Дмитрий Чуковский: «НТВ-Плюс» не хочет быть монополистом»
- Дмитрий, месяц назад, когда тендер на право транслировать матчи чемпионата России только начался, настроение у вас было оптимистичное. С тех пор конкурс закончился, ни одной заявки не поступило, а в российских СМИ и среди болельщиков поднялась целая волна недовольства и возмущения. Как намерены на это реагировать?
– Вы знаете, эта волна удивила меня не своей массовостью, как это было два года назад, а огромным количеством очень взвешенных, трезвых и разумных суждений болельщиков футбола, которые находятся, как выяснилось, на нашей стороне. Они прекрасно понимают, что наш футбол должен развиваться, и заинтересованы в том, чтобы это развитие происходило. Контракт, который был предложен нами премьер-лиге какое-то время назад, – один из понятных, прозрачных и проверенных в европейских лигах путей развития национальных чемпионатов. Два года назад просто было слишком много эмоций, сейчас же мы наблюдаем понимание необходимости делать подобные шаги.
Что касается нашей позиции, то мы не считаем, что сейчас так уж необходимо монополизировать наш футбол. Наоборот, мы по-прежнему предлагаем телекомпаниям показывать еще по два матча. Единственное, что мы хотим это делать на основании каких-то договоренностей – открытых и понятных.
Мы ежегодно платим 20 миллионов долларов РФПЛ. Если взять и поделить эту цифру на 7 матчей, которые существуют в туре, и умножить на два матча, права на которые мы предлагаем, то можно получить ту самую объявленную цену на права – 6 миллионов. Мы не рассказываем каких-то сказок, а просто объясняем, как было сформировано такое минимальное тендерное требование.
– Однако и «Рен-ТВ», и ТВЦ, и 7ТВ , и «Спорт» с этими требованиями не согласны.
– Хотелось бы выразить свое отношение к комментарию представителя телеканала «Спорт» о том, что на грани рентабельности для их компании цена на трансляции в 1 миллион долларов, то есть в шесть раз меньше, чем мы хотим. 1 миллион в год! Посчитайте сами: если бы вообще не было компании «НТВ-Плюс» и премьер-лига сказала бы телеканалу «Спорт»: «Дорогие мои, показывайте. Вот вам два матча». Для того чтобы эти игры снять, по нынешним телевизионным ценам необходимо было бы потратить от 1 до 1,2 миллиона. Получается, что для телеканала рентабельность этого показа была бы либо нулевой, либо им нужно было бы доплатить еще двести тысяч. Я думаю, это во многом абсурдно.
– Получается, что показ чемпионата России никому не выгоден в любом случае.
– Я не хотел бы говорить об этом. Как человек, который занимается спортивными трансляциями, я хорошо знаю основы телевизионной экономики и понимаю, что подобные утверждения, которые нередко звучат, не совсем взвешенны.
– Многие предлагают «НТВ-Плюс» развивать сотрудничество с кабельными сетями: не только с московскими «Акадо» и «Корбиной», но и региональными компаниями. Чтобы для доступа к спутниковым каналам не надо было покупать дорогостоящее оборудование и договариваться о месте под тарелку.
– Мы действительно отдаем несколько каналов в кабельные сети. Что касается будущего, то это только планы. Сейчас каналы «НТВ-Плюс» не распространяются по кабельным сетям в том объеме, в котором могли бы.
– А с чем это связано?
– Это вопрос не столько распространения, сколько взаимоотношений с компаниями, которые этим занимаются. К сожалению, мне сложно подробнее ответить на этот вопрос, потому что моя основная работа – наполнение канала, а не способ его распространения.
– Существует мнение, что права, которые «НТВ-Плюс» когда-то купил у РФПЛ, были приобретены на государственные деньги компании «Газпром», являющейся основным акционером телеканала. Сейчас же компания вновь пытается продать сублицензию государственной компании ВГТРК – телеканалу «Спорт».
– На самом деле «НТВ-Плюс» – отдельная коммерческая единица. Действительно, мы члены холдинга «Газпром Медиа», и существует определенная доля, которая принадлежит этой компании. Но при этом мы абсолютно негосударственная компания. Почему вы предлагаете, чтобы телевизионная компания, купив права, часть этих прав кому-то отдала бесплатно? У меня по этому поводу есть отличное сравнение. Это все равно что просить футболистов играть бесплатно, раз уж команда живет на государственные деньги. Клуб «Локомотив» принадлежит РЖД – практически государственной компании. Соответственно, налогоплательщики уже один раз заплатили за железные дороги и не должны второй раз покупать то же самое. Пусть «Локомотив» тогда попросит футболистов, чтобы они осознавали всю социальную ответственность своего дела и бегали бесплатно. Это же абсурд, правда?
