«Риисе, он вернулся!»
Лондонский футбольный колорит не обманывает ожиданий: из каждой открытой двери несется отчаянное «Carefree, wherever we may be!», а вместо привычного меню на доске у пабов написано размашистое «Chelsea only». Фулэм роад – ближайшая к «Стэмфорд Бридж» улица – заполнена запахом фиш-энд-чипс (фирменной английской рыбы с картошкой) и наводнена болельщиками всех возрастов, цветов и социальных положений.
Встречаются похожие на отечественных локогелз девочки в розовых шапочках с фирменной эмблемой, огромные лысые парни с татуировками на затылке, семейные пары с малышами при полном футбольном параде, старушки с аккуратно приколотыми значками, американского вида дамы в ковбойских шляпах, арабки в парандже и кроссовках, пижоны с челками в узких джинсах и студенты из Пакистана.
В пабы стоят огромные очереди, а очереди окружены плотным кольцом туристов: футбольные фанаты здесь – такая же достопримечательность, как Биг-Бен и Лондон Ай.
При входе на стадион поражает светящаяся громада фирменного магазина «Челси» – двухэтажный мегастор был открыт два года назад. Улыбается со стены расслабленный Баллак, привычно сосредоточен Джон Терри. Внутри итальянцы и русские трогают шарфы и майки, спрашивают, сколько стоит нанести имя на футболку. Услышать родное: «А вот эту, черную, Сашке возьми» – не проблема. Торговый центр закрывается одновременно с кик-офф – временем начала матча.
Болельщиков «Ромы» перед входом на восточную трибуну окружили сразу три касты органов правопорядка: полицейские, стюарды и конные офицеры. Как выяснилось позже, бояться тиффози Лондону не стоило: буйствовать им было бы просто глупо. Журналисты же пользуются привилегиями: отдельный вход, шампанское, устрицы, буфет, приватный выход на трибуны. Ракурс на поле для представителей четвертой власти удивительный – почти как со скамейки запасных, на одном уровне с полем. Ощущение, как будто всю игру показывают с одной камеры – той, которая обычно снимает игрока, подающего угловой. Зато удобно рассматривать игроков фланга.
На табло гоняли моменты трагического для лондонцев финала Лиги чемпионов – стадион намека не понял и ответил дружным негодованием. При объявлении составов глава Chelsea TV Нил Барнетт не удержался от шутки: «Йон-Арне Риисе – он вернулся!» – в дальнейшем каждое касание мяча счастливого для «Челси» норвежца встречалось овацией.
Перед глазами возникла фигура лысого господина в черном костюме. Человек стоял впереди неприлично долго – пора уже было начинать смотреть матч, и тут он повернулся – выяснилось, что это Лучано Спаллетти. Мужчина в теплой куртке слева от него, раздражавший уже несколько минут, тут же идентифицировался в Сколари. Вместе они смотрелись комично – элегантный поджарый итальянец и крупный бразилец в спортивном костюме. На стиле игры команд это противоречие не отражалось.
На 8-й минуте Лэмпард неопасно ударил по воротам – мяч достал Дони, но стадион сказал «Ах!» как по сигналу. Синхронная реакция трибун удивляла весь матч: складывалось ощущение, что где-то сидит суфлер, достающий таблички: «Ох!», «Ух», «Ооо» – и, наконец, на 77-й минуте – «Йеее!».
На поле вовсю доказывал свою способность заменить Макелеле Оби Микел: нигериец удержал мяч на своей половине поля, несмотря на активный прессинг «Ромы», прорвался через центр и заработал опасный штрафной после фола Мексеса. Деку и Лэмпард со второй попытки разыграли стандарт: португалец лениво откинул, а англичанин пробил в левый верхний угол ворот – да так, что содрогнулась крестовина. Сколари тут же обернулся к ложе прессы, виновато пожав плечами, мол, эх парни, что я могу тут поделать.
Остаток первого тайма команды провели в борьбе: бесновался Спалетти на бровке, судья несколько раз остановил игру в пользу провинившегося, трибуны обвиняли Тотти в симулянтстве. «Челси» пытался комбинировать и создавать опасность за счет мелкого паса: Лэмпард несколько раз отдавал мяч пяткой – он вообще начал много финтить, практически освободившись от черновой работы.
