе и их гостеприимстве вообще можно рассказывать и рассказывать. Скажем, когда мы были в Нальчике, болельщики «Спартака» принесли на гостевой сектор шашлыки! Там вообще можно свободно зайти в любой дом, где тебя пригласят к столу, встретят, как дорого гостя. То же самое и в Пятигорске, я был там, когда в 2009 году встречались «Крылья» и «Томь». Вообще, Кавказ – потрясающее место. Чувствуешь себя так, слово попадаешь в фильм «Кавказская пленница». А пятигорской команде «Машук» я желаю поскорее оказаться в премьер-лиге.
– Затронув тему Грозного, нельзя не спросить о скандальном матче «Терек» – «Крылья».
– Я был на этой игре. Еще тогда я говорил: не верю, что команда сдала матч. То же самое я могу сказать и сейчас. Просто еще до матча к игре со стороны прессы возник беспрецедентный интерес. Посыл исходил от букмекеров, журналисты подхватили и начали расшатывать ситуацию. А заложником оказались «Крылья», игроки, тренерский штаб. Целый месяц пресса склоняла нашу команду и так, и сяк. Я лично знаю игроков «Крыльев», они сильно переживали эту ситуацию. Думаю, постоянные разговоры психологически надломили наших футболистов. Причем выходило так, что во всем виноваты «Крылья», а «Терек» совсем ни при чем. Как бы то ни было, но факт остается фактом: до этой игры наша команда шла в лидерах, а после резко скатилась вниз. По «Крыльям» был нанесен сильнейший удар.
И когда закончился перерыв в чемпионате, «Крылья» поехали проводить контрольный матч в Тольятти. Перед автобусом мы вывесили баннер «Только Слуцкий, только победа!» Видели бы вы, как на него отреагировала команда! Было видно, что игроки и тренеры были нам благодарны. А когда команда уезжала обратно, тренер по физподготовке Анжело показал жест: «Сделайте в следующий раз такой же баннер мне!» С этой товарищеской игрой связан и еще один веселый эпизод. В Тольятти поддержать свою команду отправилась большая группа болельщиков, по дороге несколько человек вышло справить нужду. И как раз в этот момент мимо них проезжал автобус «Крыльев», и парни, увидев команду после почти месячного перерыва, побежали как есть вслед за автобусом, чтобы показать свою преданность.
Каряка и казанская милиция
– Самое принципиальный матч для болельщиков «Крыльев» – против «Рубина»?
– Увы, так сложилось. Хотя лично я это не поддерживаю, противостояние с болельщиками «Рубина» мне непонятно. Ведь наши клубы, судя по всему, находятся в дружественных отношениях. Во всяком случае, частенько устраивают товарищеские матчи, организуют выезды. Казалось бы, болельщики команд должны быть едины, мы ведь волжане. И для нас принципиально выступать за то, чтобы не давать господствовать московским клубам. Пока получается именно у «Рубина», о чем говорит два подряд золота чемпионата России. А вот вражда между болельщиками… Знаю эту историю, и очень жаль, что болельщики поссорились из-за отдельных личностей.
– В этом году вспыхнул грандиозный скандал, когда болельщики «Крыльев» в Казани устроили погром на стадионе, а потом были задержаны милицией.
– Я был там и во время этого матча, и во время других. И могу сказать, казанская милиция в отношении самарцев всегда ведет себя, мягко говоря, неадекватно. Считаю, что беспорядки в Казани были спровоцированы действиями стражей порядка. Еще при въезде в город мы ощутили на себе их «гостеприимство». Милиционеры заходили в автобус и будили дубинками спящих людей, в том числе женщин, обыскивали по нескольку раз, что называется, с пристрастием. То же самое происходило и при входе на стадион. Прежде чем пропустить на сектор, мужчин били в пах. А потом сам матч. Так стыдно за команду не было еще, пожалуй, никогда. «Крылья» откровенно отбывали на поле номер, и это выглядело, как издевательство. Все это наложилось, и в итоге вылилось в беспорядки. Уверяю, ни о какой спланированной акции и речи не может быть.
