5 мин.

Икер Касильяс: «Спокойствие и индивидуальность»

- Этим летом вы в составе сборной Испании выиграли чемпионат Европы. Это был первый международный титул сборной после 34 лет ожидания. Для вас это необычное чувство – начинать сезон, уже имея за плечами такой грандиозный успех?

– Это весьма воодушевляет! Что я успел почувствовать – так это те колоссальные надежды, которые связывают люди с нашей сборной. Этот титул тем более важен, поскольку наши болельщики год за годом питали большие надежды – и год за годом их ждало разочарование. Я понял теперь, что это такое – выиграть такой титул – это нужно почувствовать на собственной шкуре.

- За все эти годы неудач сборной вам не раз задавали вопрос, почему испанские клубы регулярно добиваются международных успехов, а сборная раз за разом проигрывает?

- О да. Об этом спрашивали очень часто. Но возьмите, к примеру, мадридский «Реал» несколько лет назад – в нем были собраны лучшие игроки мира. Зидан из Франции, Бэкхем из Англии… Для их сборных команд также было важно, что эти игроки выступают в сильной, конкурентоспособной лиге. У нас тоже важнейшие игроки выступали за рубежом. Торрес, Рейна и Хави Алонсо в «Ливерпуле», Фабрегас в «Арсенале» – все они сделали шаг вперед, приобрели опыт, отчего мы только выиграли.

- Один из важнейших вопросов в Лиге чемпионов этого года: удастся ли клубам из Испании бросить вызов англичанам?

– В последние годы в Лиге чемпионов властвовали английские клубы. Они делали это настолько уверенно, что могло возникнуть впечатление, что Англия сейчас стоит впереди Испании.

- Так ли это?

– Лига чемпионов – это шкала, по которой мы можем судить о силе национальных чемпионатов. Что, однако, не означает некую иерархию среди самих футболистов.

- Этим летом мы в очередной раз увидели, каким образом происходит качественный скачок в английской премьер-лиге. «Манчестер Сити» куплен арабским шейхом, который готов к большим инвестициям. Остальным клубам остается смириться?

– У кого есть деньги – у того есть сила. У меня такое чувство, что футбол все больше напоминает американскую НБА. Многие люди, способные тратить деньги, выбирают для своих трат футбол. Куда мы все движемся? Без понятия.

- К трансформации и искажению самих соревнований?

- Может ли быть так? Возможно, все со временем стабилизируется, как это стабилизировалось и в НБА. Там ведь тоже есть трансферы, и под конец у всех команд оказывается больше денег, чем было в начале.

- В Германии существует мнение, что победа в Лиге чемпионов – недостижимая цель для нынешних представителей бундеслиги. Феликс Магат сетует на то, что немецкая лига не столь конкурентоспособна в сравнении с другими сильнейшими национальными чемпионатами в Европе и в ближайшее время не станет таковой.

– Разумеется, чтобы построить команду нужны деньги. Но мюнхенская «Бавария» выигрывала не так и давно (в 2001 году), да и дортмундская «Боруссия» побеждала в 1997-м…

- Кто по-вашему фаворит в этом году?

– Мы. Мадридский «Реал». И «Манчестер Юнайтед» также будет играть важную роль как действующий обладатель титула.

- Для мадридского «Реала» Лига чемпионов это…?

– … наш титульный турнир. Как и для «Милана». Мы, мадридский «Реал», вновь завоевали гегемонию внутри Испании. «Барселона» выиграла два чемпионских титула подряд, но теперь и мы добились того же. Правда в том, что теперь настало время вернуть себе ту славу, что была у нас вне Испании.

- Со стороны может показаться, что у вас есть слабые места. Попытки усилить команду – Криштиану Роналду, Вилья, Касорла – все провалились.

– Может статься, так оно и есть. Но подождите. До Рождества еще есть время, чтобы проанализировать сильные и слабые стороны наших игроков. Мы не должны забывать, что в прошлые годы у нас было много новых игроков, и все же мы всегда завоевывали чемпионство.

- Все лето вокруг команды было шумно. То слухи о Криштиану Роналду, то суматоха вокруг Робиньо. Это не помешало подготовке?

– «Мешать» – неправильное слово. Несколько утомило. Когда на протяжении некоторого времени говоришь только на одну тему, как будто нет ничего более важного, это слегка достает. Я не знаком с Роналду, но, на мой взгляд, он мог бы прояснить ситуацию пораньше, чем он это сделал. Он замолчал, вокруг него все носились туда-сюда – и, в конце концов, в некотором затруднении оказались и он сам, и «Реал», и «Манчестер».

- Вам жаль, что Робиньо ушел?

- Он сказал, что не хочет больше играть за «Реал». Ему просто открыли дверь, чтобы он мог уйти.

- В прошлом году вы выиграли приз имени Рикардо Заморы. Вы стали вратарем, пропустившим меньше всех мячей в чемпионате – такого раньше в вашей карьере не случалось. Как это получилось?

– Мы стали сильнее в оборонительной игре. У нас была хорошая защита, с игроками вроде Каннаваро и Серхио Рамоса, к этому добавились такие игроки как Пепе, Метцельдер, Хайнце… Прекрасно играли Диарра и Гаго, также и полузащитники, которые взяли на себя часть оборонительных функций.

- Какова в этом роль Бернда Шустера?

– «Мистер» уделяет особое внимание обороне. В особенности, ее действиям при стандартных положениях. Но, прежде всего, конечно, он думает об атаке. Впрочем, я один из тех, кто считает, что в прошлом году мы просто играли в отличный футбол.

- С Шустером вы чувствуете себя раскованно?

– С «Мистером»? Феноменально. Возможно, со стороны он выглядит очень серьезным и нечасто смеется, но человек он потрясающий.

- Кто был для вас образцом голкипера?

– Петер Шмейхель. С самого детства я следил за ним, еще с чемпионата Европы 1992, который выиграли датчане.

- Несколько лет назад вы назвали Бодо Иллгнера голкипером, наиболее повлиявшим на вас.

- Да. Для него было непросто осознать тот факт, что 18-летний парень вытеснил его из основного состава. Я пробился в «основу», потому что ему приходилось сражаться с многочисленными травмами. Однако он всегда вел себя со мной очень корректно, по-настоящему профессионально.

- Что определяет вратаря суперклуба?

– Прежде всего – индивидуальность.

- Что вы под этим понимаете?

– Под индивидуальностью я не подразумеваю: орать на всех вокруг и размахивать руками. Быть спокойным и хладнокровным – тоже очень важно для вратаря. Спокойствие и индивидуальность должны идти рука об руку.