На второй отрезок встречи «Челси» вышел с четкой установкой давить. Футболисты строго исполняли наказ: в начале тайма опасно бил Анелька, в середине поля властвовал Оби Микел, Босингва несколько раз прорывался по флангу с последующими прострелами. «Рома» откровенно играла на ничью с робкой надеждой на успех в контратаке. Стадион упорно гнал свою команду вперед – и мяч скользнул по голове Джона Терри после того, как угловой подал Лэмпард – трибуны предсказуемо взревели. Радость захлестнула даже невозмутимых репортеров – взрослые мужчины, побросав блокноты, принялись обниматься друг с другом.
Спаллетти проигрывать не желал – итальянец помрачнел и стал еще более яростно доказывать своим футболистам, что еще можно выиграть. Кричал безрезультатно Таддеи при розыгрыше очередного стандарта: «Родриго! Хэй! Ю а нот дефендер!». Пытался встряхнуть команду, совершив двойную замену, – на поле появились опытный Макс Тонетто (Риисе отправился переживать очередную результативную ошибку в пользу «Челси») и молодой Жереми Менез (Таддеи так и не осознал, что он не «дефендер»).
В концовке ближе к голу был «Челси» – наигравший на забитый гол Лэмпард пытался закрутить мяч под перекладину, но удар отразил Дони. Болельщики «Ромы» притихли в ожидании свистка, фиксирующего очередное поражение их команды в Англии. «Челси» же доказал болельщикам и самому себе, что способен сочетать атакующую привлекательность стиля Сколари с уверенной непроходимостью стиля Моуринью.
Расходились негромко. Болельщики хозяев – каждый в бесплатном сине-белом полосатом шарфе – обсуждали, кто хуже: Дрогба или Анелька, фанаты гостей спешили успеть до закрытия пабов. В опустевшем пресс-центре запросто ужинал Фрэнк Лэмпард с женой Элен. А Нил Барнетт, отсняв все комментарии для клубного телевидения, подвел итог всей игре: «Шит матч, гуд резалт».
В эпизоде с голом он зевнул рывок Джона - и 0:1.
Да, конечно, соглашусь:)Только ведь Риисе столько «крови попил» у Челси за годы пребывания в Ливерпуле, что одним голом в свои ворота это невозможно аннулировать. Я не спорю, что Макелеле был легендой Челси на этой позиции и остаётся ей, но Ессьен, в общем, сейчас рассматривается главным кандидатом на эту позицию, и, на мой вкус, не от большого ума Грант ставил его играть справа в прошлом году. Был Пауло Феррейра, был Белетти. Гранту не хватало мудрости, а где-то и опыта чтобы поверить в их сосотятельность на правом фланге. А он поставил туда Ессьена в финале - и ганец проиграл всё Роналду, что только можно было проиграть. ДАже гол из под него забили. Ессьену не хватало навыка игры на этой позиции, ставили его туда, как мне думается, за счёт того, что хотели видеть в нём того, кого в настоящее время олицетворяет своей игрой Босингва. Но Ессьен не Босингва) Можно было бы отказаться в прошлом году от быстрых атак справа, но зато положиться на практичность в обороне:Феррейра,БЕлетти, Ивановича на какие-то матчи выпустить(хотя серб любит больше играть в центре)
:) В любом случае, я всецело разделяю мнение человека о «Стэмфорд Бридже») Самому приходилось там бывать. Правда, дело до паба дошло гораздо раньше, прежде, чем мне удалось заприметить хоть одного пижона в узких джинсах:)
А Грант ставил Эссьена направо в основном для того, чтобы на случай чего иметь дополнительный маневр - сместить Сеню в центр, дав ему его свободу, и выпустить на правый фланг активного латераля - того же Беллетти. После того как этот ход сработал в матче с Арсеналом (а также после того, как Жулиано подрастерял форму и стал частенько ошибаться), он всю оставшуюся концовку сезона его применял.
---
Кстати, рывок у Микеля приличный, что с его пластичностью выглядит довольно эффектно и действует довольно эффективно :) Таких штрафных в этом сезоне он заработал уже 3-4. Он так уходит от встречающих, что рубят его просто от безысходности :)
Ну а по Гранту и добавить нечего. Действительно, ответственность давила на него настолько сильно, что, казалось, большинство решений он принимает просто импульсивно. Ни о какой уверенности в себе и речи не было..