9 мин.

Алексей Сафонов: «Дзюба и Прудников могут стать заменой Павлюченко»

– В одном из летних интервью вы говорили, что были уверены в переходе форварда «Зенита» Андрея Аршавина в зарубежный клуб. На ваш взгляд, почему же этого все же не произошло?

– Сначала англичане хотели сыграть на понижение цены, но в Питере на эти условия не согласились. А потом, когда они предложили всю сумму раскидать на пять лет за два дня до конца заявки, «Зенит» просто не мог принять предложение «Тоттенхэма» – тут же надо понимать, что клубу необходимо найти игроку замену. С одной стороны, питерцы приобрели Данни. С другой – португалец может получить травму, и что тогда делать? Я думаю, что «Зенит» ставит задачу успешного выступления в Лиге чемпионов – ведь на этом можно заработать неплохие деньги. Да и в тройку в премьер-лиге надо попасть.

– А если бы «Тоттенхэм» был готов заплатить всю сумму разом – отпустил бы его «Газпром» или в клубе нашли бы какие-то новые причины?

– Если бы англичане согласились заплатить всю сумму отступных, которая прописана у игрока в контракте, у «Зенита» просто не было бы выбора. Я, честно говоря, считаю, что Аршавину больше подошел бы испанский чемпионат. Английский футбол не для него. Говорят же, что все, что ни происходит, все к лучшему. Зимой-то он уйдет однозначно. Сейчас отыграет групповой этап Лиги чемпионов и получит новое предложение.

– То есть зимой переход футболиста в иностранный клуб неизбежен?

– Футбол такая вещь – человек может и травму получить. Конечно, сейчас он на пике, был бы идеальный момент для перехода. Но, кто знает, – возможно, Аршавин отыграет еще сильнее в Лиге чемпионов. И его стоимость станет еще выше. Но я думаю, что в «Зените» понимают, что это один из немногих шансов футболиста уйти – а это все играет на имидж клуба.

Я, например, рад, что Павлюченко ушел, а то какой-то вакуум образовался. Вроде и футболистов много у нас хороших – а никто не уходит. В Европе ведь и Жирков, и Акинфеев были бы одними из лучших. Понятно, что у ЦСКА свои проблемы – всех отпускать нельзя. С другой стороны, если звезды уходят – кто-то может стрельнуть. Вот у ЦСКА Карвальо ушел – расцвел Дзагоев, выглядит великолепно парень. Говорят, талант всегда пробьет себе дорогу – но может ведь и пересидеть.

– А вообще с чем связана эта тенденция – лучшие российские игроки остаются в своих клубах, несмотря на интерес со стороны европейских клубов?

– Просто у каждого игрока есть своя определенная цена. Иногда, конечно, она может быть завышена. Клубы тоже умеют считать деньги. Это чисто агентский момент: команды хотят и получить побольше, и не перегнуть палку. Самое главное – найти компромисс. Например, «Спартак» устроила сумма отступных – в связи с чем было принято решение, что Дзюба и Прудников смогут компенсировать отсутствие Павлюченко. Переходы Видича и Павлюченко, кроме того, в дальнейшем помогут клубу приглашать к себе перспективных молодых игроков, которые будут видеть, что у них есть перспективы уйти дальше.

– То, что Аршавин не смог уйти из «Зенита», несмотря на интерес «Барселоны» и «Тоттенхэма», а также желание самого игрока, не повлияет на желание молодых игроков ехать в Россию?

– Сложный вопрос. Все это решается на уровне агентов и клубов. С молодыми талантами команды стараются подписать долгосрочные контракты на 4 или 5 лет. Тогда футболист в любом случае оказывается зависим от своей команды. Кроме того, клубы при подписании контракта ставят заведомо завышенную сумму отступных – потолочную. Я сам сталкивался с этим, когда мои клиенты – молодые ребята – подписывали свои первые большие контракты. Главное – найти золотую середину.

– Если говорить о ценах – насколько стоимость Павлюченко была оправдана? Агент Владимир Абрамов, например, сказал, что «Спартак» «просто упал» от предложения «Тоттенхэма».

