Из России без любви
Амр Заки
Уроженец египетского города Мансура, встав на ноги в одноименном клубе (20 мячей в 20 играх), отправился покорять столицы. Первым пунктом остановки стал каирский ЕНППИ – клуб местной нефтедобывающей компании, откуда Заки впервые получил вызов в сборную Египта. Лучший бомбардир египетского чемпионата, он легко сумел составить конкуренцию в атаке «фараонов» казалось бы незаменимому Мидо: выйдя на поле вместо него в полуфинальном матче Кубка Африки-2006, Заки забил решающий гол.
Став одним из главных открытий этого турнира, Амр заинтересовал многие европейские клубы (например, «Нант»), но не смог устоять перед сверхвыгодными финансовыми условиями московского «Локомотива». По разным данным, трансфер восходящей африканской звезды обошелся железнодорожникам от 1,2 до 3 миллионов евро. И с марта 2006 года Амр Заки стал главным кандидатом на роль второго форварда «Локо» (первым, разумеется, был Дмитрий Сычев).
Но в Москве у египтянина совершенно не сложилось, в интервью он объяснял это тем, что не говорит по-английски и уж тем более по-русски, к тому же обнаружились проблемы со здоровьем. Заки говорил: «У меня сложилось определенное ощущение, что меня приобрели как бы от жадности. Я так ни разу и не сыграл за эту команду. Очень скучал по Египту, да и климат в России ужасный». Два появления на поле в рамках турнира дублеров и уже в августе 2006-го затосковавший Заки отправился обратно в Египет, в «Замалек» – сначала в аренду, а потом и подписав полноценный контракт. Быстро вернувшись на свой прежний уровень он вновь заинтересовал европейских скаутов, да и английский подучил.
16 августа 2008 года Амр все-таки дебютировал в премьер-лиге – раз уж не получилось в российской, то в английской – и мгновенно стал оправдывать свое прозвище «Бульдозер». Титул лучшего бомбардира, сравнения с Аланом Ширером, интерес со стороны топ-клубов («Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Реал») и номинация на титул лучшего игрока года в Африке – все это стало следствием мощной и результативной игры Заки. А вот так он оставил в дураках Коло Туре из «Арсенала»:
Стив Брюс, тренер «Уигана» замечает: «Этот футболист может добиться многого. Наши болельщики полюбят его, потому что он — страстный игрок, действующий на поле с сердцем. Он хорошо двигается, физически мощный, хорошо играет в воздухе и обладает ударом с обеих ног». Нельзя не согласиться.
Рафаэль Шмитц
Бразильский футболист немецкого происхождения (в Бразилии довольно много этнических немцев, достаточно вспомнить легендарного бомбардира Артура Фриденрайха или вратаря Клаудио Таффарела) родился в городке Блюменау, основанном когда-то переселенцами из Германии в бразильском штате Санта-Катарина. Поиграв на юношеском уровне в Бразилии, Рафаэль отправился в Европу, но не на историческую родину, а в соседнюю Францию. Став в 21 год игроком «Лилля», он начал методично, но не очень успешно отвоевывать место в составе. В сезоне-2003/04 в рамках сохранения хорошей формы отправился в Россию, на полгода став игроком самарских «Крыльев Советов».
По ходу сезона тренер самарцев Гаджи Гаджиев не раз высказывал недовольство игрой защитника, но несмотря на это Рафаэлю в «Крыльях» понравилось: уже после возвращения в «Лилль» Шмитцу поступали предложения из России. Сам игрок говорил, что у него «действительно есть желание вернуться в Россию, поскольку провел там не самый плохой период в своей карьере». Но было уже поздно: с 2005 года футболист стабильно попадал в основу «Лилля», считался одним из лучших защитников французского чемпионата, и к тому же получил второе гражданство, позволяющее ему не попадать под лимиты на легионеров в странах ЕС.
Правда, в «Лилле» у него вновь не все стало получаться (тем не менее он сыграл 99 матчей за эту команду), но теперь варианты для продолжения карьеры искались отнюдь не на востоке: Шмитц сначала поиграл в еще одной аренде в «Бирмингеме», а в этом году перебрался в соседний с Лиллем Валансьен. В местной команде он сразу стал капитаном.
