Льежская битва
– Настрой у них какой-то неприятный. Всем своим видом показывают, что выиграют 4:0 и вообще очень негостеприимны. Мы их в Питере принимали намного дружелюбнее. Один представитель клуба вообще в разговоре со мной бросил: «А что вы хотите? Если бы мы выиграли на «Петровском» 3:0, то были бы гостеприимны, – пресс-атташе «Зенита» Алексей Блинов, встретив российских журналистов в Льеже в четверг днем выглядит немного растерянным.
Через несколько часов начнется матч его клуба со «Стандардом» и крупная победа двухнедельной давности должна внушать уверенность. Но как не поддаться волнению, когда наставник бельгийцев Мишель Прюдомм на полном серьезе пугает длинными забросами мяча в штрафную «Зенита», с которыми питерцы всегда справляются с трудом, местные газеты храбрятся, утверждая, что «Стандард» способен отыграть три гола, а все, кто хоть немного интересуется футболом из местных жителей утверждают, что льежские фанаты самые агрессивные в стране? Душевный покой можно обрести разве что, изучив опрос болельщиков, которая провела самая популярная местная газета «La Derniere Heure». Только 4,4% респондентов верят, что «Стандард» разгромит «Зенит».
Около тысячи поклонников «Зенита» подтягиваются к «Марису Дюфранье» заранее. Публика, как всегда на еврокубках, разношерстная: люди приезжают из Питера, Москвы, Германии, Франции, много тех, кто живет непосредственно в Бельгии. Уже после окончания матча пошел слух, что без драк между фанатами не обошлось. Чуть не дошло до драки и в пресс-центре. Несмотря на то, что «Зенит» послал официальное письмо с просьбой аккредитовать на матч 27 российских журналистов, соответствующих «проходок» оказалось выделено лишь 20. Причем, пресс-аташе льежцев Фредерик Летиен перед игрой отключил мобильный телефон.
– Что за бред, как так можно?, – возмущались представители пресс-службы «Зенита», пытаясь оперативно разрешать ситуацию. Но когда дело дошло до выдачи специальной жилетки фотографу – страсти наколились до предела.
– Вашей фамилии нет в списке, – кричал сотрудник бельгийского клуба на фотокорреспондента. – Уходите, отсюда. Это вам не Россия, это Бельгия!
Все могло закончится плохо, но, в конце концов, льежец пошел на унизительный для него компромисс: взяв в качестве залога 20 евро, он выдал жилетку, чем поставил под сомнение собственные же слова. Чаще подобным образом поступают как раз в России, а не в Европе.
Минут за тридцать до игры, динамики стадиона разрываются от громкой музыки. Трибуны за воротами, одна из которых носит гордое название «Адская сторона», расцветают флагами «Стандарда», портретом Че Гевары и плакатом «Мы пройдем «Зенит».
– Болельщики у них, конечно, невероятные. Было тяжело. Настоящий 12-й игрок, – признает после игры Павел Погребняк.
Появление футболистов на поле диктор громогласно предворяет обратным отсчетом: «Десять, девять, восемь… ноль». Все! В ушах только оглушительный свист в адрес гостей. Полностью стадион не заполнен – из 28 тысяч мест заняты только 20, но от этого не легче. Голос российского десанта периодически прорывается сквозь хозяйский ор, но выглядит лишь коротким напоминанием: «И мы тоже здесь».
Как и обещал Прюдомм, который из-за удаления на «Петровском», расположился в VIP-ложе, «Стандард» с первых минут «грузит» мяч в штрафную Камила Чонтофальски. Голкипер кричит на партнеров, требуя, чтобы они не прижимались к воротам, играли шире, но зенитовцев все равно придавливают. Мяч, который от спины Ломбертса попадает в руки словацкого вратаря выскальзывает, и оказывается в сетке. «Марис Дюфранье» выплескивает счастье, граничащее с безумием. Вечер, который уже давно перестал быть томным, рискует закончится для питерцев трагедией.
