Четвертая дочь Франко Сенси
«Все знают, что у меня три дочери – Розелла, Сильвия и Мария Кристина. Но на самом деле их у меня четыре. Одна из них – «Рома», – учитывая то, что сделал для «джалоросси» Франко Сенси, которому принадлежат эти слова, его можно назвать примерным отцом. Таким же, как и Сенси-старший – Сильвио. Как известно, «Рома» была основана в 1927 году путем слияния трех клубов – «Альба Аудаче», «Романы» и «Фортитудо-Про Рома», капитаном которой был как раз Сильвио Сенси. В свободное от футбола время он успешно занимался строительным бизнесом и с энтузиазмом воспринял идею создания нового конкурентоспособного клуба. Именно Сильвио придумал проект легендарной арены «волков» – «Тестаччо», вложив в него не только душу, но и личные средства. Взамен он попросил у руководства клуба лишь три билета на трибуны, построенные по подобию стадиона «Эвертона», – для себя, жены Розы и сына Франко, появившегося на свет за 10 месяцев до рождения «Ромы».
В детстве Франко также поигрывал в футбол, но еще сильнее увлекался математикой, получив соответствующий диплом в университете Мессины. В возрасте 28 лет Сенси позвали в «Рому» – на пост советника президента, который он занимал долгих семь лет. В конце этого периода, в 1961 году, «волки» завоевали свой пока первый и последний евротрофей – Кубок Ярмарок. Возможно, Франко и остался бы, но обладавший крутым нравом Сенси не сошелся характером с новым управленцем римлян тезкой Эванджелисти и окунулся в бизнес.
Сенси учредил фирму Italpetroli, которая создала серьезную конкуренцию в нефтяном и нефтехимическом секторе гигантам с севера страны ERG и Saras. В течение нескольких лет Сенси сколотил приличное состояние и обратил свое внимание на другие сферы – недвижимость, издательский (несколько газет) и туристический бизнес. А также ненадолго перебрался из шумного Рима в Виссо, что в провинции Мачерата, откуда родом его предки. Здесь он был выбран мэром и подался в политику, вступив в Христианскую демократическую партию. В 1997 году, во время землетрясения в Италии, Франко пожертвовал солидную сумму на восстановление города.
Вернуться к делам футбольным Франко вынудило предбанкротное состояние «Ромы», до которого к 1993 году ее довел Джузеппе Кьяррапико. Этого ушлого дядю, всю свою жизнь имеющего проблемы с законом, взяли под арест, а «волки» остались без присмотра. Узнав об этом, руку помощи «Роме» предлагали экс-владелец Фоджи» Паскуале Казило (еще один трутень), а также сам Бернар Тапи (представлять не надо?). Однако вето на их приход в клуб наложил тогдашний мэр Рима Франко Карраро, заявивший, что новым владельцем должен стать человек из Рима. В результате 21 мая 1993 года клуб выкупил Сенси, взявший себе в компаньоны известного бизнесмена Пьетро Меццарому. Впрочем, совсем скоро эти двое начали тянуть штурвал управления клубом каждый в свою сторону, строя друг другу козни. Ну прямо как в сегодняшнем «Ливерпуле». К примеру, назначенный главным менеджером команды племянник Меццаромы Марко без ведома Сенси пригласил в «Рому» не кого-нибудь, а Лучано Моджи. Наслышанный о темных делишках этого импресарио Франко, первым делом объявивший, что при нем «Рома» не будет участвовать в закулисных интригах, понятное дело, был в бешенстве. Понимая, что так каши не сваришь, спустя полгода Сенси уговорил Меццарому продать ему свою долю акций. Воротилы остались друзьями, а Франко с огоньком в глазах закатал рукава.
Для начала Сенси провел реконструкцию тренировочного центра имени Фульвио Бернардини в Тригории и пригласил известного тренера и, что символично, римлянина Карло Маццоне. Выкинул кучу денег на так и не заигравшего уругвайского страйкера Даниэля Фонсенку и на блеснувшего аргентинца Абеля Бальбо. Однако вскарабкаться выше пятого места «волкам» не удалось. А сезон-1996/97 и вовсе стал провальным: добиться результата с «джалоросси» не удалось маститым Карлосу Бьянки и Нильсу Лидхольму. Итог – 12-е место. С пришедшим им на смену из «Лацио» харизматичным чехом Зденеком Земаном «Роме» удался качественный скачок – команда показывала искрометный футбол, финишировав в 1998 году на четвертом месте. Именно при Земане, который стал зачинателем громкого допингового скандала, капитанская повязка перешла к Ческо Тотти. Но стать чемпионом удалось лишь с Фабио Капелло, принявшим команду в 1999 году, а также с приходом за солидные деньги Винченцо Монтеллы и Габриэля Батистуты. Только за аргентинца Сенси выложил 35 млн долларов. Огромные траты принесли скудетто, но также породили финансовый кризис. Франко удалось вырулить ситуацию и вскоре из-за проблем со здоровьем отойти в сторону, доверив управленчество дочери Розелле. Ни одна женщина Италии до нее не удостаивалась подобной чести!
В последние годы Франко редко появлялся на людях, признаваясь, что стесняется своей немощности. В мае 2008 года, когда со здоровьем почетного президента стало совсем плохо, награду Франко «Этика в спорте» (за вклад в историю «Ромы») получала его жена Мария Нанни. «Всякие приемы и вечеринки никогда не заботили моего Франко, – говорит Мария. – Для него всегда на первом месте была семья. И, конечно, «Рома».
Фаны «Ромы» питают надежду, что со смертью Франко клуб не перейдет в чужие руки и останется собственностью семьи Сенси. Напомним, что не так давно «джалоросси» пытался купить американец Джордж Сорос, которому отказали. Однако банк UniCredit, владеющий 49% акций Italpetroli и предоставивший «Роме» кредит в размере 340 млн долларов, вечно ждать не будет. Розелле Сенси придется проявить недюжинную смекалку, чтобы не отдать «сестру» в чужие руки.
отчего же не упомянуть, благодаря кому было создано это недоразумение... эх, Бенито, Бенито...