Тиаго да Силва
Начав карьеру в юношеских командах «Флуминенсе», Тиаго да Силва впервые сыграл в чемпионате Бразилии в футболке «Жувентуда» в возрасте 20 лет. Попробовавшись на позиции правого вингера и в полузащите, игрок нашел себя в роли центрального защитника. Как и многие талантливые бразильские футболисты, он вскоре привлек внимание европейских клубов, отправившись сначала в «Порту», а оттуда в московское «Динамо», которое в 2005 году активно приобретало игроков из португальского чемпионата.
Тиаго перешел в московский клуб с травмой, от которой то ли по-настоящему, то ли в качестве прикрытия, лечился весь московский период карьеры. Поняв, что играть бразилец не собирается, «Динамо» вернуло его в родной «Флуминенсе». На родине Тиаго играет совершенно иначе и получает соответствующие оценки: его называют одним из лучших центральных защитников Бразилии, хвалят за умение читать игру и хорошую скорость. Защита «Флу» считается местными специалистами одной из лучших, неудивительно, что Тиаго получил вызов в сборную от Дунги, сыграв, правда, с не самыми сильными соперниками – Сингапуром и Вьетнамом. А в августе 2008 года Силва завоевал с олимпийской сборной бронзовую медаль на играх в Пекине.
Если учесть, что футболист по большому счету только начинает свою карьеру (ему 24) и контракт у него заканчивается через несколько месяцев, вполне логичным кажется, что возвращение дефа в Европу не за горами. Вот только скорее это будет клуб из Испании или Германии, чем московское «Динамо».
Фернандо Кавенаги
Самый известный пример игрока не сумевшего раскрыться в России – аргентинец Фернандо Кавенаги. Во взрослом футболе Фернандо дебютировал в 17 лет, в 18 стал основным нападающим родного «Ривер Плейт», несколько лет становился одним из лучших бомбардиров чемпионата Аргентины, заслужил пристальное внимание топ-клубов Европы. Летом 2004 года московский «Спартак» заплатил за него около 11,5 млн долларов. Эту сумму вспоминали и по тем большим праздникам, когда аргентинцу все-таки удавалось забить за «Спартак», и – куда чаще – когда Кавенаги продолжал регулярно выходить на поле – нужно ведь было хоть как-то сохранить на него высокую цену.
В итоге продать Фернандо удалось в «Бордо» и даже с не самыми большими финансовыми потерями. Не успели спартаковские болельщики порадоваться, что сбагрили непутевого форварда, как Фернандо начал забивать за жирондинцев. В сезоне-2007/08 Кавенаги стал одним из лучших нападающих во Франции, отвоевал место в основе своего нового клуба и вновь заинтересовал тренеров сборной. Почему спартаковские тренеры не сумели подобрать ключ к талантливому аргентинцу и упустили форварда топ-класса – загадка.
Жорже Вагнер
Жорже Вагнер приехал в Россию, будучи игроком основы бразильского «Крузейро»: в 2003 году Вагнера вместе с Леандро приобрел московский «Локомотив». Флангового полузащитника Вагнера в «Локомотиве» сначала ставили в центр, потом усадили на скамейку, затем несколько раз отдавали в аренду («Коринтианс», «Интернасьонал»), но как бы хорошо бразилец там ни играл, в «Локо» в него верить не начинали.
Сыграв за основу железнодорожников 9 матчей, Вагнер, формально принадлежа им, стал серебряным призером чемпионата Бразилии, числился среди кандидатов в сборную, получил титул лучшего латераля Бразилии и выиграл Кубок Либертадорес. Когда контракт Жорже Вагнера с «Локомотивом» истек, он на правах свободного агента перешел в испанский «Бетис», где не захотел бороться за выживание в чемпионате, и вновь вернулся на родину.
В 2007-м несостоявшийся железнодорожник стал чемпионом Бразилии с «Сан-Паулу». Там, кстати, он снова встретился с другим бывшим игроком «Локо» – Леандро. Когда в 2005 году Вагнера хотели вернуть в Москву, Валерий Филатов сказал: «В прошлый раз южноамериканцы не адаптировались в наших условиях и ничего не показали. В этом вопросе очень много нюансов. Если игрок, особенно бразилец, хорошо выступает в своем чемпионате, не факт, что он заиграет в России».
Надо признать, что бывший президент «Локомотива» полностью прав, а многочисленные примеры Барриентоса, Монтенегро, Роберта и прочих только подтверждают его слова.
Предлагаю повспоминать еще примеры нашего российского разгильдяйства))