Спасатель из Одессы
Правая рука Прокопенко
В российском футболе уже трудился другой знаменитый одессит – Виктор Прокопенко сделал в Волгограде команду, с которой не шутят. В начале 2000-х с «Ротором» работал и другой украинец – Евгений Кучеревский, вскоре возглавивший «Торпедо-ЗИЛ» – прародителя ФК «Москва», с которым нынче нянчится Олег Блохин. В разное время украинцы «светились» в Тюмени (Сергей Морозов, «Динамо-Газовик»), Махачкале (Мирон Маркевич, «Анжи») и Владикавказе (Владимир Мунтян, «Алания»). С самым успешным тренером из этого «самостийного» списка Семен Альтман в свое время поднимал одесский «Черноморец» – у Прокопенко он был правой рукой.
В тренеры Семен Иосифович подался еще в возрасте 30 лет, когда из-за травмы спины завершил карьеру вратаря и вернулся в «Черноморец», ворота которого защищал с 1966 по 1972 год. Шесть лет Альтман возился с малышней в ДЮСШ «моряков», мечтая поступить в ВШТ, куда его из-за «пятой графы» так и не приняли. Кое-кто был против, и когда в 1982 году его позвал к себе помощником Прокопенко, но Виктор Евгеньевич настоял. И не прогадал. Два года спустя, создав классную команду, одесситы лишь из-за предвзятости рефери на финише упустили бронзовые медали союзного первенства в соперничестве с «Днепром». Успехи «Черноморца», видимо, были не всем угодны – вскоре началась кадровая чистка в руководящем аппарате, в результате которой не выдержал и ушел в «Ротор» Прокопенко. Альтман остался, но первую команду ему так и не доверили.
В бытность детским тренером Семен Иосифович познакомился с Анатолием Бышовцем, в 1989 году пригласившим своего друга и единомышленника в московское «Динамо». С олимпийским чемпионом Сеула Альтман плодотворно работал до лета 1990 года, пока того не «призвали» в сборную. «Мне тогда доверили руководить игрой «Динамо» в качестве и.о. главного тренера, – вспоминает Альтман. – И мы выиграли последние в советской истории легендарного клуба медали – бронзовые!» Казалось бы, что еще нужно? Но руководители москвичей посчитали по-другому, пригласив Валерия Газзаева, а уроженец Чугуева (это в Харьковской области) Альтман вернулся в свой Маленький Париж. И вновь на должность оруженосца Прокопенко.
«Оплеуха» от «Вердера»
Дважды этот тандем выигрывал Кубок Украины, а «Черноморец» показывал очень симпатичный атакующий футбол. Кстати, Семена Иосифовича сильно раздражает, когда игру миллионов начинают делить на откровенную и прагматичную: «Футбол – это гармония. Не тактические схемы решают исход матчей, а система подготовки команды. Моя система формировалась годами, теперь она обобщена в специальной компьютерной программе».
В 1994 году, когда в одесском клубе начались большие перемены (снова в «Ротор» ушел Прокопенко), поменялось руководство, Альтман уехал помогать Бышовцу – работать с олимпийской сборной Южной Кореи. Два года спустя подался в Молдавию, наверняка даже не подозревая, что на старости лет его снова занесет на Дальний Восток.
Если Жозе Моуриньо в 40 лет выиграл Кубок УЕФА, то Альтман лишь в 50 впервые в своей карьере стал главным тренером без всяких приставок. В Кишинев он дважды привозил золотые медали местного первенства, а в 1999 году едва не вывел «Зимбру» в групповой раунд Лиги чемпионов. Следующий этап своей деятельности – в донецком «Металлурге» – коуч считает лучшим. Одессит сумел создать очень боеспособный коллектив, причем без легионеров, которыми нынче наполнена донецкая команда, и выиграть бронзовые медали первенства. Возможно, «лучший период» продлился бы дольше, не проиграй «МетаДон» в Кубке УЕФА «Вердеру» еще позорнее, чем недавно «Луч-Энергия» «Зениту», – 0:8 в Бремене.
Так Семен Иосифович снова вернулся в Одессу. И принялся строить в «Черноморце» команду, которую не успел доваять в Донецке. Команду, игра которой базируется на трех китах – желании, способности выполнить тренерскую установку и творческом начале. «Субординация и дисциплина – альфа и омега благополучия любой футбольной команды, – утверждает Альтман. – Иначе команда начнет деградировать и в конце концов развалится». У игроков он всегда, несмотря на безобидный вид и высокий тембр голоса, вызывал боязнь и уважение – нарушение режима в его футбольную компьютерную программу никогда не вписывалось.
Боязнь «договорняков»
Успех сборной Украины на немецком мундиале многие приписывают Блохину и его сумасшедшему фарту. Но наверняка без научного подхода Альтмана украинский паровоз не доехал бы даже до границы Германии. Без совета с одесситом, который отвечал в сборной за аналитическую деятельность и психологическую подготовку, Блохин никогда не определял состав. А Семен Иосифович – без своей компьютерной программы, которая учитывает даже, остается ли игрок после тренировки, скажем, отрабатывать штрафные или нет. «Футбол – это та же наука», – любит повторять Альтман.
Сегодня во многих матчах «Черноморца» фанаты поворачиваются к своей команде спиной – при Альтмане такого не было никогда. Вернувшись в 2003 году в родную команду, спустя три года он привел ее к бронзе. В конце 2006 года у тренера, у которого в Одессе был полный карт-бланш (он выполнял еще и роль спортивного директора), случился острейший приступ панкреатита – ему с трудом спасли жизнь. Сезон-2006/07 команда завершала без Альтмана – тренеру после выздоровления не решились предложить новый контракт.
Стратега позвали в Мариуполь, где поставили задачу вернуть «Ильичевец» в высшую лигу. Но в городе металлургов одессит не задержался – поговаривают, что из-за своего принципа никогда не играть «договорняки». Этот щекотливый момент, как признается сам Альтман, обсуждался и с руководителями дальневосточников. «Подобный вопрос тревожил меня больше всего. Но руководители клуба заверили, что в России в этом плане уже все чисто и прозрачно. А так ли это на самом деле, поживем – увидим», – говорит тренер, которому впервые в карьере доведется выступить в роли спасателя.