Повторяюсь, все наложилось одно на другое. Конечно, метать кресла – не лучший способ реагировать на происходящее вокруг. Но болельщики – люди эмоциональные и порой не могут сдержаться. Возмутило, что болельщиков стали поливать холодной водой из брандспойта, причем всех без исключения. И это осенью, когда уже было холодно! Лично я потом болел две недели, отлеживался дома. А когда болельщики стали выходить со стадиона, то стражи порядка хватали всех подряд, без разбору. По принципу: нравишься – не нравишься. Многих клали на бетонный пол, потом ставили ногу на спину, давили что есть силы и спрашивали: «Приедешь еще в Казань»? Если болельщик отвечал, что никогда не бросит свою команду, то милиционеры давили на спину еще сильнее. Я не оправдываю тех, кто действительно ломал кресла, жег сиденья, то есть нарушал порядок. Но таких из тысячи было немного. При чем здесь остальные, нормальные болельщики? Глядя на то, что творит казанская милиция, я спросил у полковника: «А если к вам приедет губернатор Самарской области, вы так же будете себя вести»? В ответ он лишь рассмеялся. В общем, в Казани всячески нарушали права человека.
– Сейчас «Крылья» на официальном сайте предлагают болельщикам составить лучшую команду десятилетия. Кого лично вы считаете символом самарского клуба?
– Не стану отдавать предпочтение кому-то одному. Назову трех. Во-первых, это Андрей Каряка. Именно «Крылья» открыли его как футболиста, здесь он по-настоящему раскрылся, стал звездой российского уровня, попал в сборную. На его игру было любо-дорого смотреть – чего только стоят его дальние удары и штрафные. Каряка, безусловно, стал кумиром целого поколения самарских болельщиков. На втором месте – Андрей Тихонов. Тихонов – это человек мира. Наверное, все уважают его за профессионализм и отношение к делу. Тем более что и человек он очень простой, совсем не надменный и никогда не страдал звездной болезнью. На третьем месте – я надеюсь, что он станет для Самары знаковым футболистом, – действующий игрок «Крыльев» Евгений Савин. Несмотря на тяжелую ситуацию, он говорит, что не бросит команду и чтит самарских болельщиков. Думаю, в следующем сезоне он обязательно станет лидером команды. Савин достоин капитанской повязки.
– На ваш взгляд, какой период для болельщиков был «золотым»?
– Однозначно это время правления Германа Ткаченко. Было видно, что он понимал: футбол и команда существует для болельщиков. Все делалось для нас. Команда была открытой, на стадионе царила неповторимая атмосфера, игроки всегда были расположены к общению. Сам Герман Ткаченко часто рассказывал о положении дел в команде на ТВ или в прессе. Понятно, что отношение к болельщикам было продиктовано и законами бизнеса. Но все равно мы чувствовали искренность. Ткаченко подарил Самаре сказку, создав прекрасную команду. Еще было отличное время, когда главным тренером был Леонид Слуцкий. К болельщикам он всегда был открыт. Мы, например, проводили турнир по боулингу и волейболу. Слуцкий пришел и на первое, и на второе мероприятие. Причем на волейбольный турнир он подтянул почти всех игроков основного состава!
ВОБ и акционерное общество
– Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что болельщики клубу не нужны? К примеру, в 2007 году самарцы в знак протеста против плохой игры бросали шарфы на поле…
– Не знаю как другие, но лично я никогда не позволил бы себе швырнуть клубный шарф в кого-то из игроков или просто на поле. А тот период в истории команды я помню, в том числе и не с очень приятной стороны. В то время команду тренировал Сергей Оборин. Лично я ничего не имею против него, но мне казалось, что ему как-то все равно до болельщиков. Когда он пришел в команду, мы изготовили в его поддержку баннер: «Оборин, у тебя все получится!» Мы его вывешивали на трибуне, держали возле автобуса. Но реакции от Оборина не было никакой! Не знаю, может быть, он просто не умел выражать эмоции? Хотя знаю, что, когда он покидал команду, лично пожал всем сотрудникам клуба руку – от гендиректора до простой уборщицы. Еще не совсем понятна нынешняя ситуация. Клуб все время говорил, что долги погашаются. Это мы слышали из года в год. Но на самом деле они все время росли. Мне кажется, клубу надо быть более открытым к болельщикам. В конце концов, многие из нас – люди понимающие.
