Призрак горняцкого духа
Звонкая чеканка шага в этом сезоне в Кубке УЕФА и ходьба на месте в национальном первенстве – наставник лондонских «шпор» Харри Реднапп, привезя в Донецк сливки клубной академии и разбавив их несколькими игроками основного состава, не стал изменять своим приоритетам. Олимпийский принцип «Тоттенхэма» по отношению к турниру укреплял и бешенный график игр – шесть матчей за 17 дней – тут любой противник ротации состава запишется в Бенитесы. Чем сильно обидел избалованных визитами в Донецк Месси и Кака местных болельщиков – кто из приезжих на этот раз тянет на звезду приходилось лишь догадываться. Реднапп даже Бента, своего главного бомбардира в этом розыгрыше Кубка УЕФА, не выпустил с первых минут порезвиться на поле, охарактеризованном, кстати, Харри, как «огород, на котором даже матчи Конференции нельзя проводить». Это он еще поле в Питере в среду не видел.
Луческу до игры, как заводной, твердил о пресловутом горняцком кубковом духе, которым «Шахтер» славился в союзные времена и рассеивавшемся с появленем в Донецке очередного легионера. Турист-иностранец, забредший на матч горняков в национальном первенстве, может предположить, что это сборная Бразилии дает гастроль по городам Украины. И, в принципе, окажется не столь далек от истины. Разговоры о том, как зажрались донецкие бразильцы, а Луческу им в этом потакает, уже давно перешли в плоскость анекдотов. О каком тогда духе, интересно, шла речь? Отметим, что в день матча разжиться программкой было практически нереально. То ли кризис так ударил по Украине, то ли еще почему, но если раньше программки свободно лежали на столике в пресс-центре и каждый желающий мог брать по 3-4 штуки, то теперь их выдавали строго по одной в руки по аккредитации. Состав у «Шахтера», ввиду дисквалификации Гюбшмана (его в опорной зоне заменил Левандовски) и травмы центрбека Кучера (играл Ищенко), вышел довольно прогнозируемый: в середине поля бразильцы, вокруг – подпевка. И это еще не было проданного в «Марсель» Брандао, за время пребывания на Украине успевшего сделать свое прозвище нарицательным. Газон же и впрямь оставлял желать лучшего. Как и довольно унылый дебютный мониторинг хозяев брешей в лондонской обороне. Труппа донецких бразильцев в первые минуты, словно за каждый финт полагаются отдельные премиальные, действовала сугубо индивидуально и, к сожалению, прямолинейно. В основном правым флангом, где при посредничестве Cрны пытался прошмыгнуть мимо Шимбонда озорник Илсиньо. На другом берегу атак «Шахтера» корчил из себя Роналдиньо 19-миллионный (в долларах) Вилльян – каскады «педалад» и ноль толку. До единственного форварда Гладкого мяч почти не доходил. Как и до Кэмпбелла на противоположной половине поля. Народ свистел. Ахметов и Янукович в VIP-ложе сидели с лицами, будто только что увидели свежий рейтинг от Forbes.
Прочертив у подступов к штрафной «Тоттенхэма» линию фронта, горняки никак не могли выбраться за ее пределы – Гомесу же и компании пребывание в таком «Сталинградском кольце» явно было на руку. По настоящему в первом тайме стадион ойкнул лишь на 25-й минуте, когда Гладкий, приняв мяч на правом углу вратарской, ударил параллельно воротам. Удар явно из арсенала Марсело Морено – очередной трансферной «удачи» донетчан. Корявого боливийца, кстати, не было даже в запасе. Послеантрактную активность «Шахтера» (даже немного горняцким духом запахло) на 50-й минуте едва не погасил лидер «шпор» Джермейн Дженас. Убежав после длинного паса от Ищенко и выйдя один на один с Пятовым, Джи Джи не сумел толково пробить. Интересно, что подобравший мяч Чигринский с перепугу едва не вернул его сопернику, отдав поперечный пас еще не успевшему отдышаться Ищенко. Реднапп от досады сплюнул и замахал рукой в сторону своих ворот – дескать, назад, главное – оборона. Мороз крепчал. Вместе с ним еще более индевели и без того железо-бетонные редуты лондонцев, которые хозяева от бессилия стали упражняться пробивать дальними ударами (как правило, блокируемыми). И тут на сильно разгневанного пресс-релизом УЕФА, согласно которому Луческу никогда не выигрывал у представителей туманного Альбиона (на самом деле это не так), румынского тренера снизошло озарение – он снял с игры Гладкого и выпустил Селезнева. Едва вбежав в штрафную на подачу Жадсона со стандарта, Евгений тут же кивком затылка отправил мяч в сетку, а заодно выместил злость и досаду, копившуюся в нем последние две недели (недавно воры обчистили донецкую квартиру бомбардира). «Шахтер» ожил и вскоре состряпал очень важный второй гол. Бразильский. Соорудив элегантную стеночку с Вилльяном, Жадсон, сместившийся с правого фланга, на замахе убрал несколько защитников и добавил к «ассисту» гол. Плеймейкер донетчан записал на свой счет уже шестой мяч в этом сезоне в еврокубках (пять он осенью забил в Лиге чемпионов). «Шахтер» выиграл, но впечатление оставил двойственное: с одной стороны, хороший результат, с другой – слабое представление о том, как вскрывать эшелонированную оборону. Отрадно, что удалось забить со стандарта – ахиллесовой пяты всех украинских команд. И, конечно же, нельзя не отметить удачные замены – Селезнев забил гол со штрафного, заработанного Адриано. Неплохо команда смотрелась в плане «физики». Учитывая, что вскоре после ответного матча с «Шахтером» «шпорам» предстоит финал Кубка английской лиги с «МЮ», вряд ли Реднапп выставит в Лондоне боевой состав. Но обольщаться все равно не стоит – в начале зимы успешную операцию по идентификации крепкого характера у лондонцев провел московский «Спартак», также выигрывавший у «шпор» со счетом 2:0.
После матча довольный Луческу был обескуражен работой молодого переводчика. Наслушавшись, как этот молодой паренек (на вид лет семнадцати) объяснял русскоязычным репортерам, что говорит Реднапп (с трудом верится, что Харри мог произнести: «Я очень доволен действиями моей команды», «Мы добились хорошего результата», «Джон Босток (вышел на 89-й минуте) провел отличный матч»), владеющий английским румын дал для приезжих акул пера «прямой» комментарий. Пока что Мирче есть чем гордиться.
Все Ахметовские деньги считает. Свои пора иметь...
А мороз был сильный или нет? Во всем виноваты хохлы. Забыл написать про поле для амерканского футбола. И работниках ЦРУ в манишках стюардов.