– Может ли волна фанатского недовольства быть вызвана отсутствием культуры потребления телевизионного продукта за деньги?
– Конечно,в России исторически не принято платить за телевидение. Хотя положительные сдвиги в этом отношении есть. Все больше людей понимают, что за деньги можно получить совершенно другой телевизионный продукт, совершенно другого качества. Меня радует, что в этом году мы слышим намного меньше возгласов типа «Горите вы все в аду» и все больше разумных , взвешенных мнений.
– На данный момент никаких заявок на право купить трансляцию матчей чемпионата России нет. Что дальше?
– Впереди еще два месяца, и мы надеемся, что решим этот вопрос. Будем встречаться, общаться. Главное, чтобы не пришлось заниматься решением проблемы в первую неделю чемпионата России.
– Готова телекомпания «НТВ-Плюс» пойти на изменение условий тендера?
– Для того чтобы пойти на компромисс, надо иметь хоть одну заинтересованную в нем сторону.
в большитсве случаев так: кто зарабатывает достатончо - не имеет технической возможности поставить тарелку.
кто зарабатывает мало - экономической. а кто-то принципиально считает спорт бесплатным.
Если бы спорт мог платить 6 миллионов за сезон, то крест никогда вообще бы не получил прав, тем более эксклюзивных.
Что касается тендеров. ДВД и рынок трансляций все таки различны. Но главное в вашей теории я не понимаю кто будет покупать? Каналы получают прибыль с рекламы, ретрансляционные станции с абонентской платы (для Питера это порядка 2 млн.дол. в месяц). Технически сегодняшняя система не способна отделить сигнал на платный и бесплатный. Вот и получается, что у проектов типа НТВ+ нет на рынке покупателя, кроме разве что государства, но последний вариант не катит никак, проще уже имеющимся каналам денег дать. Понятно что тарелка это вчерашний день. Сигнал должен идти по кабелю, желательно оптико-волоконному. Тарелки же могут стоять на неких промежуточных ретрансляционных станциях. Должны быть некии дешифраторы сигналов в домах. Технически все это возможно, но требует серьезных финансовых затрат. Честно говоря я большие надежды связываю с компаниями предоставляющими интернет (типа Авангард) и сотовыми операторами, но ждать существенного прорыва в ближайшие 5-7 лет я бы не стал.
Про какие еще тендеры вы говорите, что за бред, может вы думаете DVD-диски в магазины тоже пославляют через тендер. Если канал заинтересован в расширении аудитории он будет поставлять сигнал всем, кто захочет его получать по установленной закупочной цене.
Вы утверждаете, что не все идеально - я готов с вами согласится, но это никак не отрицает того, что ситуация с доставкой канала уже сегодня была бы гораздо лучше если бы канал не пренадлежал конкретной спутниковой системе.
При моей схеме у НТВ+ не должно быть никакой значимой функции, она может лишь распространять этот канал в общем ряду других доставщиков сигнала конечному абоненту.
Некая телекомпания выкупает права на трансляцию матчей премьер-лиги у РФПЛ. Снимает матчи своим оборудованием, и уже готовый канал с трансляцией матчей и разных футбоольных программ выставляет на продажу всем тем операторам кто готов его купить для дальнейшей перепродажи своим абонентам.
Покупают его естественно не кабельные сети а ля «коллективная антенна», а те операторы, у кого есть техническая возможность предоставлять абонентам пакеты телеканалов по разной стоимости. На примере Москвы это Корбина, Стрим, Акадо, Онлайм, Кверти и т.д. Т.е. на сегодняшний день их уже не мало и они были бы рады продавать подобный контент для привлечения абонентов. НТВ+, ТриколорТВ, либо же другая спутниковая система, в свою очередь тоже была бы заинтересована в распространении данного канала отдельным пакетом или в пакете с другими каналами.
Т.е. чисто математически мы получили бы тот же НТВ+ + еще много чего уже сегодня.
А что касается денег для клубов - тут мы только в начале пути. Конечно, пока 25 миллионов в год на 16 клубов - это мизер, но начинать-то нужно с чего-то. Будет прямая заинтересованность клубов в собственном разитии - будут квалифицированные менеджеры, будет интерес - будут доходы. Просто нужно потерпеть.
НТВ+ надо создать свою собственную кабельную сеть, чтобы людям не платить больше половины средней зарплаты в Москве за оборудование