– Как лично вы относитесь к ВОБ?
– Как любая общественная организация, ВОБ имеет право на существование. Но мне кажется, что она не отвечает интересам всех российских болельщиков. Здесь пропагандируется какой-то избирательный подход. Например, билет на матч сборной России невозможно приобрести, условно говоря, за 500 рублей, если ты не член ВОБ. Если ты не входишь в эту организацию, будь добр выложить 2000 рублей и выше. Это странно. Во-вторых, когда многие самарские болельщики оказались под стражей казанской милиции, я не заметил со стороны ВОБ какой-либо реакции. Только слова, а до реальных дел не дошло.
– «Крылья» могут не допустить к чемпионату. Каким вам видится будущее команды?
– Я просто уверен, что «Крылья» в этом сезоне будут играть в премьер-лиге. Не просто же так об этом заявил министр спорта Виталий Мутко. РФПЛ призывает СМИ не нагнетать ситуацию вокруг «Крыльев» и утверждает, что команда будет участвовать в чемпионате. Видно, что для спасения «Крыльев» делается все возможное. Гендиректор клуба Юрий Макеев держит ситуацию под контролем. Насколько мне известно, клуб со дня на день должен начать подписывать контракты с новичками и главным тренером. Скорее всего, этот год будет посвящен выходу из кризиса. Клубу необходимо гасить долги, чтобы потом не возникало проблем. А уже потом, сохранив место в премьер-лиге, команда вернется в число лучших команд.
– А если предположить, что РФС не допустит «Крылья» с чемпионата? Что тогда?
– Тогда на улицы выйдут уже десятки тысяч самарских болельщиков! В Самаре футбол – образ жизни. Люди не мыслят себя без команды. В конце концов, футбол – социальное явление. Не думаю, что кому-то нужны народные волнения. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом.
– Когда было тревожнее: в 2005 году, кода в команде играла молодежь и опытные, но списанные со счетов футболисты? Или сейчас, когда на сборе «Крыльев» – чуть больше десятка игроков?
– Тогда была уверенность в завтрашнем дне. У нас был тренер Гаджи Гаджиев, который жил «Крыльями», мы ему верили, и знали, что он сумеет сколотить команду, какие бы игроки у него под рукой не были. В итоге так оно и случилось. Команда достойно выступила и в премьер-лиге, и в Кубке УЕФА. Сейчас ситуация немного другая. У команды новый главный тренер, которого мы еще толком не знаем. Но лично я верю в тренерский гений Газзаева. Уже по тому, что он говорит и как себя ведет, можно сказать, что он опытный наставник, для которого «Крылья» уже стали родной командой. На его месте любой другой тренер все бросил и уехал. А он, наоборот, спросил у руководства клуба, как у нас обстоят дела с детско-юношеским футболом, и намечается ли открытие футбольной школы.
– Реалии провинциального футбола таковы, что клубы существуют за счет областного бюджета и спонсорской поддержки. Это неизбежно?
– Пока да. Но что касается «Крыльев», то здесь поняли: это путь тупиковый, в никуда. Поэтому руководство провозгласило новую концепцию развития. Клуб должен зарабатывать сам, стать самоокупаемым. Юрий Макеев после стажировки в «Интере» рассказывал, что миланский клуб зарабатывает 86% бюджета. И 14% – это поступление от спонсоров. «Крылья» сейчас будут идти по этому пути. Не секрет, что главная затрата клуба – это покупка новых игроков. В «Крылья» собираются растить своих воспитанников, за счет собственной школы. Чтобы талантливые футболисты играли в «Крыльях», и за них не нужно было бы платить. Еще один выход из модели – поменять форму собственности клуба, сделать его открытым акционерным обществом. Чтобы болельщики могли участвовать в жизни команды, помогать финансово. Думаю, в Самаре как раз такие люди есть.
буагага
Люди получают то, что получают, и это не имеет ничего общего с тем, что они заслуживают.