– Да, для красно-белых это большая удача. Кроме того, все было очень оперативно: он поехал в Киев, но уже на следующий день вернулся в Россию, чтобы улаживать вопросы по трансферу. Тут просто звезды сошлись. То же самое было бы и в ситуации с Аршавиным – если бы цена устроила «Зенит», то клубы пришли бы к соглашению.

– После Евро-2008 вообще увеличилась трансферная стоимость российских игроков?

– В целом, конечно, да. Хотя все это зависит еще, как кто выступил на Евро. У Жиркова, Акинфеева, Аршавина и Павлюченко стоимость увеличилась – но у цены есть потолок. При всем уважении к Аршавину, не может он стоить как олимпийский чемпион Месси. Поэтому когда пошли разговоры об обмене этих футболистов, было понятно, что это бред. Должна же быть какая-то логика.

– И все же, как изменился порядок цен на российский «товар» – 10, 50 или 100 процентов?

– Ну мы же не на вес их продаем, оценить конкретные цифры очень сложно. Я думаю, что у названных мной ранее футболистов на 30-40 процентов цена точно поднялась.

– Складывается впечатление, что наши игроки с какой-то неохотой едут заграницу. Почему? Ведь многие о таких предложениях могут только мечтать.

– Сейчас в России очень выросли зарплаты, игроки получают очень приличные суммы. А в других странах еще и уровень налогообложения гораздо выше. Мне рассказывали друзья из хоккейного бизнеса, что в Канаду из-за налогов неохотно едут игроки, даже если им предлагают более выгодные контракты.

– Пишут, что Павлюченко будет в Англии получать 2 миллиона долларов – получается, половину этой суммы он отдаст?

– Думаю, будет некорректно, если я прокомментирую эту информацию. Лучше об этом спросить у Олега Артемова, который занимался делами спартаковца.

– А вообще, насколько велика роль агента в таких трансферах? Вот Аршавин нанял себе специального представителя, который занимался его переходом, однако тот на решение «Зенита» повлиять так и не смог…

– Я вообще первый раз сталкиваюсь с таким агентом, как Деннис Лахтер. Насколько я знаю, у него с игроком контракт просто личный. Мне кажется, что Павел Андреев быстрее бы эту ситуацию разрулил. Он в «Зенит» вхож, продлил контракты Анюкову и Денисову. Я не знаю, откуда взялся этот «представитель». По-моему, он за счет Аршавина просто сделал себе рекламу.

– Как раз Лахтер в интервью английскому Sky Sports заявил, что в России, как в советские времена, интересы спортсмена никого не волнуют. Не повлияло это на имидж российской премьер-лиги?

– Думаю, просто у Аршавина слишком серьезный контракт. Порядок цифр я примерно знаю. В мире не так много клубов, которые могут себе позволить такие условия. Многие клубы просто не стали рассматривать вариант с российским форвардом, так как знали об условиях его контракта.

– А вы когда-нибудь сталкивались с тем, что игрок, которому не позволили осуществить свою мечту, замыкался в себе и не мог уже выйти на свой прежний уровень?

– Психологический стресс, конечно, сказывается на игре любого футболиста. Хотя Андрей профессионал, он прекрасно понимает, что если сейчас начнет замыкаться в себе и саботировать тренировочный процесс, то его трансферная стоимость резко упадет. В России я с таким пока не сталкивался. Сложно вспомнить.

– А как же Александр Кержаков?

– Ну вот если только он. Это единственный пример, когда футболист проявил характер и настоял на том, чтобы ему позволили уехать. Пока ему тяжело в российском чемпионате, но, с другой стороны, выиграл Кубок УЕФА с «Севильей». Он поставил себе цель и добился ее. Что-то получилось лучше, что-то – хуже. Вообще, в России сейчас отличные зарплаты, поэтому игроки с удовольствием возвращаются сюда. Если за Данни платят 30 миллионов – значит суммы вращаются серьезные.

– В связи с трансфером португальца стоит ожидать нового витка цен на футболистов российского чемпионата?