– Они когда гол забили, стали носиться по полю с глазами на выкате. Я даже начал сомневаться в итоговом результате, – вспомнит потом свои ощущения Погребняк.
Однако счастье льежцев скоро превращается в гнев. Американец Огучи Оньеву наступает у углового флажка на Анатолия Тимощука – вторая желтая карточка и удаление. Бельгийские болельщики с ближайших секторов несутся по рядам вниз. Капитан «Стандарда» Стивен Дефур успокаивает их, показывая руками: «Утихомирьтесь». А Прюдомм, по собственным словам, проклинает Оньеву:
– Он постоянно получает нелепые, ненужные предупреждения. Перед матчем Огучи пообещал мне, что сегодня ничего подобного не будет!
Впрочем, если это решение Томпсона, не поддается критики со стороны наставника бельгийцев, то когда Ломбертс посылает во втором тайме мяч в свои ворота, а арбитр отменяет гол из-за офсайда, Прюдомм негодует. Он придет на пресс-конференцию с бледным лицом, красными глазами и уверенностью, что у него украли групповой этап Кубка УЕФА. Несколько раз потрет руками лицо и, выверяя каждое слово, произнесет:
– Вы сами видели, что сегодня произошло. Я впервые в жизни столкнулся со столь необъективным судейством. Мы не заслуживали поражения от «Зенита» на «Петровском», должны были выиграть сегодня. Но в этих двух матчах арбитры не дали нам шансов. С другой стороны, я вновь убедился: бюджеты в футбол не играют. «Стандард» смотрелся лучше «Зенита».
Тема судейства выходит на первый план и для россиян, когда за вторую желтую карточку удаляюь Погребняка. Томпсон посчитал, что, приложив палец к губам после забитого гола, Павел проявил неуважение к болельщикам.
– Аршавин так постоянно делает, а я первый раз в жизнь приложил палец и сразу удаление… Очень обидно, что пропущу первый матч группового этапа, – сказал Погребняк в микст-зоне.
Но российский нападающий по отношению к арбитру все же не столь суров, как футболисты «Льежа». Из всех послематчевых комментариев бельгийцев создается впечатление, что арбитр виноват буквально во всем.
– То есть «Зенит» вам никаких проблем не создавал? – спрашиват Дефура.
– Это, конечно, хорошая команда. Но мы сильнее. В групповом этапе россиянам будет очень непросто, если продолжат играть так же несконцентрировано, как против нас.
В том же духе высказывается и полузащитник Маруан Феллайни, а потом вновь срывается на Томпсона.
– Судья не засчитал чистый гол, удалил игрока, не давал нам контратаковать…
– Не знаю, почему бельгийцы столько протестуют. По-моему шотландец отработал нормально. Он давал играть, бороться и принимал справедливые решения в обе стороны, – отвечает на выпады льежцев Чонтофальски.
– Судья сегодня отработал на пять с плюсом, – высказывает свое мнение Аршавин.
Естественно, что «золотой середины» в данном случае не найти. У каждого своя правда, и, возможно, будь на месте «Стандарда» зенитовцы, они были бы столь же импульсивны.
– Но в любом случае, мы очень рады, что прошли в групповой этап. Сезон продлится до декабря, но устать мы не должны, – оптимистично замечает Чонтофальски и уходит из микст-зоны.
На улице же Ломбертс раздает автографы и общается с приехавшими на матч родителями и друзьями. Пожалуй, он единственный из зенитовцев, кого в Льеже встретили тепло.
Александр ЛУКЬЯНОВ, Льеж
Команда хотела выехать на одних забросах... лохи позорные, за всю игру один опасный момент создали, выскочки мля.
Про пиндоса все говорят, потому что этот даун еще в первом матче показал себя во всей красе!
а потом показать ее бельгийцам