– Да нет, я думаю, каждого игрока встречают по одежке. Если у «Зенита» есть такие деньги, то он их и платит. У элитных клубов всегда были огромные бюджеты. Провинциальные команды все равно никогда не смогут позволить себе покупать игроков по таким ценам. В Томске всю команду за 5 миллионов собирают, в Санкт-Петербурге за 30 одного берут. Так было, так и будет. Единственное, что в связи с лимитом на легионеров еще скакнут цены на молодых российских футболистов. Чем строже будет лимит, тем выше цены.

– Если говорить о ценах на российских игроков – «Рубин», к примеру, на Романа Адамова потратил 5 миллионов. Насколько оправдана эта цена?

– Не стоит забывать, что этот футболист был лучшим бомбардиром чемпионата России. Не надо его сравнивать с зарубежными игрокам. В Казани вообще своеобразный стиль игры, к нему еще надо адаптироваться. Рыжиков тоже ушел в «Рубин» – сейчас его в сборную пригласили. Так что все зависит от игрока. Я просто Адамовым не занимался. Савина вот мы отдали в «Крылья» – его купили за 2,5 миллиона, он уже 6 мячей забил, в Кубке отличался. У «Рубина» сейчас серьезный бюджет, серьезный зарплатный фонд. Казанцы поставили себе цель – быть в тройке и попасть в Лигу чемпионов. И к этой цели планомерно идут – можно сказать, уже пришли. И тогда эти затраты оправдаются: какие-то деньги отобьют за участие в турнире, какие-то – за победы. В Татарстане в этом плане профессионально все выстроено – развиты все виды спорта: и хоккей, и баскетбол, и волейбол, хоккей с мячом, гандбол. Спорту уделяется большое внимание.

– Почему же тогда наши гранды в летний период дозаявок практически не усилились? ЦСКА взял молодого нигерийца, «Спартак» отдал Павлюченко и взял только Саенко, «Локомотив» тоже не удивил звездными именами.

– В ЦСКА ситуация очевидна – клуб объявил, что в следующем сезоне команду возглавит новый тренер. Ни один игрок не будет подписывать контракт на полгода. Нет смысла брать футболистов, когда в следующем сезоне новый тренер будет строить новую команду. ЦСКА – один из претендентов на золото и с этим составом, и с этим тренером. Вообще медали разыграют армейцы, «Динамо», «Зенит» и «Рубин». Пока преимущество у казанцев. В «Спартаке» же, видимо, решили, что Дзюба и Прудников могут адекватно заменить Павлюченко. У молодых форвардов теперь будет больше шансов – наступает момент истины. Если они за этот шанс ухватятся, то, вполне возможно, «Спартаку» больше и не понадобятся никакие нападающие.

– Большую активность на трансферном рынке проявили более скромные клубы – «Москва», «Химки», «Терек».

– Больше всех, наверное, подмосквный клуб себе купил. Команды, которые находятся в зоне вылета, всегда сильно обновляют состав. В «Химки» пришли Сабитов, Динеев, Кудряшов, Титов, Габриэл, Бугаев. Поменяли почти всю команду – поэтому-то и проблемы. Надо сыграться, очков нет, ответственность за результат давит. Стабильность состава – признак класса команды. Как вот в «Сатурне» получилось – в начале сезона было игроков на три состава, и клуб оказался в зоне вылета. Игроки-то одного уровня, поэтому множество конфликтных ситуаций, связанных с выбором состава, влияет на атмосферу в команде.

– Кроме того, двух своих лучших футболистов отдал «Луч-Энергия». Из команды ушли Марек Чех и ивуарийский защитник Дакоста.

– Не думаю, что это знак того, что команда смирилась с предстоящим вылетом из премьер-лиги. Скорее всего, все решили финансовые моменты. Наверное, была прописана какая-то сумма отступных. Тем более, «Локомотив» отдал во Владивосток Полякова. Это может быть связано и с перебором легионеров. Дакоста тоже совершил шаг вперед, будет играть в еврокубках.

Пять-шесть команд внизу турнирной таблицы примерно одного уровня. Думаю, они будут биться за прописку в премьер-лиге до самого конца чемпионата. Что «Шинник», что «Химки», что Томск, что «Луч».